Рефераты. Управление персоналом в организации (на примере Орской таможни)

В Листе изучения кандидата дается поручение начальнику отдела кадров о подготовке проекта приказа о приеме кандидата на службу

18

Утверждение приказа о приеме кандидата на службу

Начальник таможни

Заключение приобщается к личному делу при приеме кандидата на службу, все другие материалы изучения кандидата накапливаются в отдельном деле и  хранятся в отделе собственной безопасности

 

Поиск кандидатов осуществляется отделом кадров и руководи­телями структурных подразделений, имеющих  вакансии.  Вербовка используется в двух вариантах:

- индивидуальный - по рекомендациям, через  личные знаком­ства;

- массовый - по объявлениям.

И хотя первый вариант - более затруднителен,  опыт показы­вает, что он используется в таможне гораздо чаще,  так  как на работу приглашается человек, о котором уже что-то известно. Но  второй вариант имеет свое преимущество, поскольку предполага­ет выбор наиболее подходящего работника из нескольких  кандида­тов .

Основная нагрузка в процессе подбора кадров лежит  на  на­чальнике комплектуемого подразделения. Именно ему как  линейно­му менеджеру придется иметь дело с  последствиями  несоответст­вия уровня квалификации вновь принятого сотрудника официальным квалификационным требованиям по комплектуемой должности;  имен­но непосредственному руководителю необходимо будет оценить  ре­зультаты труда нового инспектора, решить вопросы его  продвиже­ния, перевода, отдыха и высвобождения.

Основная же задача кадровых структур таможни как  штатных менеджеров заключается в  планировании  человеческих  ресурсов организации, естественно, на основе "спущенного сверху" штатно­го расписания, то есть службе персонала необходимо  определить потребности таможни в кадрах (с количественной и  качественной стороны), выбрать  источники  ее  удовлетворения,  разработать определенные методы отбора и систему требований, предъявляемых к принимаемым сотрудникам, обеспечить формирование резерва  по­полнения, проанализировать практику этой работы с целью ее  да­льнейшего совершенствования.

К штатным менеджерам, пожалуй, следует отнести и появивше­гося недавно в штате таможни психолога. Он находится  в  непо­средственном подчинении у заместителя начальника таможни по ли­чному составу, но пока не имеет своего подразделения. Как  видно из таблицы 2.6, психолог участвует в процессе подбора кадров (ступень 10). Кроме того, он осуществляет мероприятия по психологической адаптации сотрудников к условиям таможенной  службы. Для этого в наличии у психолога специальный инструментарий для выполнения задач по  профессионально-психологическому  отбору - это банк психодиагностических тестов (методик) для изучения ин­дивидуально-психологических особенностей  личности.  Этот  ин­струментарий позволяет получить оценки тех или  иных  психичес­ких особенностей кандидатов в соответствии с целями профотбора, для их должностной расстановки, прогнозировать  социальное  по­ведение личности в различных условиях деятельности.

В отличие от традиционных способов изучения личности:  на­блюдений, бесед, изучения личных дел и так  далее, -  являющихся сколь ценными в плане получения сведений об  изучаемых,  столь трудоемкими и продолжительными по  времени,  специальные психо­диагностические методы обладают очевидными преимуществами. Они позволяют:

- собрать диагностическую информацию в относительно корот­кие сроки;

- предоставить информацию не вообще о человеке, а  принци­пиально о тех или иных его особенностях (интеллект, тип  акцен­туации и так далее);

- получить информацию в виде, позволяющем дать  качествен­ное и количественное сравнение индивида с другими  людьми (кан­дидатами) ;

-                 получить  информацию,  полную  с  точки  зрения  выбора средств психологического вмешательства, прогноза развития,  об­щения, эффективности деятельности в качестве сотрудника  тамож­ни той или иной специализации.

Необходимо отметить, что примерно 15-20  процентов  канди­датов по своим индивидуально-психологическим  особенностям  не соответствует требованиям, предъявляемым  сотрудникам  таможен­ных органов, и, естественно, не  рекомендуются  для  приема на службу. Но следует подчеркнуть, что  заключение  психолога  со­гласно требованиям нормативных актов  Государственного таможен­ного комитета носят все же рекомендательный характер.

Итак, процесс профессионального отбора кандидатов на служ­бу завершен. Предположим идеальную ситуацию, что все вновь при­нятые сотрудники имеют "стартовый капитал", то есть полный  на­бор способностей и возможностей для развития карьеры.  В  орга­низационной структуре таможни, как и таможенной системе вообще, изначально уже заложена основа для развития  деловой  карьеры, так как таможня - организация военизированная и строится по ти­пу иерархии. Поэтому инспектор таможни не  движется  вверх  по служебной лестнице только в двух случаях: или он плохо  работа­ет, или нет вакансии на более высоком уровне, что случается до­вольно часто. Конечно, сюда могут примешиваться и субъективные факторы, как, например, тип  руководителя  таможенного  органа. Но в данном случае мы не будем принимать их во внимание.

Сравним данные по пополнению кадров Орской таможни в 1997                                   и 1998 годах и проанализируем их (см. табл. 2.7).

Таблица 2.7

Динамика пополнения кадров Орской таможни в 1997 -1998 гг.

№ п/п

Показатели

Количество принятых

1997 г.

1998 г.

Чел.

В % от общего кол-ва приня-тых в этом году

Чел.

В % от общего кол-ва приня-тых в этом году

 

Всего

95

 

41

 

1

Образование:

а) высшее

б) среднее специальное

в) среднее общее

 

62

15

18

 

62,5

15,8

19,0

 

36

3

2

 

87,8

7,3

4,9

2

Возраст:

а) до 30 лет

б) от 30 до 40 лет

в) старше 40 лет

 

50

38

7

 

52,6

40,0

7,4

 

30

11

0

 

73,2

26,8

-

3

Специфика образования:

а) экономист

б) юрист

 

15

5

 

15,8

5,3

 

5

2

 

12,2

4,8

Анализируя данные табл. 2.7, можно сказать, что в 1998 году производился более тщательный отбор кандидатов - с высшим образованием принято на 22,6 % больше, чем в 1996 году. В 1998 году у руководства таможни и кадровых служб было для  этого  больше времени, и была возможность выбирать. В 1995 - 97 гг.  приходилось укомплектовывать кадрами стремительно  развивающуюся структуру таможни в короткие сроки. Кроме того, можно отметить значитель­ное омоложение персонала таможни: количество вновь принятых со­трудников в возрасте до 30 лет увеличилось на 20,6%, а в возра­сте от 30 до 40 лет - сократилось на 13,2%; что же касается сотрудников в возрасте старше 40 лет, то в 1998 году их в  таможню не принимали.

Данные по принятым экономистам и юристам оставляют желать лучшего. В 1998 году количество принятых с экономическим и юри­дическим образованием даже снизилось: по принятым экономистам - на 3,6 пункта, по принятым юристам - на 0,5  пункта.  Проблема, связанная с принятием на службу в таможню лиц с  экономическим и юридическим образованием, будет рассмотрена в  третьей главе дипломной работы при анализе причин текучести  и  неукомплекто­ванности кадров в Орской таможне.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.