Рефераты. Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

—              человеческая установка на создание культурных ценностей.

Таким образом, характеризуя человека мы выделяем его природу, комплекс основных способностей, обеспечивающих удовлетворение естественных потребностей и приспособление к среде. Этот комплекс обусловлен биологическими данными и передается путем генетического наследования. Если это принять за основу, тогда мы вынуждены признать, что есть люди с низшей и высшей природой, с эгоистическими и альтруистическими устремлениями. В таком случае построить благополучное общество не удастся никому. Альфа Раби говорил, что "безрассудно утверждать, что кто-то является от природы злым, а кто-то наделен только добродетелями".

В связи с этим, ученые вышли на проблему инстинктов. Инстинкты стали рассматриваться как врожденные способы реагирования на внутренние и внешние раздражители. Это присуще всему человеческому виду и вызывает у него одинаковые способы поведения. Это дало возможность Фрейду соединить биологическое и социальное в трех инстанциях ( "Я", "Оно", "Сверх Я"). биогенные силы сосредоточены в "Оно", социогенные в "Я", "Сверх Я". Скинер и Хоманс обосновали сущностный элемент человека - это общественное бытие, где практически не возможна автономия. Вывод: в любой социальной общности человек имеет свой интерес, который и составляет основу и результат его социальной активности. Личность в таком случае предстает как социально обусловленная и индивидуально выраженная система, на развитие и совершенствование которой влияют ряд факторов:

—              неклассовые факторы(язык, наука, техника);

—              общечеловеческие (искусство, мораль, философия, социальные нормы, социальный интерес, удовлетворяемый с помощью политической культуры и идеологии).

Таким образом, Скинером и Хоманс социальный контроль и должное перевели в принцип "Я могу", и соединили в нем процесс самоутверждения и самоотрицания себя. Иначе, проявление социального характера представляет собой процесс связи психологии человека с социокультурными условиями и образом жизнедеятельности.

Иначе определил социальный характер Рисман. Он считает, что социальный характер - это постоянная социально обусловленная величина, и выделяет три типа социального характера:

1.                 ориентированный на традиции;

2.                 внутренне ориентированный;

3.                 внешне ориентированный.

Юнг согласился с этой классификацией и назвал внутреннюю ориентацию интровертированием, а внешнюю - экстровертированием. Современные психологи проблему экстровертирования перевели в проблему конформизма, который способен к внутренней самостоятельности и активности. Эту точку зрения поддержал и Рисман.

Уайт вместо понятия социальный характер ввел термин "человек организации". Инкельс ввел категорию "модальная личность". Сегодня это понятие трансформировано - "модельная личность". Линтон и Кординер ввели понятие "основной тип личности".

Большое значение для характеристики личности как социальной системы имеет понятие социальный стандарт или социальный стереотип - это, упорядоченная , схематизированная, традиционно привычная норма восприятия и поведения. Это понятие введено в 1922 году Липпманом. Социальный стандарт включает в себя:

—              моральные нормы;

—              принципы социальной философии;

—              культурные стандарты.

Функциональная роль социального стандарта - это обеспечение устойчивости и стабильности в обществе. Иногда социальный стандарт трансформируется в привычку критически осмысливать все происходящее, отвергать всю информацию, а также аналитические оценки жизнедеятельности общества. Социальный стандарт приспосабливает человека к обществу через трансляцию опыта, создание новых элементов в историческом процессе, развитие региональных особенностей на основе социокультуры, с помощью глубоких связей социально-экономических и общественно-политических процессов.

Наиболее важной и показательной чертой любого человека является социальное поведение. Это понятие, которым характеризуются действия, поступки людей. Набором социальных критериев выступают:

—              социальная среда;

—              социальный статус;

—              социальная роль;

—              индивидуальные характеристики: характер, интеллект, эмоциональная сфера, т.е. психические особенности индивида.

Социальное поведение характеризует либо целостность, либо расщепленность личности. Признавая этот факт, ученые давали свою концепцию социального поведения. Гранеми социальное поведение назвал процессом поступков. Политсер сказал, что это "драма". Сев Луи - "биография".

В нашей литературе социальное поведение определяется как деятельность, направленная на поддержание жизненной стратегии личности.

Сегодня в социальной философии дискуссии проходят не столько по социальному поведению, сколько по проблемам социального контроля, который рассматривается как исторически обусловленный и осуществляемый в деятельности людей, а также как процесс регулирования индивидуального и общественного. Социальный контроль осуществляется в следующих формах:

1.                 социализация личности;

2.                 формирование правосознания;

3.                 усвоение морально-этических норм;

4.                 через сознание и самосознание личности.

В связи с этим возникает проблема социального взаимодействия. На западе акцент делается на взаимодействии в обществе талантов и посредственностей, у нас приоритет отдается, с одной стороны, персонификации личности, олицетворения себя с окружающими, с другой - унификации - индивидуальных представлений в жизнедеятельности других людей. Во всех организациях и фирмах сегодня не рассматривается ни персонификация, ни унификация, а идет работа на лидера.

Концепция Парсонса "вживания в социальную роль" утверждает, что если человек вбирает в себя значимость других, то социальные стандарты становятся частью его мотивационной сферы.

Проблему социальной мотивации впервые поднял К.Маркс. он выделил три типа социальности:

1.                 отношения личной зависимости, т.е. человек полностью зависит от того, на кого работает, кто дает ему возможность жить. В этот период человек несвободен, не может выделить скбя из коллектива, он им подавлен. Отсутствие свободы во всех сферах бытия воспринимается как необходимость.

2.                 отношение вещной зависимости. Формируется под влиянием двух факторов: личная свобода труженика и личная, свободно продаваемая, рабочая сила. Свобода существует для труженика лишь вне владения средствами производства. Это отторжение мелких тружеников от средств производства является необходимым элементом первоначального накопления капитала. В обществе вещной зависимости самоценностью становится политическая свобода и духовно-нравственный выбор индивидуального или коллективного действия.

3.                 общество свободных индивидуальностей. Оно формируется под влиянием двух факторов:

—              разрушение всех социально-классовых зависимостей, интернационализация общественной жизни;

—              переход общественного прогресса, начиная с технологического, создает предпосылки для появления и расширенного производства свободных индивидуальных личностей. Приоритет отдается  свободе других индивидов.

Относительная личная свобода предполагает ответственность личности перед другими. Проблема свободы личности напрямую связана с проблемой отчуждения. Отчуждение появляется с возникновением парцилярной собственности. Теоретически отчуждение получило свое развитие с теорией общественного договора, обосновывающего передачу индивидами части своих прав государству (Гоббс, Локк, Руссо). Гегель рассмотрел отчуждение с позиции духовного идеального, как отчуждение политических прав и духа. Возникшая частная собственность одновременно являлась продуктом и средством отчуждения труда. Таким образом, отчуждение представляет собой механизм всеобщей связи индивидов и интеграции общества и, одновременно, способ развития цивилизации, т.к. этот механизм заложен в акте производства и производственной деятельности, в создании продукта, его распределении, обмене и потребления в процессе взаимодействия собственных средств производства и собственника рабочей силы. В этом случае, труд не становится сущностью как производителя продукта, так и верхов, которые присваивают их. Парадокс состоит в том, что отчужденные результаты деятельности людей становятся самостоятельным фактором, выходят из под контроля, и представляют собой силу, господствующую над обществом. У отчуждения есть конкретное начало, этот феномен принадлежит общественным отношениям имманентно, поэтому он историчен. Разделение труда в любом обществе невозможно преодолеть, как и нельзя исключить отчуждение из общественного прогресса. На отчуждение влияют социокультура и психологические факторы. Чтобы сократить масштабы разрушающего влияния отчуждения на общество необходимо органичное сочетание социально-экономических реформ с целенаправленным воздействием на общественное сознание, чтобы смягчить ощущение индивидом своей отчужденности. Таким образом, задача состоит не в том, чтобы преодолеть отчуждение и вывести его из общественных отношений, а смягчить его последствия для людей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.