Рефераты. Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

В отличии от сторонников логического позитивизма, которые стояли в стороне от большинства философских проблем, представители аналитической философии пытаются их анализировать и обсуждать. Особый акцент они делают на сферу морали. Если логический позитивизм этические высказывания воспринимает как высказывания не о фактах, а только об эмоциональном состоянии субъекта, то сторонники философии лингвистического анализа приоритет отдают через слова чувственно-эмоциональному состоянию субъекта. На почве логического позитивизма выросло особое этическое суждение (течение) - метаэтика (эмотивизм, эмотивиская этика); основоположники Альтер и Стивенсон. Согласно эмотивизму функции моральных высказываний есть способность выражать эмоции говорящего и одновременно оказывать определенное эмоционально-психологическое воздействие на слушающего, чтобы побудить его к совершению рекомендованных действий или поступков.

Данное положение сближало логических позитивистов, сближало мораль с пропагандой и другие способы воздействия на людей. Под напором тоталитарной идеологии фашизма эмотивизм уступил место аналитическое этики. Ее ярким представителем был Хаар. Это не нормативная этика, задачей ее было - лингвинистический анализ языка морали, понятий справедливость, добро, долг. Представители аналитической этики отрицали моральные нормы в связи с тем, что они не могли быть научно обоснованы.

Аналитическая этика занималась проблемами не сущего, а должного. Принятие норм Хаар считал разумным актом, который должен быть рациональным и осознанным. Философы должны помочь людям в свою очередь определить их нравственную позицию.

Аналитическая этика имеет императивный характер моральных норм, т.е. все моральные требования были рассчитаны на человека, поэтому этические императивы были названы универсалиями, используя их человек избирает угодную ему норму поведения.

Кантовский категорический императив Хаар дополнил и соединил с элементами утилитаризма, т.е. аналитическая этика имела не чисто лингвинистический характер, а заключала в себе содержательные императивы иного характера.

Вопрос 40

ВИТГЕНШТЕИН  Людвиг  (1889— 1951)—философ и логик, один из соз­дателей  аналитической  философии. Родился в Вене. В «Логико-философ­ском трактате» (1921) выдвинул кон­цепцию «логически совершенного», или «идеального», языка, прообразом которого для него является язык математи­ческой логики, как она была изложена в капитальном труде Рассела и Уайтхеда. Эта кон­цепция есть неоправданная попытка экстраполяции на всю совокупность знания о мире свойств ограниченного логического формализма, основанного на изображении знания как множества элементарных утверждений, связанных между собой логическими операциями конъюнкции, дизъюнкции и т. д. Ло­гико-гносеологической концепции В. предпосылает онтологическое обосно­вание в виде доктрины логического атомизма. Все, что не попадает в схе­му «идеального» языка,— традицион­ная философия, этика и т. д.— объяв­ляется В. лишенным научного смысла; философия   признается   возможной лишь как «критика языка». Отвергая постановку вопроса об объективной реальности, существующей независимо от «языка», от сознания, В. приходит к солипсизму. Идеи «Логико-философ­ского трактата» были восприняты ло­гическим позитивизмом. Ряд логиче­ских идей В. (применение табличного, или матричного, метода определения значения истинности, взгляды на ве­роятность и др.) оказал влияние на развитие совр. логики. Взгляды В., подытоженные в работе «Философские исследования* (1953), оказали воздей­ствие на лингвистическую философию.



ВОПРОС 41

Социальная философия продолжает в структурном плане философию и представляет собой концепции взаимосвязи и развития. Социальная философия позволяет дополнить общие представления о мире в целом, об его универсальных законах существования и развития. Социальная философия - это обществоведческий срез философского знания, в целом, и большинства его структурных элементов, в отдельности, т.е. бытия экономического, социального, политического, экологического, духовного и т.д.

Одной из важных категорий социальной философии является понятие эволюция или социальная динамика, которая фиксирует развитие социокультуры и взаимодействие людей в тот или иной период прогресса. Ученые неоднозначно оценивают социальную динамику. Первые защищают в социальной динамике линейность, это означает, что любое общество, последовательно развиваясь, проходит одни и те же этапы развития, идентичные другим обществам. Другие ученые отстаивают цикличность социальной динамики и утверждают, что каждый социальный прогресс имеет фазы зарождения, расцвета, упадка. Эту точку зрения поддерживают ученые, которые рассматривают цивилизацию как последовательную смену культур. Третьи обосновывают спиралеобразность социальной динамики. Здесь приоритет отдается качественным показателям изменения и развития социальной динамики. Четвертые, социальную динамику рассматривают с позиции соотношения революционного и эволюционного в общественном прогрессе. Социальное познание предполагает анализ общественного сознания, использование при изучении социальных явлений и процессов общенаучных методов и форм знаний.

Социальная философия, как и иные формы познания, имеет две функции:

- мировоззренческую - совокупность наиболее общих взглядов и представлений о сущности окружающего нас мира и месте человека в нем;

- методологическую - это система наиболее общих принципов подхода к теоретическому исследованию действительности.

Если говорить в целом о социально-философском познании, то мы должны признать, что в основе методологии лежат приемы и способы познания:

- всеобщий философский метод, как система принципов, законов и категорий диалектики;

- методы, имеющие общенаучный характер;

- специальные методы частных наук.

В истории философии есть два основных философских метода: диалектика и метафизика. Оба дают представление о мире, но имеют свою специфику:

1.                 диалектика признает универсальную взаимосвязь явлений и процессов; метафизика отстаивает только случайные связи, возводя их в абсолют, автономность, самостоятельность;

2.                 диалектика основывается на принципе развития, на качественных изменениях явлений и процессов; метафизика наоборот не учитывает качественных изменений и сосредотачивает внимание только на количественных;

3.                 диалектика исходит из внутренней противоречивости и закономерностей, присущих любому процессу или явлению; метафизика пытается найти противоречия в нашем мышлении, а не в объективной действительности;

4.                 диалектика признает борьбу, внутренне присущих явлениям и процессам, противоположностей, как главный источник их развития; метафизика помещает этот источник вне исследуемого объекта.

Таким образом, метод используемый учеными, свидетельствует о методологии научного познания мира. Знание о мире и метод, которые используют ученые, неразрывны. В зависимости от этого ученые делятся на метафизиков и диалектиков. На основе диалектики разрабатываются требования к мыслящему субъекту и к принципам осуществления им познавательной деятельности. Требования представляют собой выводы из всеобщих форм бытия и всеобщих законов действительности. Таким путем осуществляется теоретическое познание деятельности, формы перехода от эмпирических обобщений к теоретическим и затем, к выведению законов, которые, как правило, имеют всеобщий характер. Порядок применения различных методов в общем познавательном процессе, как и в конкретном научном исследовании, называют методикой.

Методология - это учение о методах познания и преобразования действительности. В основе характеристики научности методологии лежат принципы ее применения:

1.                 использование мировоззренческих установок к процессу познания;

2.                 применение принципа изменения к духовному творчеству вообще, равно как, и к социальной практике.

Методология - это стратегия познавательной деятельности человека, где устанавливается взаимосвязь субъекта и познаваемого объекта, человека с природой и обществом. Это сложная система взаимосвязанных и взаимообусловленных форм духовного освоения действительности. Идет процесс ориентации на внешний мир и построение социально-духовных структур, а также форм самодетерминации человека. Сегодня задача методологии в социальной философии является дать людям более совершенный аппарат познания, который строится на трех источниках:

1.                 материалистическое понимание и объяснение исторического процесса;

2.                 естественноисторический характер общественного развития;

3.                 определяющая роль субъекта истории и цивилизации - человек.

4.                 Таким образом, социальная философия как наука включает в себя следующую структуру:

5.                 методологические и общетеоретические проблемы науки;

6.                 специализированные теории;

7.                 прикладные науки.

Последние включают в себя этическую и социальную ценность (познание - это долг, ответственность ученого за свои решения). Таким образом, обе функции социальной философии взаимосвязаны, взаимно переходят друг в друга. Метод включен в мировоззрение, ибо он универсален. Мировоззренческие принципы входят в состав философского метода.



ВОПРОС 42

Исторический аспект понимания общества.

Наука считает, что общество или социум - над органическая реальность, где естественно соединено социальное и природное. Кроме этого, общество сегодня трактуется как подсистема биосферы, которая имеет качественную выделенность социального и уникальность бытия, фиксируемую в истории философской мысли. Понятие общества в научном и обыденном значении понимается неоднозначно. С одной стороны - страна, нация, народ, государство; с другой стороны - социальный коллектив, объединяющий людей интересами, трудовой деятельностью, потребностями и т.д. В социально-философском плане общество - это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, которые складываются и формируются  в процессе их совместной деятельности. Иначе, общество - продукт взаимодействия людей, это социальная форма движения материи. Понятие общества в этом плане формировалось исторически, как из сферы общественной жизни, каждый философ по-своему объяснял переход человека из естественного состояния в общественное. Но несмотря на многоаспектность точек зрения на общество, социальные философы выделяют два направления этого феномена. Основоположником первого направления является Платон. Учение об обществе в его работе "Государство" он разрабатывал в тесной связи с теорией идей в истинном бытие, которое вечно и неизменно. Поэтому, обосновывая понятие общества, Платон ввел три начала человеческой души:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.