Рефераты. Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

Всеобщность – это знание сущности вещи в ее особенностях. Данная гегельская схема приложима к пониманию материи, которая охватила тысячелетия.

Вначале представления о материи были связаны с поиском первоначала всего в мире. Этот период растянулся до нового времени; идеи древнегреческих ученых о воде соответствовали идеям Бойля Мариотта (вода – первичная материя).

  Даже в 19 веке физик Праут водород считал прототипом субстанции, из которой образуются все химические элементы. Ядро водорода, входящее в состав ядер всех остальных, было названо протоном, что соответствовало указанной тенденции.

Другое направление в толковании материи было представлено в рассмотрении ее как особенное и общее. Особенное представляло собой промежуточное между единичным и общим. У Левкипа и Демокрита  возникновение вещей объяснялось из соединения атомов, в каждой вещи эти частицы различаются величиной, формой, определенным сочетанием. Таким путем произошел отход от конкретно чувственного в сторону абстрактного. Материя стала рассматриваться как основа всего существующего, независящая от конкретных свойств вещей, их единичных и особенных признаков.

Материя воспринимается все больше в ее всеобщности. Гольбах в 18 веке пытался объявить материей все то, что каким-то образом действует на наши органы чувств.

Этап механистических представлений о материи оказался самым длительным. В этот период материя отождествлялась с массой или веществом. Механика Галилея, Ньютона пришла к выводу – материя и масса тождественны. В атомистике Бойля Мариотта и Ломоносова материя отождествлялась с веществом, атомами.

Другое направление, которое развивалось параллельно с механистическими представлениями о мире, в основе ставило противопоставление материи и сознания. В понятие «материя» вкладывается смысл необходимой константы для удержания в мышлении различия между духом и субстанцией.

Сегодня в рационалистической философии понятие материи используется как философская абстракция, для выражения противоположностей сознания (бессознательного) к собственному носителю.

Подходы к данной проблеме сложные и разные, поэтому философское мышление довольствуется понятием материи как антипода сознания. Всеобщее свойство материи – это ее объективность, абсолютность, относительность, субстанциональность, бесконечность, вечность, неуничтожаемость и несотворимость. Признание всеобщих свойств материи снимает многие проблемы в толковании этой категории различными философскими школами и направлениями.

Структурными компонентами материи являются вещество (антивещество), поле, биологические и социальные системы. Вещество представлено такими материальными системами как меготела (мегогалактика, звезды, планеты). Макротела (жидкие, твердые вещества, газообразные); микротела (частицы и античастицы, плазма, атомные ядра, атомы, молекулы). Сегодня физики говорят об электрон-позитронных полях (квантоэлектроны, позитроны); ядерных полях (кванты, мезоны); электромагнитных полях (кванты, фотоны); гравитационных полях (кванты-гравитроны).

К биологическим системам относятся белковые тела, микроорганизмы, растения, животные, биоценозы, биогеоценозы, биосфера в целом.

Социальные системы имеют такие элементы как социальные группы, с их внутренними и внешними взаимодействиями, вещные средства преобразования природы обществом, двойственная природа и т.д.

На рубеже 19-20 веков Освальдом была высказана мысль о превращении материи в энергию. Не философы, а сами физики доказали невозможность этого. Философы объяснили этот факт. Свет – нематериален, он имеет корпускулярную природу, т.е. волновое и частичное происхождение – двойная природа. Масса двух образовавшихся в результате взаимопревращения пары частиц (электрон-позитрон) в точности равна исходной массе электрона и позитрона. Поэтому мысль о превращении материи в энергию неправомерна.

Способы существования материи – это движение как таковое, но не только в перемещении, но и в изменении. Движение абсолютно, покой – относителен.



ВОПРОС 45

Способы существования материи – это движение как таковое, но не только в перемещении, но и в изменении. Движение абсолютно, покой – относителен.

В истории философии неоднократно осуществлялись попытки классифицировать формы движения материи. Однако большинство ученых придерживались точки зрения Ф.Энгельса, который выделял механистическую, физиологическую, биологическую, химическую и социальную формы движения материи.

Современная наука говорит не об отдельных формах, а о группах форм движения материи. Группа физических форм – движение элементарных частиц, ядерное, молекулярное, движение макротел. Группа химических форм – движение обусловлено определенным температурным интервалом. Группа биологических форм – белковонуклеидовые изменения, вода используется как растворитель. Обмен веществ, рост, размножение, саморегулирование живых систем происходит в температурном режиме от –100 градусов до + 220 градусов по С. Группа социальных форм движения – высший тип эволюции мира, сюда включаются все изменения социальных систем. Основанием для выделения групп движения служит специфика групп объектов, т.е. носителей движения. Для выделения в особые группы движения материи таких как геологические и кибернетические изменения нет достаточных оснований, т.к. их элементы присутствуют во всех известных нам пространственных масштабах и структурных уровнях материи.



ВОПРОС 46

Движущаяся материя существует в пространстве и во времени. Это очень широкие сущности, однако попытки определить их с философской точки зрения ведутся до сих пор. Одни утверждают, что пространство – это вместилище тел, другие – это протяженность форм, третьи – это упорядоченная система рядов человеческих ощущений.

Время определялось как вместилище событий, как гармонизированные ряды ощущений и как понятие, существующее для обозначения объективной, присущей всем вещам деятельности.

Определить пространство и время как философскую категорию мы не можем, однако можем констатировать, что сущности, которые стоят за этими понятиями не есть субстанции, а есть отношение. Сущность пространства представляется как совокупность отношений, выражающих координацию существования объекта, т.е. расположение их по отношению друг к другу. Сущность времени предстает как совокупность отношений, выражающая координацию смещающих друг друга состояний, явлений.

Т.е. последовательность и длительность, обе эти совокупности существуют в объективной реальности. Они обладают рядом свойств, среди них на первый план выходит объективность, независимость от человеческого сознания, восприятия, измерения. Альтернативы в этом вопросе были и есть. Кант полагал, что время – это априорная доопытная форма созерцания, присущая рассудку до практической деятельности.

В движущихся системах время течет медленнее. На этом настаивают ученые, занимающиеся общими и частными вопросами относительности. Они утверждают, что время течет медленнее там, где больше поле тяготения массы, и еще там, где не властвует геометрия Евклида, а правомерны аксиомы геометрий Лобачевского и Фишмана, согласно которым, существуют и протекают процессы в мирах, отличных от макромира.

Современное естествознание настаивает на трехмерном пространстве и одномерности времени. В тоже время, теория относительности оперирует понятием четырехмерного пространства. В качестве четвертого измерения рассматривается время. В математическом аппарате современных физических теорий используются абстракции N- мерных пространств, но это идеальные абстракции, как и абсолютное твердое тело.

Время имеет одно измерение и течет от прошлого к будущему. Если было бы наоборот, причинно-следственные связи имели бы обратный характер.

Пространство и время бесконечны, однако в последнее время все чаще идет речь о конечности пространства и временном конце Вселенной. Чаще всего это звучит в религиозных концепциях познания мира. Пространство и время делимы до бесконечности, что доказано открытием электрона.

В микромире время течет в том же направлении, что и в макромире. Высказанные предположения об инверсии времени в микромире не доказаны. Необратимость времени в макромире позволяет говорить об его асимметричности. Пространству присуще как симметрия, так и асимметрия. Доказывается это с помощью расположения тождественных объектов в пространстве так, что одна половина какого-то объекта является точным отображением другой. Вместе с тем при переходе к новым областям , пространственные очертания, его конфигурация меняются, что свидетельствует об асимметричности пространства. Пространство обладает такими свойствами связанности и непрерывности, которые проявляются в характере перемещения или в развертывании физических воздействий через различные поля. Связанность пространства – это отсутствие разрывов, вместе с тем , пространство обладает относительной прерывностью, проявляющейся в раздельном существовании объектов и систем.

 Итак, родовая сущность биологического времени и пространства детерминировано приспособительной жизнедеятельностью ограниченного объекта живой природы. Пространственно-временная форма социального бытия, реально существующая в материальной действительности, проявляется в труде человека, в практическом преобразовании им внешнего мира с помощью искусственно созданных и коллективно используемых орудий труда.



ВОПРОС 47

Весьма влиятельным направлением в современной западной философии является неофрейдизм, уходящий корнями в психоаналитические воззрения Фрейда («Введение в психоанализ», «Психология бессознательного» и др.). Фактически неофрейдизм относится к иррациональной философии, эмпирической базой которого является психоанализ. Фрейд, исследуя аномальные явления человеческой психики и, в частности, характер и причины возникновения неврозов, натолкнулся на такие вопросы, связанные со сферой психики, которые раньше никем не изучались. Это сфера бессознательного. Начиная с этого периода, Фрейд выделил в личности две противоположные сферы: сознательную и бессознательную.

Бессознательное Фрейд считал центральным компонентом, сущностью человеческой психики. Сознательное воспринималось им как надстройка над бессознательным. Он доказывал, что сознательное выкристализовывается из бессознательного в процессе развития человеческой психики. Из медицинской методики Фрейд создал модель структуры личности. Исходя из нее, он стремился объяснить личностные, культурные и социальные явления. Бессознательное по Фрейду – это наши желания, побуждения, которые прорываются наружу в гипнотических состояниях и сновидениях.

Психику человека Фрейд представил на трех уровнях внутриличностного взаимодействия: бессознательный, подсознание и сознание. В зависимости от этих трех уровней модель структуры личности он выстроил таким образом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.