Рефераты. Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

ВОПРОС 20. Социально-философские воззрения Платона и Аристотеля.

В социально-философском плане общество - это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, которые складываются и формируются  в процессе их совместной деятельности. Иначе, общество - продукт взаимодействия людей, это социальная форма движения материи. Понятие общества в этом плане формировалось исторически, как из сферы общественной жизни, каждый философ по-своему объяснял переход человека из естественного состояния в общественное. Но несмотря на многоаспектность точек зрения на общество, социальные философы выделяют два направления этого феномена. Основоположником первого направления является Платон. Учение об обществе в его работе "Государство" он разрабатывал в тесной связи с теорией идей в истинном бытие, которое вечно и неизменно. Поэтому, обосновывая понятие общества, Платон ввел три начала человеческой души:

1.       разумное;

2.       властное;

3.       вожделяющее.

Им соответсвуют три сходных начала государства: совещательное (правители), защитное (воины), деловое (ремесленники). Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом. В основу общества Платон положил и обосновал идею приоритета общего и общественного интереса. Маркс, характеризуя эту концепцию Платона, подчеркнул, что он создал модель афинской идеализации египетского кастового строя. Все слои государства служат цели сохранения единства и стабильности общества.

Второе направление в изучении общества было представлено Аристотелем. Он отстаивал идею приоритета интересов личности и индивида: "Каждый человек сам себе господин и должен любить более всего самого себя". Общество по Аристотелю - это совокупность человеческих индивидов, объединяющихся для удовлетворения социальных инстинктов. Аристотель выделяет не общественное, а политическое государственное бытие и в связи с этим называет человека политическим животным.

Определяющую роль в характеристике общества играет выбор системообразующего элемента.. Платон - государство, Аристотель - личность. Таким образом, общество выступала как сложная система социальных действий.



ВОПРОС 21. Социально-культурные предпосылки средневековой философии. Апологетика и патристика.

Средневековье связано с эпохой феодализма, и как правило датируется 5 - 15 веком нашей эры. Развитие философии этого периода нельзя ограничить этими рамками. Вызвано это рядом обстоятельств:

§                    на средневековую философию оказало влияние христианская религия, которая вела борьбу с римским языческим многобожием (пантеизм).

§                    начиная с середины 1 века нашей эры христианская вера приобрела своих теоретических защитников в лице ряда христианских философов Августин, Ибн-Рушд, Бекон, Аквинский, Скотт.

§                    истоки средневековой философии ограничены, связаны с духовной культурой того времени. В средневековой философии выделяют несколько направлений:

 1). Самый ранний этап связан с патристикой (церковь). Особенностью является то, что отцы церкви христианское учение интерпретировали с основами священного писания. В патристике выделяются несколько этапов:

а). апостольский - до середины 1 века нашей эры;

б). Апологический - с середины 1 века до начала 4 века. Этот период характеризуется учениями христианских ученых философов. Они взяли на себя функции защиты христианского учения от официальной языческой религии и политики Римского государства. Среди философов можно назвать Арнобия, Климента Александрийского.

в). зрелая патристика (4 - 6 век нашей эры). Этот период характеризуется синтезом теологических положений и античной философской мыслью. В этот период в средневековой философии выделились 2 ветви:

§                    западная - Августин, Иероним.

§                    восточная (византийская) - Василий Великий, Григорий богослов.

Главной целью патристики была проповедь однобожия, учения о Христе, как посреднике между богом и человеком.

Среди учений патристики большое влияние имели: тринитарный догматизм (учение о соотношении эпостасий отца, сына и святого духа); креционизм (учение о сотворении мира); теонецизм (оправдание бога и эсхатология).

2). Схоластика (переводится школьный учитель) с 7 по 14 век нашей эры . Если отцы церкви постижение бога соотносили с мистической интуицией, со сверх разумным созерцанием, то философы софисты искали рациональные пути познания бога. Тертулиат на 1 место выдвинул безусловность и абсолютность. Он говорил верю ибо абсурдно.

Одним из основоположников схоластики являлся Ансельм - Кентей Берийский. Он веру рассматривал как предпосылку рационального знания.

Выделяя основные черты развития философской мысли этого периода надо подчеркнуть: связь со священным писанием; единство священного писания и священного придания; символический характер, где каждый религиозный образ священный и как многозначный символ  человеческой истории; традиционализм, консервативность, преемственность, дуализм божественного и человеческого, небесного и земного; идея божественного предопределения; эсхатология - религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.

Дальнейшее развитие средневековой философии развивалось на двух принципах:

§                    идея творения (средневековая антология)

§                    идея откровения (фундаментальное учение о познании)

Рассматривая проблему бытия средневековые ученые утверждают, что бог сотворил мир из ничего.  В философии этот подход зафиксирован как креционизм (творение). Бог как сверх природное создание  обладает истинным бытием, эту точку зрения поддерживал Августин Блаженный. Он утверждал, что от бога исходят все идеи и порядок в мире. Мир сотворен не по необходимости, а по доброй воле. Бог, сотворяя мир, представил лестницу существ, которая восходит к творцу. Человек - малый мир, он соединяет в себе природу  материальных тел и духовных сил. Душа не материальна, бессмертна, свободна в своих решениях. Христианский бог недоступен для познания, но открывает себя человеку, следовательно, откровение и познание возможно только сверх естественным путем в форме веры, хотя человек действует свободно, но все, что он делает свершает за него бог. Божественное предопределение источник двух противоположных царств: божьего (добро и благодать) и земного (разбойничий стан, где есть войны, насилие и грабежи).

Если говорить в философском плане, то мировоззрение Августина близко патристике. Ему принадлежат интересные идеи о времени, науках, разуме, что делает его и его взгляды отличными от патристики. Рассуждая о времени он выходит за пределы схоластики. Поэтому, когда мы говорим о понимании Августином времени, которое не имеет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего - то время по нему это некоторая протяженность. По Августину к изучению наук ведет 2-ий путь: авторитет, разум.

По отношению ко времени первенствует авторитет, по отношению к существу дела первенствует разум.

Разум - это взор души, что схватываем мы чувством, чувствуем существующим вне нас, заключенным в пространстве.

Августин делает вывод, что в разуме то разумею, но не все то знаю чему верю (соединение в разуме знаний и чувств). Чувственное познание не всегда истина. Августин закладывает начало теоцентрической философии, где в исторической форме определено место субъектов в мировоззрении.

Теоцентрическая философия

Принцип абсолютной личности - принцип бога, в нем заключено более глубокое понимание  субъективности, единственности и неповторимости.

Античные философы, склонные к пантеизму, умоляли принцип субъекта в философской литературе того времени. В теоцентризме - бог - господин.  Бога сын ближе к мирянам. Т.о. Христос - это Богочеловек, человек-учитель, наставник и человеческая природа Христа основа средневекового гуманизма..

Теоцентризм уточнил такие понятия как бытие, сущность, существование, свойство, качество. В этой концепции Августин рассмотрел время как вечность, (Аристотель считал время числом, не зависимо от его специфики оно имеет движение , измерение времени осуществлялось циклическими процессами).

В теоцентризме время растягивалось, выделялись наиболее значительные пункты, касающиеся бого-отца и Христоса. В этом моменте соотносилось святое и земное время. Т.о. средневековое время представлялось линейным, связанным с таким понятием как прогресс, т.е. время было многообразным и несвязанным с природными процессами (у Августина время исчислялось значительными событиями, со дня рождения Христова).

Время не было связано с природными явлениями.

Для средневековой философии кроме теоцентризма (историческая форма выражения субъекта, его особого места в мироздании), кринционизма - учение о сотворение мира богом из ничего, провиденциализм - учение, понимающее историю как осуществление заранее предусмотренном богом плана спасения человека. Это путь к царству божьему, символизм - это учение, которое искало своеобразные пути вызова умению человека находить скрытое значение того или иного предмета. Простые люди для разгадывания символов  использовали таинства. Философы занимались толкованием текстов-экзетеза. Основным текстом стала библия. Внимание к символике слов породило спор об универсалиях между номиналистами и реалистами. Это спор, который восходит к Платону и Аристотелю, разрешающий проблему о соотношении единичного и общего.

Для реалиста в споре об универсалиях - общее существует в боге, вещах, головах, т.е. в мыслях людей. Это утверждал и Фома Аквинский.  По его мнению слово обозначает общее, тем самым реалисты продолжали линию Платона в споре с Аристотелем.

Номиналисты (Окка)  считали, что общее как таковое на существует, а понятия есть имена и знаки.

Чтобы примерить номиналистов и реалистов Фома Аквинский согласовал учение Аристотеля с требованиями католической веры и достиг компромисса между верой и разумом, теологией и наукой.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.