Рефераты. Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

Анаксимен первоосновой считал воздух. Анаксимандр - анейрон, Фалес - воду. Это и есть субстанции. Если внимательно посмотреть, то структурировать первооснову мира пытались и в древнекитайском, и в древнеиндийском мире.

Субстанция Анаксимандра - анейрон (беспредельный) - является сегодня исследуемой в теоретической физике.

Школа Пифагора.

Пифагор субстанцией считает число. В связях чисел пифагорейцы видели свойства и отношения, присущие гармоническим сочетаниям.

При оценке философской значимости трудов пифагорейцев мы должны подчеркнуть проницательность с точки зрения обращения и феномену чисел.

Оперируя числами они дошли до законов науки (количественные отношения, степень числа). Поиски пифагорейцев были устремлены к тому, чтобы достичь красивой количественной согласованности, т.е. их философский интерес был сосредоточен на обнаружении законов чисел.

Гераклит из Эфеса и Парменид, Зенон из Эллин  независимо сформулировали взаимодействие процессов и явлений в социальном мире.

Гераклит считает, что миром правит логос - это некое проявление закономерности, которую Гераклит представлял как связь событий и фактов. Обнаружив это Гераклит пришел к мысли, что все в мире состоит из противоположности, все проходит через противоборство, в борьбе обнаруживается внутреннее тождество. Гераклиту принадлежит известное изречение: «Нельзя в одну воду войти дважды». С одной стороны он обнаруживает таким способом взаимосвязь и относительность, с другой стороны он смысл заменяет понятием (жизнь одних, есть смерть других).

Гераклит мир рассматривает как огонь, а он образ вечного движения и изменения.

Парменид и его ученик Зенон анализируя события и факты всегда стремились сделать «сумасшедшие выводы». Уделяя внимание множественности они придумывали парадоксы, которые вызывали затруднения у других. Они утверждали, что используя чувственные впечатления нельзя помыслить множественность. Если вещи конечны, то между двумя конечными вещами всегда есть третья вещь.

По их мнению множественность как и движение не возможно. Рассуждая таким образом они доходили до отрицания любой идеи рассматривая априоре.

Вывод: Если для Гераклита важно изменение и движение и их истоки в борьбе за противоположности, то элеаты решают проблему интерпретации того, что является движением и изменением. Т.о. они приходят к выводу, что отсутствие не противоречивого объяснения природы движения под сомнением его реальность. Иначе говоря: не отрицая на прямую движение и изменение - эллиаты пытались осмыслить сущностное  содержание этих категорий. Допускали они это в философии, потому что в этот период софисты не задумывались над смыслом категорий, понятий и терминов.

Большое внимание атеистическому взгляду на мир уделяла школа Элеатов, представителем которых являлся Зенон. Свои теории познания они строили на парадоксах и апориях (затруднение, трудно разрешимая задача). Парадокс - это неожиданное высказывание.



ВОПРОС17. Атеизм «младших физиков» в античной философии, учение о бытии.(Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит).

Атамисты занялись анализом теории элеатов и отвергли мысль о том, что апории беспредельно делимы. Они предложили, что вещество, пространство, время в принципе нельзя делить  бесконечно, т.к. в основе их находятся неделимые атомы. Движение по их мнению - преодоление определенного расстояния, состоящего из определенного числа замеров. Время состоит из определенного числа своих квантов. Атамисты делают вывод: атомы неизменны, неделимы и однородны. Т.о. они пытались проблему изменения привести к неизменному атому. Наиболее яркой фигурой среди атомистов являлся Демокрит. По его мнению все в природе состоит из атомов и пустоты. Атомы различаются формой, расположением, весом, движутся в разных направлениях. Первичные группировки атомов сосредоточены в земле, воде, воздухе и в огне. Сочетание атомов образует  мир, а коль этих сочетаний множество, то и миров бесконечное множество. Человек по утверждению Демокрита состоит из одних атомов, душа его из других атомов. Т.о. Демокрит преодолел противоположность материи и духа. Установил единую, универсальную природу материи и духа. Отсюда берет начало материалистическое направление в философии как доктрина.

Все явления природы считаются естественными и развиваются по присущим ей законам. Природа вечна, все движется и превращается из одного состояния в другое по причинно следственным связям. Демокрит вскрыл внутренние причины вечного движения материи во времени и пространстве, и признал существование богов, состоящих из вечных конфигураций атомов. Мир не создан богами, а существует вечно, согласно необходимости, которая и сохраняет постоянство мира. Он создан не за счет внешнего источника движения.

Достоинства:

Т.о. древний атомизм - это следствие философских затруднений, методика их разрешения состоит в том, что новые идеи содержали в себе лучшее старых, тем самым старые были отвержены.

Парменид и Элеаты  утверждали о целостности, неизменности и неподвижности бытия, атомисты свели их бытие до атома.

Обнаружив атомарное, элементарное как неизменное и неподдающееся в объяснении.

Развитие вселенной, мира они объясняли механическим движением атома.

Недостатки:

Не смогли дать теоретическое обоснование атомарности. Многие их утверждения, в частности понятие «пустоты», «вакуума» в физике отвергнуты.

До сих пор физики не могут подтвердить наличие атомов времени, хрономов и атомов пространства.

Вместе с тем они доказали, что действие квантовано и его величина измеряется широко известной постоянной планкой «h». Цель познания считается причинно следственное понимание явления.



ВОПРОС 18. Философия Платона: мир идей и мир вещей.

Классической фигурой в философии в этот период явился Платон. В его учении о мире присутствуют мотивы пифагорейцев, элеатов, Гераклита, Сократа. Главное в учении Платона - это теория идей, учение о государстве, этика и гносеология.

Этически рационализм Сократа был продолжен Платоном в разрешении проблемы преодоления разрыва между нормальным сознанием и практическими нравами людей. Высшая нравственная цель - это овладение благом, которая дает очищение и возвышение души и одновременно достижение истины. Сократовская формула - справедливость - есть закон, нашла свое развитие в понимании Платоном государства, где человек должен быть предан своему делу и четко выполнять свои обязанности.

По Платону мир идей - это истинное бытие конкретной вещи. Это нечто среднее между бытием и не бытием.

Т.о. мир идей создает вещи которые по существу только тени идей. Идеи в широком понимании Платона - идеальные образы, образцы для чувственного воспринимаемого мира вещей. Т.о. абстрагировав идеи от разума людей Платон объявил мир идей божественным царством, в котором до рождения человека пребывает его бессмертная душа. Попадая в конкретное человеческое тело душа вспоминает о мире идей. Следовательно, познание - это вспоминание душой своего доземного существования.

По Платону чувства истинны. Для познания истины необходимо закрыть глаза и заткнуть уши и доверяться вечной душе, вспоминающей свое прошлое.

Объективный идеализм Платона соединился с диалектическим методом философских рассуждений:

§                    диалектикой единого и многого

§                    движения и покоя

§                    философия природы Платона связана с числовой символикой как управительницей чувств

 Разрабатываемая диалектика понятий числа, значения для развития диалектической логики.

Вывод по Платону: бытие - по Платону идеальное, бестелесное образование. Идея - это единственно существующая. В связи с тем, что она не имеет частей, она вечна и неизменна. Бытию противостоит мир чувственных вещей, где все изменяется, движется, но никогда не существует. Идеи - это сущности вещей данные нам в опыте, в отличии от этого мира они познаются только разумом.

В учении о космологии Платон в центр ставит учение о мировой душе: достоверное познание возможно только об истинно существующих идеях.

Диалектика - это метод познания, второй путь восхождения от низших понятий к высшим и наоборот.

У Платона более 30 работ, более значительная работа «Государство», где он высказал социально философские взгляды на общество, государство и человека.




ВОПРОС 19. Философия Аристотеля: учение о субстанции, соотношение материи и формы, метафизика, этика.

Аристотель ученик Платона. Он вобрал в себя все лучшее накопленное за этот период человечеством. В его философских воззрениях есть материалистические и идеалистические взгляды. Он формируется как философ постоянно оппонируя своему учителю Платону. Он пытался преодолеть разрыв между миром чувственных вещей и миром идей. Он признавал объективное существование материи как вечной, сотворимой и низнечтожимой. Она не возникает  из ничего, но она пассивна и содержит в себе лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей. В доказательство брал мрамор. Функцию формообразования он отводил уму как перводвигателю. Форма предшествующая уму - творческий момент. Это стимул и цель, идеальный образ, причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Но чтобы из нее что-то вышло нужен бог перводвигатель форма всех форм, причина и вершина мироздания.

Т.о. Аристотель оторвал форму вещей от самих вещей и превратил в самостоятельную субстанцию по аналогии с Платоновскими идеями. Изучение мира по Аристотелю в открытии форм, но исходит не из самих форм, а от данной нам действительности, это материализм Аристотеля. Единичные вещи изменчивы, а их единичные формы неизменны. Т.о. Аристотель слил воедино диалектику и метафизику. Это потребовало от него разработки подробнейшей классификации форм и способов рационального мышления. Он выделил базовые категории количества, качества, отношения, сущность, время, пространство. Диалектика бытия и мышления легла  в основу теории познания. Т.о. Аристотель стал основоположником линии материализма в развитии философии в период античности.

Если Платон основоположник диалектической логики, то Аристотель - формальной логики. Творчество Аристотеля является вершиной не только античной философии, но всего древнего мышления. Это наиболее обширная, наиболее разработанная в логическом смысле система познания. Фактически все другие науки имеют свои начала в произведениях Аристотеля. Он обобщил и развил познание своего времени в области естественно научных исследований. Содержательность и разработанность его системы универсальна.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.