Рефераты. Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)

 

Программа «Сокращение различий в социально-экономиче­ском развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)». Государственный заказчик: Минэконом­развития России

3.3.3. Регламентирование региональных программ \  Региональные целевые программы - особый класс целевых программ.

Их можно классифицировать по нескольким видам: по срокам исполне­ния, по масштабу, по цели, по источникам финансирования (см. рис. 3.10).

 Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)

Наибольшую сложность вызывает разработка и реализация комплексных программ, охватывающих различные стороны социально-экономического развития региона, которые получают распространение в последнее время.

Особенность комплексных программ состоит в их многоцелевом харак­тере, и поэтому часто они расчленяются на подпрограммы, малосвязанные друг с другом.

Кроме того, реализация комплексной программы вызывает затруднения из-за сложностей с механизмом обеспечения программы ресурсами на уров­не субъекта федерации, а также ввиду необходимости проработки много­вариантности подхода, что маловероятно в условиях целевой программы.

Поэтому, как правило, подобные комплексные программы представляют собой просто систему инвестиционных проектов, предполагаемых к реали-

зации в определенный промежуток времени в рамках территории субъекта федерации.

Целевая программа развития социально-экономического комплекса региона должна опираться на научно обоснованную стратегию, определяю­щую важнейшие точки (сферы) роста экономики и решение наиболее слож­ных и острых проблем, создающих кризисные ситуации в различных сферах деятельности. Решение задач целевой региональной программы комплекс­ного характера должны способствовать тому, чтобы в рамках определенного периода создать условия и добиться конкретных результатов в подъеме эко­номики и в преодолении кризисных процессов.

Для Воронежской области таких задач несколько.

Прежде всего необходимо задействовать резервы развития агропро­мышленного комплекса: в первую очередь развивать программное растени­еводство, животноводство, комплексы перерабатывающей промышленно­сти (производство сахара, переработка зерна, производство растительного масла).

Затем создать условия для повышения конкурентоспособности продук­ции машиностроения. А также необходимо создать условия для преодоления негативной демографической ситуации (естественной убыли, старения на­селения).

Подобные стратегические направления в целевой программе должны быть детально обоснованы, а количественные параметры (цели) рассчитаны на основании возможностей получения инвестиций, прогнозов рынка про­филирующей продукции, росте доходов региональных бюджетов и доходов населения. Здесь программы должны опираться на данные социально-эконо­мических прогнозов развития.

По существу региональные целевые программы представляют собой симбиоз прогноза социально-экономического развития и инвестиционных проектов и мероприятий.

Трудности процедуры разработки такой программы обусловлены специ­фикой и особенностями развития региона. Почти невозможно построить ее «снизу» - от предприятий. Сложность разработки программы заключается и в многоцелевом характере устремлений хозяйствующих субъектов (иногда взаимоисключающих друг друга), и в отсутствии у большей части предпри­ятий среднесрочных программ и бизнес-планов.

Возможно типизировать, упростить информацию, включаемую в про­граммы (например, путь Ростовской, Курганской областей). Это формали­зует расчеты и снижает трудоемкость разработки программы, но не преодо­левает многоцелевой характер таких программ.

U Вместе с тем программы социально-экономического развития субъекта РФ должны представлять собой документ, направленный на реализацию стратегии развития региона в определенном промежутке времени и содержа­щий: прогноз макроэкономических показателей, инвестиционные проекты, предложения по развитию хозяйственного механизма региона. О Особенность региональных программ еще и в том, что в них должны учитываться все мероприятия, которые вошли в ФЦП по данной территории. Это противоречит действующим нормативным документам, где исключается возможность дублирования одних и тех же мероприятий в целях предотвра­щения двойного финансирования.

На практике в региональных целевых программах приводятся сведения об уже намеченных к реализации мероприятиях, включенных в ФЦП.

Необходимо, на наш взгляд, придать региональной целевой программе функцию, координирующую все виды программ, реализуемых на данной территории, что способствовало бы более четкой регламентации использова­ния ресурсов, упорядочиванию проведения корректировок в случае срывов сроков реализации отдельных мероприятий и позволило бы перейти от «вы­бивания» средств из федерального бюджета к обоснованию необходимости первоочередной реализации определенных проектов. Это усилило бы про-гоаммно-целевую направленность региональных программ. U Опыт разработки и реализации региональных целевых программ указы­вает на необходимость усовершенствования отдельных нормативных поло­жений, регламентирующих процедуры создания и исполнения мероприятий программ. Эти положения должны включать следующие этапы. — /. Отбор проблем для программной проработки

В соответствии с действующим порядком субъекты РФ ежегодно представ­ляют в Минфин РФ и Минэкономразвития РФ, отраслевые министерства бюд­жетные заявки, в которые включают объемы финансирования мероприятий.

Такой порядок приводит к тому, что Минэкономразвития РФ, отраслевые министерства, получая множество заявок от регионов, не в силах их про­гнозировать и обосновать выбор, поэтому отбор региональных программ происходит бессистемно.

Целесообразно поручить Минэкономразвития РФ наметить комплекс стратегических проблем регионального характера, подлежащих программ­ной разработке с учетом прогнозных параметров социально-экономического развития страны.

Подобный проект перечня стратегических проблем должен определяться среднесрочной программой развития страны и утверждаться в установлен­ном порядке законодательной властью. Затем в рамках утвержденных стра­тегических проблем Минэкономразвития РФ должно формировать перечень

Федеральных региональных программ с определением сроков и источников финансирования.

Для решения региональных проблем, имеющих локальный характер, субъекты Федерации разрабатывают и реализуют региональные программы, согласовывают их в Минэкономразвития РФ и Минфине РФ и предостав­ляют на утверждение в Правительстве РФ, которое принимает решения об участии федеральных органов в разработке программы.

—     2. Назначение государственного заказчика

В большинстве программ функции государственного заказчика возлага­ются на Минэкономразвития РФ, либо соответствующее профилю програм­мы отраслевое министерство.

На практике при реализации функций управления разработкой и реали­зацией региональных программ субъектам РФ передавался широкий круг полномочий государственного заказчика или куратора. Целесообразно раз­делить функции государственного заказчика, куратора программы, опреде­лить специальным нормативным актом их правовое положение.

—      3. Процедура разработки, рассмотрения и представления проектов программ

На практике региональные программы разрабатываются при участии субъектов федерации и часто за их счет либо на договорных началах, либо совместно с заинтересованными ведомствами и предприятиями. Нет четкого порядка рассмотрения, согласования программ, что недопустимо затягивает сроки их разработки и утверждения. Необходим нормативный документ, ре­гламентирующий состав разработчиков региональных программ, процедуры согласования и утверждения.

—    4. Содержание региональных целевых программ Необходимо систематизировать разделы программы:

-  аналитический, где выявляются кризисные точки, конкретные про­блемы;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.