Рефераты. Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)

Наличие у муниципалитетов значительных свобод в отношении вышестоящих органов обеспечивает им возмож­ность выбора различных рычагов экономического и адми­нистративного координирования хозяйственной жизни территории, проявление инициативы и творчества в этом процессе. В то же время относительно слабая вертикаль­ная взаимозависимость между региональным и муниципаль­ным уровнями управления осложняет реализацию тех круп­ных региональных проектов, в которых существенное ме­сто занимает муниципальный фактор (природопользование, кадры, социально-культурные объекты и др.).

Наряду с региональными и муниципальными админис­трациями как составными элементами региональной сис­темы управления страны координацию деятельности хо­зяйствующих субъектов на территориях осуществляют па добровольной основе различные негосударственные и не­коммерческие организации. Одной из важных организа­ций такого рода является региональная торгово-промыш­ленная палата (ТПП). В ряде стран (особенно Европы) член­ство в торгово-промышленной палате выступает для фир­мы (организации) визитной карточкой, характеризующей ее надежность и авторитет. В последние годы подобная тенденция все более усиливается и в Российской Федера­ции. Наряду с регистрацией фирмы, торгово-промышлен­ные палаты РФ осуществляют экспертизу инвестиционных проектов, оказывают содействие в установлении межфир­менных контактов как на внутрироссийском, так и на меж­дународном уровне. Проводимые под эгидой ТПП выстав­ки продукции, конференции производителей и потребите­лей являются эффективным средством координации дея­тельности фирм в регионе, выяснения перспективных сег­ментов рынка, освоения рациональных технологий. Кон­сультативная деятельность ТПП способствует ознакомле­нию дислоцированных в регионе фирм с передовыми дос­тижениями в интересующей области и др.

Наряду с торгово-промышленными палатами, в регио­нах действуют многочисленные представительства различ­ных просветительских, образовательных, инвестиционных, страховых и др. фондов. Такие формирования выступают дополнительным связующим звеном в деятельности на тер­ритории хозяйствующих субъектов, занимая свободные в этой сфере потребительские ниши.

1.1.3. Общественные институты

Региональное и муниципальное управление территори­ей в большей мере, нежели управление фирмами, обуслов­лено общественными институтами. Это объясняется тем, что органы территориального управления, как правило, избираются населением и соответственно обязаны выпол­нять его желания и стремления. Поэтому реализация об­щественных потребностей выступает определяющей целью и движущим мотивом регионального менеджмента.

Общество влияет на региональную (или муниципаль­ную) организацию, выступающую в роли координатора той или иной сферы хозяйственной жизни территории, в ос­новном косвенным образом. В отличие от производствен­но-коммерческих фирм, в деятельности территориальных организаций существует более высокий уровень социаль­ной ответственности. При этом не всякая деятельность последних в рамках законодательства может быть принята населением соответствующей территории (например, раз­мещение вредных производств, хранилищ химреактивов и углеводородов, строительстве водоемов, распахивание вы­пасов, закрытие нерентабельных муниципальных предпри­ятий, библиотек, клубов и др.).

При сравнении альтернатив (выборе между голосами избирателей и прибылями для региональных предприятий) региональные органы, как правило, отдают предпочтение первым. В противном случае их офисы заполнят другие персоны.

В этом ракурсе координаторская задача региональных органов сводится к наиболее полному учету (пониманию) общественных потребностей конкретной территории и наиболее четкому их выражению в конкретных управлен­ческих действиях.

Ответственность региональной (и муниципальной) орга­низации может быть социальной и юридической.

Под социальной ответственностью организации пони­мается определенный уровень добровольного отклика на социальные проблемы (экология, трудозанятость, обустрой­ство, культобслуживание и т. к.). В отличие от частных фирм, социальная ответственность имеет вполне материа­лизованные (то есть конкретные) последствия для оргсиш-заций региональных (и муниципальных) органов власти и управления. Поэтому такой фактор находится в числе пер­воразрядных после соблюдения законодательства.

Под юридической ответственностью организации по­нимается следование конкретным законам и нормам госу­дарственного и муниципального ре1улирования, определя­ющим то, что может делать организация, а что не должна и не имеет права делать.

Действия организации в области социальной ответствен­ности являются мерами стратегического порядка и, как правило, приносят эффект длительного действия.

Для поддержания равновесного состояния обществен­ных отношений на соответствующей территории, а также внутри коллектива региональной организащш последняя вырабатывает и поддерживает определенную систему эти­ческих норм. Часть из них носит универсальный для всех территорий и организаций характер, а часть — специфич­на для конкретных территорий и организаций.

Этические нормы описывают систему общих ценнос­тей и правил этики, приемлемых для конкретной террито­рии или организации. Обычно они не имеют верхних гра­ниц. Причем, как правило, чем крупнее организация, тем выше ее этические нормы.

Неэтичным в менеджменте территориальной (региональ­ной, муниципальной) организации считается:

— брать и давать взятки;

— допускать картельные соглашения;

— не применять мер по санитарной защите персонала и населения;

— платить персоналу выше возможного;

— недоплачивать населению компенсацию за разме­щение вредоносных производств, хранилищ и т. п.;

— допускать поставки на рынок недоброкачественных товаров;

— вовлекать персонал и население в противоборство с вышестоящими органами;

— распространять сведения, порочащие конкурентов или партнеров;

— отказываться от благотворительности. Для поддержания этических норм территориальные организации создают специальные комитеты но этике (г. законодательном собрании, думе). В крупных региональ­ных и муниципальных организациях действуют специаль­ные внутренние общественные формирования по этике. Это имеет целью поддержание определенного нравствен­ного фона в коллективе и соответственно — имиджа орга­низации.

Известны примеры плодотворной работы территори­альных общественных комитетов по этике, формируемых из наиболее авторитетных руководителей различных орга­низаций. Цель таких комитетов — использовать этические нормы в качестве дополнительных регуляторов отношений расположенных на территории хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательства и делового партнерства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОС 38

 

Особенности России — ее огромная территория и разнообра­зие природно-экономических, социальных и других условий — безусловно требовали развития региональных исследований и де­централизации самой науки. Проблемам территориального эконо­мического устройства государства уделили внимание великие рус­ские ученые М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, К.И. Арсеньев, Д.И. Менделеев, Н.Г. Чернышевский и многие др.

В XIX — начале XX в. региональные исследования в России концентрировались главным образом на изучении естественных производительных сил, социально-экономической географии, природном и экономическом районировании, региональной ста­тистике, проблемах региональных рынков (здесь следует напом­нить о работе В.И. Ленина «Развитие капитализма в России»).

Региональные экономические исследования в СССР развива­лись под сильным воздействием государства, и с конца 20-х гг. XX в. они были жестко ориентированы на цели и задачи плано­вого управления'. Это предоставляло принципиально новые воз­можности для научно обоснованного размещения произ­водительных сил в масштабе всего народного хозяйства.

Теоретические и методологические исследования по регио­нальной экономике в СССР до перехода к рыночным отношени­ям концентрировались вокруг трех проблем:

• выявление закономерностей, принципов и факторов разме­щения производительных сил;

• формирование теории экономического районирования;

• создание методологии планирования и регулирования тер­риториального и регионального развития.

Выявление закономерностей и основ размещения производитель­ных сил. Закономерности размещения производительных сил представляют собой выявленные тенденции в размещении произ­водства, обусловленные системой социально-экономических от­ношений, стадией экономического развития, научно-техническим прогрессом, требованиями экономической рациональности.

В соответствии с парадигмой традиционной советской поли­тической экономии закономерности являются конкретикой, час­тными случаями или следствиями объективных экономических законов.

К числу важнейших закономерностей, например, относят:

1) рациональное, наиболее эффективное размещение производ­ства; 2) комплексное развитие хозяйства экономических районов, всех субъектов Федерации; 3) рациональное территориальное раз­деление труда между регионами и в пределах территории; 4) вы­равнивание уровней экономического и социального развития ре­гионов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.