обществ присутствует слово «анонимное» — то есть без указания имени владельца. Важно иметь в виду, что у акционерного общества может быть и один владелец (собственник всех акций). Это делается для того, чтобы избежать личной имущественной ответственности учредителя фирмы, ограничив ее лишь вложениями в акции. Информированность об этом позволяет региональным органам дифференцировать свои взаимодействия с акционерными фирмами.
В. ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ фирмы делятся на следующие 4 типа:
1) Государственные (в том числе региональные) фирмы. К ним относятся те, в имуществе которых доля государства составляет более 50%. В РФ основная часть государственных фирм существует в промышленности (особенно добывающей) и на транспорте. В торговле государственные фирмы в основном заняты в международных товарообменных операциях.
2) Муниципальные фирмы в основном представлены предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, водо-проводно-канализационной, энергетической, транспортной и др. службами. Существуют муниципальные фирмы (предприятия) в торговле, бытовом обслуживании, сфере образования, культуры, гостиничного бизнеса и др.
3) Кооперативные фирмы (союзы) существуют в основном среди потребителей, мелких товаропроизводителей, фермеров (крестьян-единоличников) и т. п. для осуществления коммерческой деятельности. Их основ-•ная цель — устранение внешних посредников в товарообменных операциях. Наиболее крупные кооперативные союзы существуют в Германии, Италии, Канаде, Австралии, Дании, Швеции. В годы Советской власти широкое развитие получило кооперативное движение в нашей стране, Оно охватывало в основном сельское население в области потребительской кооперации. Кооперативные организации, наряду с собственно снабженческо-сбытовой и торговой деятельностью, создали разветвленную сеть предприятий пищевой промышленности — в основном в форме райпи-щекомбинатов. Это практически освободило государственные органы от решения задач обеспечения сельского населения продовольствием и товарами народного потребления, торговым и бытовым обслуживанием.
Особенностью потребкооперации Советского периода явилось то, что она была построена по законченному рыночному принципу — на полном хозрасчете (окупаемости затрат), свободном ценообразовании, саморазвитии, финансовой отчетности перед учредителями (пайщиками) и др. Этот факт свидетельствует о наличии возможностей для успешного функционирования крупных рыночных структур и в условиях преимущественно административно-распределительной системы хозяйства.
В 90-е годы интенсивность кооперативного движения в нашей стране несколько спала. Однако потребность в его возрождении на более полной рыночной основе в последнее время усиливается, что в определенной мере обусловлено повышением роли региональных органов п регулировании жизни территории. Это является предпосылкой к дальнейшему развитию кооператорства в преломлении региональных задач. Вместе с тем, развитие рыночных начал требует от кооперативных фирм (организаций) более гибкой маркетинговой и коммерческой политики, умения работать в условиях открытой конкуренции с другими коммерческими формированиями.
В силу того, что организации потребительской кооперации охватывают практически все сельское население, они являются предметом особого внимания сельских администраций. Это объясняется тем, что такие организации выступают мощным стабилизатором во всплесках конкурентно-рыночной стихии на селе, обеспечивая плавную динамику спроса-предложения и цен. Поэтому поиск оптимальных схем взаимодействия сельских администраций с кооперативными организациями (фирмами) становится одной из центральных задач муниципального и регионального менеджмента г, условиях конкурентно-рыночной экономики.
4) Частные фирмы. Решение задач регионального регулирования экономической жизни территорий предполагает взаимодействие региональных и муниципальных администраций с разнообразными частными фирмами. Методы этого взаимодействия могут различаться в зависимости от организационно-правовых форм таких фирм.
Рассмотрим частные фирмы подробнее.
Они могут быть чисто частными, частно-государственными, частно-муниципальными. В последнем случае определенной долей (но непременно меньше половины) их имущества владеют государственные или муниципальные органы. Они могут существовать как в индивидуальной форме, так и в форме объединений.
Объединения фирм, в зависимости от их целей и характера межфирменных отношений, могут иметь следующие формы:
Картель — это объединение фирм для совместной снаб-женческо-сбытовой деятельности, направленное в основном на регулирование цен. Основными признаками картеля (или картельного соглашения) являются полная имущественная и хозяйственная самостоятельность его участников и договорный характер объединения без создания отдельных снабженческо-сбытовых структур (соглашение об ассортименте, объемах, ценах). Картели ограничивают возможности региональных органов в регулировании цен на наиболее важные товары жизнеобеспечения населения. Это требует от них распознания открытых или тайных (в основном) картельных соглашений и принятия мер по расширению свободы конкуренции.
Синдикат — это договорное объединение фирм с созданием единого снабженческо-сбытового органа в форме акционерного общества или товарищества. Такого рода объединения могут оказаться полезными для сельскохозяйственных фирм (в форме АО, колхозов и др.) в масштабе сельского района. С целью контроля за их деятельностью в них могут участвовать и полномочные представители районных администраций. Также весьма эффективными могут быть городские продовольственные синдикаты, имеющие договорные (или иные) отношения с городскими муниципалитетами.
Пул — это договорное объединение фирм картельного типа, в котором прибыли участников поступают на общий счет и затем распределяются в заранее установленных пропорциях.
Трест — это фирма, образованная путем полного слияния прежде самостоятельных фирм. Такая форма объединения наиболее удобна в регионах и крупных городах для организации комбинированных производств (продукты питания; сложная техника; крупное промышленно-граж-данское строительство и т. п.) и преодоления межотраслевых и межфирменных барьеров.
Холдинг — это разновидность треста, объединение дочерних фирм, управляемых единым хозяином. Такого рода объединения удобны для совмещения администрирования с частно-коммерческой инициативой. В роли хозяина холдинга может выступать уполномоченная региональной администрацией организация (государственная, муниципальная, кооперативная, частная), которая приглашает к участию в таком объединении частные фирмы. С точки зрения региональных интересов, подобные формирования могут оказаться полотыми для координации производства местных строительных материалов, переработки древесины, управления муниципальными предприятиями жилищно-коммуналыюго хозяйства.
Концерн — это крупное объединение юридически самостоятельных фирм через систему участия в их капитале. Концерн контролирует деятельность входящих в него акционерных обществ через представительство в советах директоров благодаря имеющимся у него пакетам акций. В основном концерны носят производственную функцию и распространяются на экономические регионы или в целом на страну.
Финансово-промышленная группа (ФПГ) — это, как правило, объединение юридически и хозяйственно самостоятельных фирм и банков, в котором находящийся во главе банк распоряжается денежным капиталом входящих в ФПГ фирм. Обычно участники ФПГ договариваются о рынках сбыта своей продукции, объемах продаж и других вопросах внутренней координации. Не входящие в ФПГ фирмы называют аутсайдерами и ведут с ними жесткую конкуренцию. В ходе рыночных реформ в РФ появилось множество ФПГ национального масштаба. Однако явных преимуществ такие объединения в российской экономике пока не продемонстрировали. Что касается регионального и муниципального уровня, то опыт создания ФПГ в масштабах города, края, области пока незначителен. Тем не менее, и такая форма межфирменных объединений может оказаться полезной в масштабах экономического региона (экономического района) для решения крупных межотраслевых задач по освоению полезных ископаемых, производству сложной техники для сельского хозяйства, социальной сферы и др.
Смешанные по капиталу фирмы или предприятия (СП) — это те, капитал которых принадлежит предпринимателям двух и более стран. Их регистрация проводится в стране одного из учредителей; деятельность регулируется специальными статьями законодательства.
В нашей стране массовое образование СП совпадало с началом рыночных реформ. Основная их часть сформирована из минимальных вложений и занимается коммерчес-ко-посреднической деятельностью, экспортом продукции российских производителей и поставкой из-за рубежа товаров народного потребления, материалов и комплектующих изделий для производственных предприятий. В определенной степени СП являются своеобразными мостами по импорту в Россию зарубежных технологий маркетинга, бизнеса, организационных структур и управленческих взаимодействий конкурентно-рыночного типа. Поэтому от степени содействия региональных и муниципальных органов созданию и становлению СП во многом зависит наполнение регионального рынка мировым опытом хозяйствования и товарами.
Началу деятельности фирмы (индивидуальной или коллективной) предшествует проведение определенного обязательного набора организационных и регистрационных мероприятий. В зависимости от масштабов организации объем организационных мероприятий может меняться. Однако существует и обязательный для всех набор действий.
После принятия решения о создании фирмы готовятся (разрабатываются) документы, необходимые для ее госу дарственной регистрации — заявление, протокол собра ния учредителей, Устав, Учредительный договор (если oi. оговорен Уставом), квитанция об оплате государственно г', сбора, документ, подтверждающий оплату 50 процентов уставного капитала. Эти документы сдаются в регистрирующий орган — Регистрационную палату.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73