Рефераты. Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)

обществ присутствует слово «анонимное» — то есть без указания имени владельца. Важно иметь в виду, что у ак­ционерного общества может быть и один владелец (соб­ственник всех акций). Это делается для того, чтобы избе­жать личной имущественной ответственности учредителя фирмы, ограничив ее лишь вложениями в акции. Инфор­мированность об этом позволяет региональным органам дифференцировать свои взаимодействия с акционерными фирмами.

В. ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ фирмы делятся на следующие 4 типа:

1) Государственные (в том числе региональные) фир­мы. К ним относятся те, в имуществе которых доля госу­дарства составляет более 50%. В РФ основная часть госу­дарственных фирм существует в промышленности (осо­бенно добывающей) и на транспорте. В торговле государ­ственные фирмы в основном заняты в международных товарообменных операциях.

2) Муниципальные фирмы в основном представлены предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, водо-проводно-канализационной, энергетической, транспортной и др. службами. Существуют муниципальные фирмы (пред­приятия) в торговле, бытовом обслуживании, сфере обра­зования, культуры, гостиничного бизнеса и др.

3) Кооперативные фирмы (союзы) существуют в ос­новном среди потребителей, мелких товаропроизводи­телей, фермеров (крестьян-единоличников) и т. п. для осуществления коммерческой деятельности. Их основ-•ная цель — устранение внешних посредников в товарооб­менных операциях. Наиболее крупные кооперативные со­юзы существуют в Германии, Италии, Канаде, Австралии, Дании, Швеции. В годы Советской власти широкое разви­тие получило кооперативное движение в нашей стране, Оно охватывало в основном сельское население в области потребительской кооперации. Кооперативные организации, наряду с собственно снабженческо-сбытовой и торговой деятельностью, создали разветвленную сеть предприятий пищевой промышленности — в основном в форме райпи-щекомбинатов. Это практически освободило государствен­ные органы от решения задач обеспечения сельского населения продовольствием и товарами народного потребле­ния, торговым и бытовым обслуживанием.

Особенностью потребкооперации Советского периода явилось то, что она была построена по законченному ры­ночному принципу — на полном хозрасчете (окупаемости затрат), свободном ценообразовании, саморазвитии, финан­совой отчетности перед учредителями (пайщиками) и др. Этот факт свидетельствует о наличии возможностей для успешного функционирования крупных рыночных струк­тур и в условиях преимущественно административно-рас­пределительной системы хозяйства.

В 90-е годы интенсивность кооперативного движения в нашей стране несколько спала. Однако потребность в его возрождении на более полной рыночной основе в после­днее время усиливается, что в определенной мере обус­ловлено повышением роли региональных органов п регу­лировании жизни территории. Это является предпосыл­кой к дальнейшему развитию кооператорства в преломле­нии региональных задач. Вместе с тем, развитие рыноч­ных начал требует от кооперативных фирм (организаций) более гибкой маркетинговой и коммерческой политики, умения работать в условиях открытой конкуренции с дру­гими коммерческими формированиями.

В силу того, что организации потребительской коопе­рации охватывают практически все сельское население, они являются предметом особого внимания сельских ад­министраций. Это объясняется тем, что такие организа­ции выступают мощным стабилизатором во всплесках кон­курентно-рыночной стихии на селе, обеспечивая плавную динамику спроса-предложения и цен. Поэтому поиск оп­тимальных схем взаимодействия сельских администраций с кооперативными организациями (фирмами) становится одной из центральных задач муниципального и региональ­ного менеджмента г, условиях конкурентно-рыночной эко­номики.

4) Частные фирмы. Решение задач регионального регу­лирования экономической жизни территорий предполага­ет взаимодействие региональных и муниципальных адми­нистраций с разнообразными частными фирмами. Мето­ды этого взаимодействия могут различаться в зависимости от организационно-правовых форм таких фирм.

Рассмотрим частные фирмы подробнее.

Они могут быть чисто частными, частно-государствен­ными, частно-муниципальными. В последнем случае опре­деленной долей (но непременно меньше половины) их иму­щества владеют государственные или муниципальные орга­ны. Они могут существовать как в индивидуальной форме, так и в форме объединений.

Объединения фирм, в зависимости от их целей и характера межфирменных отношений, могут иметь следующие формы:

Картель — это объединение фирм для совместной снаб-женческо-сбытовой деятельности, направленное в основ­ном на регулирование цен. Основными признаками карте­ля (или картельного соглашения) являются полная имуще­ственная и хозяйственная самостоятельность его участни­ков и договорный характер объединения без создания от­дельных снабженческо-сбытовых структур (соглашение об ассортименте, объемах, ценах). Картели ограничивают воз­можности региональных органов в регулировании цен на наиболее важные товары жизнеобеспечения населения. Это требует от них распознания открытых или тайных (в ос­новном) картельных соглашений и принятия мер по рас­ширению свободы конкуренции.

Синдикат — это договорное объединение фирм с со­зданием единого снабженческо-сбытового органа в форме акционерного общества или товарищества. Такого рода объединения могут оказаться полезными для сельскохо­зяйственных фирм (в форме АО, колхозов и др.) в масшта­бе сельского района. С целью контроля за их деятельнос­тью в них могут участвовать и полномочные представите­ли районных администраций. Также весьма эффективны­ми могут быть городские продовольственные синдикаты, имеющие договорные (или иные) отношения с городскими муниципалитетами.

Пул — это договорное объединение фирм картельного типа, в котором прибыли участников поступают на общий счет и затем распределяются в заранее установленных пропорциях.

Трест — это фирма, образованная путем полного слия­ния прежде самостоятельных фирм. Такая форма объеди­нения наиболее удобна в регионах и крупных городах для организации комбинированных производств (продукты питания; сложная техника; крупное промышленно-граж-данское строительство и т. п.) и преодоления межотрасле­вых и межфирменных барьеров.

Холдинг — это разновидность треста, объединение до­черних фирм, управляемых единым хозяином. Такого рода объединения удобны для совмещения администрирования с частно-коммерческой инициативой. В роли хозяина хол­динга может выступать уполномоченная региональной ад­министрацией организация (государственная, муниципаль­ная, кооперативная, частная), которая приглашает к учас­тию в таком объединении частные фирмы. С точки зрения региональных интересов, подобные формирования могут оказаться полотыми для координации производства мест­ных строительных материалов, переработки древесины, управления муниципальными предприятиями жилищно-коммуналыюго хозяйства.

Концерн — это крупное объединение юридически са­мостоятельных фирм через систему участия в их капитале. Концерн контролирует деятельность входящих в него ак­ционерных обществ через представительство в советах директоров благодаря имеющимся у него пакетам акций. В основном концерны носят производственную функцию и распространяются на экономические регионы или в це­лом на страну.

Финансово-промышленная группа (ФПГ) — это, как правило, объединение юридически и хозяйственно само­стоятельных фирм и банков, в котором находящийся во главе банк распоряжается денежным капиталом входящих в ФПГ фирм. Обычно участники ФПГ договариваются о рынках сбыта своей продукции, объемах продаж и других вопросах внутренней координации. Не входящие в ФПГ фирмы называют аутсайдерами и ведут с ними жесткую конкуренцию. В ходе рыночных реформ в РФ появилось множество ФПГ национального масштаба. Однако явных преимуществ такие объединения в российской экономике пока не продемонстрировали. Что касается регионального и муниципального уровня, то опыт создания ФПГ в масш­табах города, края, области пока незначителен. Тем не ме­нее, и такая форма межфирменных объединений может оказаться полезной в масштабах экономического региона (экономического района) для решения крупных межотрас­левых задач по освоению полезных ископаемых, произ­водству сложной техники для сельского хозяйства, соци­альной сферы и др.

Смешанные по капиталу фирмы или предприятия (СП) — это те, капитал которых принадлежит предприни­мателям двух и более стран. Их регистрация проводится в стране одного из учредителей; деятельность регулируется специальными статьями законодательства.

В нашей стране массовое образование СП совпадало с началом рыночных реформ. Основная их часть сформиро­вана из минимальных вложений и занимается коммерчес-ко-посреднической деятельностью, экспортом продукции российских производителей и поставкой из-за рубежа то­варов народного потребления, материалов и комплектую­щих изделий для производственных предприятий. В опре­деленной степени СП являются своеобразными мостами по импорту в Россию зарубежных технологий маркетинга, бизнеса, организационных структур и управленческих вза­имодействий конкурентно-рыночного типа. Поэтому от степени содействия региональных и муниципальных орга­нов созданию и становлению СП во многом зависит на­полнение регионального рынка мировым опытом хозяй­ствования и товарами.

Началу деятельности фирмы (индивидуальной или кол­лективной) предшествует проведение определенного обя­зательного набора организационных и регистрационных мероприятий. В зависимости от масштабов организации объем организационных мероприятий может меняться. Однако существует и обязательный для всех набор дей­ствий.

После принятия решения о создании фирмы готовятся (разрабатываются) документы, необходимые для ее госу дарственной регистрации — заявление, протокол собра ния учредителей, Устав, Учредительный договор (если oi. оговорен Уставом), квитанция об оплате государственно г', сбора, документ, подтверждающий оплату 50 процентов уставного капитала. Эти документы сдаются в регистриру­ющий орган — Регистрационную палату.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.