Рефераты. Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)

Определяющее значение в регулировании экономики области имеют ежегодно принимаемые законы о бюджете области на очередной финансо­вый год. Этим документом устанавливается приоритетное значение одних нормативных актов и приостанавливается действие других. Именно этот документ обеспечивает реализацию экономического законодательства в об­ласти в очередном финансовом году.

Важное значение в регулировании региональной экономики играют под­законные нормативные акты, прежде всего издаваемые исполнительными органами государственной власти (а также с участием законодательных ор­ганов государственной власти). В Воронежской области таковыми являются постановления и распоряжения главы администрации области, совместные постановления администрации области и областной Думы. Они дают воз­можность оперативного регулирования отдельных вопросов экономики, в том числе организационных (например, утверждают решение о разработке областных законов и составе рабочих групп по их разработке), создают ме­ханизм реализации законов области, утверждают региональные программы социального и экономического развития области.

Так, в целях реализации областного закона «Об управлении государ­ственной собственностью Воронежской области» были приняты следующие нормативные правовые акты:

- совместным постановлением Воронежской областной Думы и админи­страции области от 10 апреля 2000 года № 1356/328 утверждено Положение о порядке приобретения имущества в собственность Воронежской области. В Положении определяется порядок создания залогового фонда области, обеспечения участия органов государственной власти области в деятельно­сти акционерных обществ и использования приобретенного имущества для социальных нужд области;

- постановление администрации Воронежской области от 31 марта 2000 года № 297 «О проведении инвентаризации государственной собственности Воронежской области по финансовым итогам 1999 года» было принято в це­лях контроля за фактическим наличием и использованием государственного имущества Воронежской области, определения реального имущественного потенциала области, установления финансового состояния государственных предприятий областного уровня собственности, корректировки пообъектного реестра недвижимости области;

- постановления администрации Воронежской области от 21 декабря 1999 года № 1247 и от 22 октября 1998 года № 1011 утверждают соответ­ственно перечни объектов областной собственности, передаваемых в феде­ральную собственность, и объектов федеральной собственности, передавае­мых в государственную собственность Воронежской области.

Вопросы реализации инвестиционной политики Воронежской области были отражены в следующих подзаконных нормативных актах:

- совместное постановление Воронежской областной Думы и админи­страции Воронежской области от 14 марта 1997 года № 239/766 «О практических мерах по развитию инвестиционной деятельности и инвестиционного законодательства в Воронежской области»;

- постановление администрации Воронежской области от 3 апреля 1997 года № 344 «О создании Воронежского областного фонда развития и инве­стиций»;

- постановление администрации Воронежской области от 6 июня 1998 года № 654 «Об областном инвестиционном совете».

Поскольку перечисленные нормативные правовые акты не смогли эф­фективно регулировать отношения, связанные с привлечением инвестиций в Воронежскую область, и фактически оказались бездействующими, потре­бовалась разработка нового областного закона об инвестиционной деятель­ности. В целях достижения задач и целей закона и действенного исполнения его положений разрабатывается пакет нормативных правовых актов, направ­ленных на создание механизма реализации этого закона. К ним относятся:

проект закона Воронежской области «Об областном залоговом фонде», проекты постановлений администрации области о порядке проведения экс­пертизы инвестиционных проектов, о Реестре инвестиционных проектов, о порядке проведения конкурса инвестиционных проектов, о порядке форми­рования залогового фонда и др.

Осенью 2001 года распоряжением главы администрации Воронежской области была утверждена Программа экономического и социального раз­вития Воронежской области на 2002-2006 годы, для исполнения которой необходимо существенное обновление экономического законодательства области. В силу особой значимости и масштабности Программа была утверждена законом Воронежской области от 10 июля 2002 года № 44-03 «О Программе экономического и социального развития Воронежской обла­сти на 2002-2006 годы».

Постановлениями и распоряжениями главы администрации области утверждаются и менее масштабные программы, например Программа энер­госбережения Воронежской области на 2000-2003 годы (утверждена поста­новлением администрации Воронежской области от 21 сентября 1999 года № 943).

Особую роль в управлении региональной экономикой играют, с одной стороны, международные документы, с другой, нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Примером регулирования экономики регионов на международном уров­не являются документы Европейского Союза о региональной политике. К ним относятся:

- Единый Европейский акт 1987 года (раздел V);

- Резолюция Совета Европейских сообществ о руководящих принципах региональной политики 1979 года;

- Рекомендации Комиссии Европейских сообществ государствам-чле­нам по программам регионального развития 1979 года;

- Европейская хартия обустройства территории 1985 года;

- Резолюция Европейского парламента по согласованной политике об­устройства территории 1990 года;

- Постановление Совета (ЕЭС) о задачах структурных фондов, их эффективности и координации их действий между собой и с операциями Европейского инвестиционного банка и других существующих финансовых институтов 1988 года.

Резолюция Совета Европейских сообществ о руководящих принципах региональной политики 1979 года устанавливает основные направления ре­гулирования региональной политики:

- использование системного анализа в разработке региональной поли­тики в рамках Европейского Союза, подготовка и коллективное обсуждение итоговых документов;

- оценка воздействия политики Европейского Союза на регионы и ее учет при формировании экономической политики в целом;

- координация региональной политики государств-членов Европейского Союза и разработка региональных программ развития.

Единым Европейским актом 1987 года и другими документами были учреждены специальные организационные структуры по реализации регио­нальной политики - Европейский фонд регионального развития, Комитет по региональной политике. Целью Европейского фонда регионального развития является устранение основных региональных диспропорций в социально-экономическом развитии стран Европейского Союза. Основные направления деятельности Комитета по региональной политике - анализ, координация и разработка региональной политики Европейского Союза, подготовка и пред­ставление на коллективное обсуждение итоговых документов анализа.

Российская Федерация включилась в процесс интеграции в рамках Европейского Союза, в связи с этим законодательство Российской Федера­ции должно быть приведено в соответствие с документами Европейского Союза. Так, с учетом рекомендаций, содержащихся в документах Евро­пейского Союза, и практического опыта стран-участниц была разработана Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации Федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-эконо­мическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)».

В качестве примера нормативных актов органов местного самоуправ­ления можно привести регулирование земельных отношений, в том числе платы за землю, вопросов муниципальной собственности, в том числе арен­ды объектов недвижимости, регистрации юридических лиц, регулирование бюджетной сферы, а также исполнение переданных государственных полно­мочий, что оказывает косвенное влияние на экономику регионов.

Существуют и иные классификации методов государственно-правово­го регулирования. Например, классификация Тихомирова [78] основана на том, что способы государственно-правового регулирования отличаются по характеру воздействия и от степени самостоятельности, предоставляемой хозяйствующим и иным субъектом. Условно их можно объединить в шесть групп.

В первую группу он включает методы, способы общенормативного ре­гулирования: а) введение общих правил; б) установление порядка создания, реорганизации и упразднения структур; в) определение порядка их деятель­ности.

Во вторую группу входят программно - установочные способы: а) це­левые программы; б) тематические планы; в) концепции, функциональные правила (режимы); г) схемы управления; д) схемы градостроительного планирования развития территорий; е) генпланы городов; ж) земельный кадастр.

К третьей группе относятся легализующие средства: а) лицензирование;

б) аккредитация; в) сертификация.

В четвертую группу включаются способы нормативно-количественного измерения: а) стандарты; б) квоты; в) цены; г) тарифы; д) нормативы; е) ли­миты; ж) налоги (сборы); з) плата; и) ставки (таможенных пошлин и др.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.