Рефераты. Управление внешнеэкономической деятельностью торговых посредников в регионе

 Управление внешнеэкономической деятельностью торговых посредников в регионе Более того, на­блю­де­ния за тен­ден­ци­я­ми раз­ви­тия се­ти при­ва­ти­зи­ро­ван­ных пред­при­ятий тор­го­в­ли в г. Ор­ле по­ка­за­ли, что поч­ти стопро­цен­тная при­ва­ти­за­ция ма­га­зи­нов не сн­я­ла ряда не­га­тив­ных яв­ле­ний в от­рас­ли, а имен­но: уг­луб­ле­ния стру­к­тур­но­го кри­зи­са, ро­с­та чи­с­ла убы­то­ч­ных пред­при­ятий, на­ра­ста­ю­щего ухо­да тор­го­вой де­я­тель­но­сти в сфе­ру те­не­вой эко­но­ми­ки.[91] Как не сн­я­ла поголовная при­ва­ти­за­ция пред­при­ятий  торговли проблемы низкого качества менеджмента, существования неэффективной системы экономического регулирования этой отрасли региональными и муниципальными органами управления.

         В Орловской области на опыте первых шагов по осуществлению целевой комплексной программы государственного регулирования и реформирования торговли до 2000 года пришли к однозначному выводу: навести элементарный порядок на рынках, войти в тесный контакт с местными товаропроизводителями, отказаться от засилья на прилавках некачественного импортного продовольствия, оказать противодействие теневой экономике в торговле невозможно без воссоздания в разумных пределах государственного сектора в этой среде.

Этот опыт подсказывает и логично вытекающий отсюда вывод. Сегодня, когда вокруг производителя вертится масса посреднических структур, перекрывая ему прямые выходы к потребителю (а следовательно, и возможность быстрого получения дохода), необходимо государственное регулирование деятельности посредников. Такое понимание находит все больше приверженцев и в нынешнем правительстве. При этом именно Орловщина стала для них “ярким примером того, что может сделать регулирующая роль государства”.

Создание государственных торгово-посреднических структур (типа Орловского торгового дома “Развитие”) на региональном уровне может встретить жесткую конкуренцию мощных негосударственных торгово-посреднических фирм, которые расположены за пределами региона (как правило, в Москве), стремятся иметь контроль над экспортно-импортными операциями данного региона. Государственному сектору внешнеторгового посредничества в регионах в этом случае выстоять в борьбе с мощными финансовыми группами поможет такой метод регулирования, как региональный государственный заказ.

Речь идет об эффективности использования бюджетных средств для поддержки государственных посредников, как и других посредников, работающих в интересах региона. Известно, что в компетенции регионов по ведению внешнеторговой дея­тель­но­сти на­хо­дит­ся пре­дос­тав­ле­ние до­пол­ни­тель­ных гарантий по от­но­ше­нию к фе­де­раль­ным фи­нан­со­вым га­ран­тиям уча­ст­ни­кам внеш­не­тор­го­вой дея­тель­но­сти, за­ре­ги­ст­ри­ро­ван­ным на их тер­ри­то­рии, а так­же льгот в час­ти вы­пол­не­ния их обя­за­тельств пе­ред бюд­же­та­ми и вне­бюд­жет­ны­ми фон­да­ми субъ­ек­тов РФ. Реа­ли­за­ция этих по­ло­же­ний ста­тьи 8 (п. 4 и 5) За­ко­на о го­су­дар­ст­вен­ном ре­гу­ли­ро­ва­нии внеш­не­тор­го­вой дея­тель­но­сти на прак­ти­ке как раз воз­мож­на че­рез сис­те­му го­су­дар­ст­вен­но­го за­ка­за. Ис­поль­зо­ва­ние сис­те­мы го­су­дар­ст­вен­но­го за­ка­за на по­став­ку про­дук­ции, ра­бот и ус­луг для ре­гио­наль­ных нужд яв­ля­ет­ся еще од­ной из форм ре­гу­ли­ро­ва­ния внеш­не­тор­го­вой дея­тель­но­сти по­сред­ни­ков.

Тер­мин “ре­гио­наль­ные ну­ж­ды” или “го­су­дар­ст­вен­ные об­ла­ст­ные ну­ж­ды” при этом обо­зна­ча­ет тот объ­ем (ко­ли­че­ст­во) про­дук­ции, ра­бот и ус­луг, ко­то­рые пред­по­ла­га­ет­ся воз­мож­ным оп­ла­тить из об­ла­ст­но­го бюд­же­та по ут­вер­жден­ным в на­ча­ле го­да стать­ям фи­нан­си­ро­ва­ния: на об­ра­зо­ва­ние, ме­ди­цин­ское об­слу­жи­ва­ние, со­ци­аль­ную за­щи­ту на­се­ле­ния, на ком­му­наль­но-транс­порт­ные ус­лу­ги и т. п.

Для муниципальных образований более подходит термин “муниципальные нужды”, и, соответственно, речь тогда идет о муниципальном заказе, финансируемом из местных бюджетов.

В ус­ло­ви­ях ры­ноч­но­го ре­фор­ми­ро­ва­ни­я м­но­гие уч­ре­ж­де­ния со­ци­аль­ной за­щи­ты, об­ра­зо­ва­ния, здра­во­охра­не­ния, куль­ту­ры вы­ну­ж­де­ны са­мо­стоя­тель­но ре­шать во­про­сы за­ку­пок про­дук­ции, ра­бот и ус­луг для обес­пе­че­ния сво­его нор­маль­но­го функ­цио­ни­ро­ва­ния. При этом об­ра­щение к та­ким по­сред­ни­кам, которые за­вы­ша­ют це­ны на свои ус­лу­ги, может лечь до­пол­ни­тель­ным гру­зом на об­ла­ст­ной или ме­ст­ные бюд­же­ты. Поскольку ряд бюджетных организаций нуждаются в импорте, то они вынуждены прибегать к услугам “своих” и “чужих” внешнеэкономических посредников.

 Управление внешнеэкономической деятельностью торговых посредников в регионе В Ор­лов­ской об­лас­ти уже с 1995 года су­ще­ст­ву­ет прак­ти­ка ор­га­ни­за­ции и про­ве­де­ния кон­курс­ных за­ку­пок для обес­пе­че­ния го­су­дар­ст­вен­ных об­ла­ст­ных нужд на кон­тракт­ной ос­но­ве. Это по­зво­ля­ет не толь­ко эко­но­мить и ра­цио­наль­но рас­хо­до­вать об­ла­ст­ные бюд­жет­ные сред­ст­ва, но и ре­гу­ли­ро­вать внеш­не­эко­но­ми­че­скую дея­тель­ность тор­го­вых по­сред­ни­ков, эко­но­ми­че­ски­ми спо­со­ба­ми по­ощ­ряя их ра­бо­ту на раз­ви­тие эко­но­ми­ки об­лас­ти.

Кон­курс­ное раз­ме­ще­ние го­су­дар­ст­вен­но­го за­ка­за на по­став­ку из-за ру­бе­жа про­дук­тов пи­та­ния, обо­ру­до­ва­ния, сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ных ма­шин и т. п. для нужд об­лас­ти сре­ди тор­го­во-по­сред­ни­че­ских фирм, в том чис­ле и сре­ди со­от­вет­ст­вую­щих го­су­дар­ст­вен­ных или му­ни­ци­паль­ных уни­тар­ных пред­при­ятий, по­зво­лит ре­гу­ли­ро­вать по­то­ки им­пор­та, иду­щие в об­ласть. Су­ще­ст­вен­ным зве­ном та­ко­го ме­ха­низ­ма стал об­ра­зо­ван­ный при ад­ми­ни­ст­ра­ции об­лас­ти спе­ци­аль­ный от­дел по ор­га­ни­за­ции за­ку­пок, ра­бот и ус­луг. Он выполняет функции представительства Минэкономики РФ по вопросам госзаказа. Раз­ра­бо­та­но По­ло­же­ние о по­ряд­ке фи­нан­си­ро­ва­ния кон­трак­тов на по­став­ку про­дук­ции, ра­бот и ус­луг для ре­гио­наль­ных нужд, в том чис­ле на кон­курс­ной ос­но­ве. Для общей координации работ и контроля в администрации области создан координационный совет.

В первом квартале 1998 года проведено шесть конкурсов по закупке продукции для региональных и муниципальных нужд. По результатам проведенных конкурсов с победителями заключены контракты на сумму 3,8 млн. деноминированных рублей. Экономия бюджета составила около 19 процентов от первоначальной цены. Бюджетные средства сохранены, а не стали достоянием посредников-перекупщиков.[92] 

В том слу­чае, ко­гда прин­ци­п кон­курс­но­го раз­ме­ще­ния за­ка­зов на кон­тракт­ной ос­но­ве реа­ли­зо­ван до кон­ца, ко­гда про­во­ди­мые тор­ги ор­га­ни­зу­ют­ся ре­гу­ляр­но (а не от слу­чая к слу­чаю) и не яв­ля­ют­ся и­ми­та­ци­ей че­ст­но­го со­рев­но­ва­ния по­став­щи­ков (с оп­ре­де­лен­ным еще до тор­гов по­бе­дит­елем), региональные  ин­те­ре­сы ос­та­ют­ся в вы­иг­ры­ше. В то же вре­мя, что не­ма­ло­важно, раз­ме­ще­ние гос­за­ка­за дис­ци­п­ли­ни­ру­ет тор­го­вых по­сред­ни­ков, сби­ва­ет ажио­таж­ную наценку на про­дук­цию и ус­лу­ги по­сред­ни­ков, сле­до­ва­тель­но, яв­ля­ет­ся оп­реде­лен­ным ры­ча­гом воз­дей­ст­вия на эк­оно­ми­че­ское по­ве­де­ние тор­го­вых по­сред­ни­ков, по­бу­ж­да­ет всю их со­во­куп­ность сни­жать из­держ­ки (транс­порт­ные, хра­не­ния, стра­хо­ва­ния и т. д.) соб­ст­вен­ной ко­ммер­че­ской дея­тель­но­сти.

При ор­га­ни­за­ции го­су­дар­ст­вен­но­го за­ка­за для ре­гио­наль­ных нужд важ­ны­м фак­то­ром его успеш­но­го осу­ще­ст­в­ле­ния яв­ля­ет­ся не толь­ко чет­кое взаи­мо­дей­ст­вие функ­цио­наль­ных и от­рас­ле­вых служб ад­ми­ни­ст­ра­ций субъ­ек­тов РФ на ста­дии фор­ми­ро­ва­ния ре­ги­он­ально­го за­ка­за, но и от­ветст­вен­ность го­су­дар­ст­вен­ных слу­жа­щих за его ис­пол­не­ние. Прак­ти­ка про­ве­де­ния ры­ноч­ных ре­форм в Рос­сии по­ка­за­ла, что как в управ­ле­нии ос­тав­шейся го­су­дар­ст­вен­ной соб­ст­вен­но­стью, так и при от­стаи­ва­нии го­су­дар­ст­вен­ных ин­те­ре­сов при взаи­модей­ст­вии с ком­мер­че­ски­ми струк­ту­ра­ми име­ют ме­сто и не­ком­пе­тент­ность, и без­от­вет­ст­вен­ность, и кор­руп­ция.

Лич­ная не­ком­пе­тент­ность, не­спо­соб­ность или ко­ры­сто­лю­бие го­су­дар­ст­вен­ных чи­нов­ни­ков ча­стич­но по­ро­ж­де­ны ста­рой по­роч­ной кад­ро­вой по­ли­ти­кой, бес­кон­троль­но­стью и бе­зот­вет­ст­вен­но­стью, осо­бен­но рас­цве­таю­щи­ми в переломные пе­ри­оды раз­ви­тия об­ще­ст­ва.

Из оте­че­ст­вен­ной ис­то­рии из­вест­но, что об­слу­жи­ва­ние ар­мии, им­пе­ра­тор­ско­го дво­ра, раз­лич­ных го­су­дар­ст­вен­ных нужд счи­та­лось очень почет­ным в среде рос­сий­ско­го ку­пе­че­ст­ва[93]. За пра­во вы­пол­не­ния го­су­дар­ствен­ных за­ка­зов шла серь­ез­ная кон­ку­рент­ная борь­ба, а вы­иг­рав­ший ее счи­тал де­лом чес­ти со­блю­дение всех ус­ло­вий кон­трак­та. В пост­со­вет­ский пе­ри­од раз­ви­тия тор­го­во­го по­сред­ни­че­ст­ва об­ман и не­доб­ро­со­ве­ст­ность “но­вых куп­цов” мо­гут про­явить­ся и при вы­пол­не­нии гос­за­ка­за. Тем бо­лее важ­но, что­бы кон­кур­сы на по­став­ку про­дук­ции для ре­гио­наль­ных нужд вы­иг­ры­ва­ли те “куп­цы”, ко­то­рые име­ют хо­ро­шую ре­пу­та­цию сре­ди по­тре­би­те­лей, дей­ст­ви­тель­но пред­ла­гают бо­лее вы­год­ные це­ны и ста­биль­ные гарантии вы­пол­не­ния сво­их обе­ща­ний. Важ­но, что­бы не­доб­ро­со­ве­ст­ные чи­нов­ни­ки, пред­став­ляющие ре­гио­наль­ные вла­ст­ные струк­ту­ры, сво­им вме­ша­тель­ст­вом, сво­ей ко­ры­ст­ной за­ин­те­ре­со­ван­но­стью не по­гу­би­ли са­му идею, сам прин­цип кон­курс­но­го раз­ме­ще­ния за­ка­зов на по­став­ку про­дук­ции, ра­бот и ус­луг для ре­гио­наль­ных нужд, не превращали госзаказ в источник сверхдоходов лобируемых ими посреднических структур.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.