Особенно важно объединение усилий по созданию совместной компьютерной базы данных для организации нормального учета и контроля за деятельностью физических лиц, индивидуальных предпринимателей, занимающихся “челночным” бизнесом, т. е. экспортом и импортом товаров путем “коммерческого туризма”. После создания Таможенного союза России с Беларусью российские “челноки” перемещают через российскую границу массу неучтенного товара, тем самым не уплачивая значительные суммы таможенных сборов и налогов, т. е. по сути дела через территорию Беларуси практически открыт канал нелегального ввоза товаров и транспортных средств. Решение проблемы состыковки таможенных законодательств России и Беларуси, приведшей к такой ситуации, не отменяет в принципе острую необходимость учета движения каждой единицы товара, ввозимой на территорию области “челноками”. Без такой статистики, без такого учета построить действенный механизм регулирования внешнеторговой сферой области вряд ли удастся.
Мы рассмотрели основные элементы механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности торговых посредников Орловской области, представленные на рис. 10.
Отметим следующее. Наделение субъектов Российской Федерации существенными полномочиями в области планирования и регулирования внешнеэкономической деятельности закономерно привело к острой необходимости создания эффективных механизмов регулирования ВЭД и особенно внешней торговли в самих регионах. Выстраивание таких механизмов, где путем метода “проб и ошибок”, где путем поиска новых теоретических моделей управления идет повсеместно на уровне субъектов РФ, что порождает разнообразие в их практическом устройстве.
На наш взгляд, преобразование механизма регулирования ВЭД в России продолжается при отсутствии продуманной концепции национальной экономической политики и внешнеэкономической доктрины, что побуждает субъекты РФ (в частности Орловскую область) искать свои адекватные ответы на недостатки в функционировании рыночного механизма. Усиление государственного регулирования экономики в целом (и ВЭД области в частности) — это реакция государственных органов управления области на рыхлость государственного управления на федеральном уровне. Возврат к государственному программированию в масштабах области, начатый в конце 1997 года, свидетельствует об окончании эйфории “рыночников” по поводу самонастройки рыночных механизмов функционирования экономики без вмешательства государства.
В условиях нестабильного экономического развития России усиление государственного регулирования ВЭД как на федеральном, так и на региональном уровнях, по-видимому, является насущной необходимостью, без реализации которой в той или иной форме не вернуть управляемость внешнеторгового комплекса страны в той мере, в какой требует ее восстановление нарушенного внешнеэкономического равновесия российской экономики. Нарастает доля внешнеторговых операций, осуществляемых без соответствующего пополнения госбюджета, т. е. относящихся к сфере теневой экономики. Когда около двух третей товаров “челночного” импорта проходит через таможенные границы беспошлинно[72], потери российской казны становятся проблемой национальной безопасности.[73]
Наконец, коммерческая практика последних пяти лет, когда наряду с административными стали осуществляться и меры таможенно-тарифного и налогового регулирования ВЭД, убедительно показывает те недостатки, те пробелы в нормативно-правовой базе, которые снижают эффективность указанных мер. Поэтому открытие российской экономики, будучи поспешным и неподготовленным, не ведет к внешнеэкономическому равновесию, усиливая сложившиеся еще в эпоху СССР перекосы в структуре внешнеторгового баланса России. В этих условиях возврат к монополии внешней торговли на отдельные виды товаров и временное расширение административных методов воздействия на участников ВЭД, на наш взгляд, вполне допустимы. Назрела необходимость в принятии нового Таможенного кодекса РФ, поскольку прежний уже выполнил свои задачи.
2.2. Разработка коннцептуальных основ управления внешнеэкономической деятельностью в регионе.
В отечественной экономической литературе, посвященной тематике государственного регулирования рыночной экономики (ГРЭ), сложилось устойчивое понимание таких терминов, как “субъекты ГРЭ”, “объекты ГРЭ”, “цели ГРЭ”, “средства ГРЭ”.[74] Однако, как показало наше исследование, переход на региональный уровень при рассмотрении проблем регулирования внешнеэкономической деятельности требует расширения понятийного аппарата. Одним из таких понятий, достаточно часто использовавшихся в советский период развития экономической мысли, является понятие “формы и методы регулирования”. Так, авторы, занимающиеся проблемами региональной экономики, предпочитают употреблять термин “методы государственного регулирования на региональном уровне”, зато значительно реже в исследованиях используется понятие “средства государственного регулирования”.
На предыдущих этапах исследования было раскрыто, что включает в себя понятие прямых и косвенных методов государственного регулирования экономики на региональном уровне применительно к сфере внешнеэкономической деятельности. В обобщенном виде это понимание представлено в табл. 2 и прил. 5. Теперь рассмотрим состав средств государственного регулирования экономики на основе других классификаций. Так, Л. Г. Ходов, автор первого в постперестроечной России учебника по государственной экономической политике в условиях рынка, предлагает выделять административные и экономические средства ГРЭ.[75] Классическими административными средствами являются запрет, разрешение и принуждение. Среди экономических средств выделяются группы денежно-кредитных, бюджетных инструментов, государственный сектор в экономике и комплекс средств — государственное среднесрочное общенациональное хозяйственное программирование. Существует, по мнению автора, еще и такое средство регулирования как моральное убеждение, которое часто используется, как средство внешнеэкономической политики.[76]
Перечисленные выше средства (методы) государственного регулирования экономики достаточно часто в литературе называются также “видами” ГРЭ, или “инструментами” ГРЭ. В периодической печати понятия средств и инструментов государственного регулирования экономики практически используются как синонимы. Термин “виды ГРЭ” более употребителен в учебной и методической литературе.
Анализ преобразований механизма регулирования внешнеэкономической деятельности в 90-х годах как в масштабах страны, так и на региональном уровне, проведенный в параграфе 2.1. настоящей работы, показал использование в нем практически всех средств или инструментов ГРЭ. Таможенно-тарифное регулирование и административные меры (нетарифные ограничения) были детально проанализированы применительно к сфере внешней торговли и деятельности торговых посредников. Однако более углубленный и конкретный взгляд на возможности субъекта РФ в плане регулирования деятельности торгово-посреднических фирм и индивидуальных предпринимателей предполагает изменения и в понятийном аппарате. Одним из таких изменений, на наш взгляд, вполне допустимым при переходе в анализе экономических явлений с общенационального на региональный уровень, и является использование термина “формы и методы регулирования”. Его использование позволяет, по нашему мнению, “опустить” анализ до конкретных управленческих актов областной администрации, до конкретных управленческих шагов местных органов власти.
К примеру, если городская администрация издает постановление о правилах продажи импортных товаров на вещевых рынках или областная администрация составляет комплексную программу развития ВЭД нанесколько лет, то с точки зрения теории ГРЭ это будут, соответственно, административные и экономические средства (инструменты) воздействия на внешнеэкономическую сферу экономики региона. Но как конкретные управленческие акты на региональном уровне их вполне допустимо и удобно рассматривать как “формы и методы регулирования”.
Заметим, кстати, что в Законе РФ “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности” в статьях 4 и 13 вместо уже отмеченного понятия “средства государственного регулирования” используются как аналогичные понятия “меры государственного регулирования” и “методы государственного регулирования”. В статье 26 этого Закона перечисляются мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности. Среди них есть такие, как, например, разработка программ развития внешнеторговой деятельности, которые с точки зрения общей теории ГРЭ являются средствами, инструментами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50