Рефераты. Управление внешнеэкономической деятельностью торговых посредников в регионе

Начиная с 1993 г. сдерживание импорта в Россию (прежде всего коммерческого) обеспечивается с помощью не только таможенных та­рифов, но и налогообложения. Налоговая система в сфере ВЭД, объектами налогообложения которой являются прежде всего доходы ее участников, стоимость определенных экспортных и импортных товаров, отдельные виды экс­портных и импортных операций, добавленная стоимость и т. п., скла­дывается из совокупности налогов, сборов и других платежей, кото­рые взимаются в установленном государством порядке. Из действую­щих в настоящее время сорока четырех видов налогов (до принятия Налогового кодекса РФ)[65] в России на внешнеэкономическую сферу распространяется более одной четверти их общего числа, из которых складывается налоговое регулирование.

Первоначально оно было представлено такими его элементами, как налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы, а впоследст­вии дополнено специальным налогом (СН) на импорт. Все три вида налога являются универсальными фискальными инструментами, обес­печивающими регулярность налоговых платежей. Плательщиками НДС, акцизов и спецналога являются декларанты (в момент таможенного оформления), а это, как правило, таможенные брокеры либо контрактодержатели (при предоставлении отсрочки по оплате, пересчете платежа, взыскании штрафа), а это, как правило, контрактодержатели-комиссионеры.

Обобщая используемые сегодня принципы налогового регулиро­вания внешнеэкономической деятельности, можно отметить, что они в отличие от таможенно-тарифного регулирования распространяются и оказывают влияние не только на внешнеторговые операции, но и на сами объекты ВЭД в процессе обычной хозяйственной деятель­ности на внутреннем рынке через другие (помимо НДС, спецналога и акцизов) налоги  — налоги на прибыль, на имущество, на рекламу, сбор за регистрацию или лицензирование и т. п. Таким образом, при постоянном ведении посреднических операций во внешнеэкономической сфере фирмы подвергаются достаточно тяжелому налоговому бремени, что подталкивает многих из них к уходу в теневую экономику.

Что касается такой формы тарифного регулирования, как тарифные льготы, то в Законе РФ "О таможенном тарифе" содержится норма, в соответствии с которой при осуществлении торговой поли­тики РФ в пределах ее таможенной территории допускается предос­тавление тарифных льгот в виде возврата ранее уплаченной пошли­ны, снижения ставки пошлины и освобождения в исключительных слу­чаях от пошлины в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ в качестве вклада в уставные фонды предприятий, а также ввозимых этими предприятиями отдельных видов товаров собственного производства в случаях, предусмотренных соглашения­ми о разделе продукции, заключенными Правительством РФ или уполномоченным им государственным органом в соответствии с зако­нами РФ, или в течение периода окупаемости иностранных инвес­тиций в порядке, определенном законодательством России.

Ранее, в период 1991 — 1994 гг., тарифные льготы предоставлялись отдельным предприятиям, организациям (в том числе посред­ническим) и регионам РФ. Льготные тарифы в ВЭД для избранных создавали почву  для различного рода экономических правонарушений, привлекали криминальные структуры к таким организациям, позволяя им, в частности, ввозить в Россию огромное количество дешевой алкогольной продукции и сигарет, не облагаемых акцизными сборами. Поэтому Законом РФ "О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешне­экономической деятельности" № 31- ФЗ от 13 марта 1995 г. они бы­ли отменены и в дальнейшем отдельным юридическим лицам не предоставлялись.

Важно также отметить, что статья 13 Закона РФ "О государст­венном регулировании внешнеторговой деятельности" не допускает иных методов государственного регулирования внешнеторговой дея­тельности, кроме рассмотренных ранее таможенно-тарифного и нало­гового регулирования и нетарифного регулирования. Не допуска­ются иные формы вмешательства и установление иных торговых ограничений ни органами государственной власти РФ, ни органами государственной власти субъектов РФ.

Регулирование же других видов внешнеэкономической деятель­ности, в частности международного инвестиционного сотрудничест­ва, производственной кооперации, валютных и финансово-кредитных операций, осуществляется соответствующими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации: Зако­нами РФ "Об иностранных инвестициях", "Об акционерных обществах", "О финансово-промышленных группах", "О соглашениях о разделе про­дукции", а также Указами Президента РФ "О мерах по стимулирова­нию экспорта", "О первоочередных мерах по поддержке экспортеров".                             

Таким образом, в 90-х годах в России произошли существенные преобразования в механизме регулирования внешнеэкономической деятельности всех ее участников  —  и государственных структур, и предприятий, и посредников. Но в целом они, будчи “вмонтированными” в заранее определенную модель перехода к рынку через “либерализацию”, не смогли, да и не смогут в дальнейшем, на наш взгляд, привести к нормальному механизму регулирования ВЭД.

  Дальнейшее развитие существую­щего механизма регулирования внешнеэкономической деятельности России теперь во многом зависит от активности регионов. Разра­ботка продуманной и взвешенной концепции региональной внешнеэко­номической политики должна, по нашему мнению, опираться на всесторонний учет тенденций и динамики состояния экономики области, точное определение приоритетов структурной, инвестиционной и региональной политики, направлений и принципов формирования нормативно-правовой базы деятельности области в сфере внешне­экономической деятельности, а также разработку целевых комп­лексных программ для этой сферы экономики региона, в частности по регулированию ВЭД  торговых посредников, созданию полноценного оптового звена.

Итак, мы рассмотрели состояние ВЭД региона, приоритеты во внешнеэкономической политике местных органов государственной власти, комплексные целевые программы. Рассмотрим более подробно.

Орловская область, которая расположилась в самом центре России, традиционно еще с самых первых десятилетий существования Орловской губернии[66] была связана многочисленными торговыми путями со многими ре гионами России и зарубежными странами. Структура промышленного потенциала области накануне рыночных реформ позволяет области поддерживать внешнеэкономические связи  с 62 странами практически всех континентов.

За годы рыночного реформирования и распада СССР количество и качество таких связей резко снизилось. Но в целом Орловская область продолжает поддерживать внешнеэкономические связи с многочисленными партнерами в ближнем и дальнем зарубежье. Об этом свидетельствуют данные о ввозе и вывозе продукции за 1992 — 1998 годы, представленные на рис. 8.[67]

        

Рис. 8. Внешнеторговый оборот Орловской области в 1992 — 1998 годах

 

По данным Орловской таможни, в 1997 году субъектами — участниками внешнеэкономической деятельности в области являлись 2135 хозяйствующих субъекта, в том числе более 300 торгово-посреднических фирм. Среди хозяйствующих субъектов-участников ВЭД в Орловской области в 1997 году отмечены:

—товарищества с ограниченной ответственностью.................35% ;

— акционерные общества закрытого и открытого типа..........30% ;

— колхозы и фермерские хозяйства............................................15% ;

— государственные предприятия..................................................9% ;

 — предприятия и организации прочих  организационных форм..............................................................................................................11%

Субъекты ВЭД Орловской области осуществляют экспортно-импортные операции с 62 странами мира, в том числе с 10 странами СНГ.

Основные объемы экспортных поставок приходятся на США, Германию, а из стран СНГ — на Украину и Узбекистан. Товарная структура экспорта продолжает носить сырьевую направленность, что подтверждает и общую для России тенденцию: экономика страны обретает однозначно сырьевую ориентацию и последовательно превращается в периферию мирового хозяйства. За границу из области экспортировались алюминий вторичный, метизная продукция, зерно, а также машины и оборудование и плитка керамическая (продукция СП). География внешнеэкономических и межрегиональных связей Орловщины отражена на рис. 9.[68]        

Наиболее крупными поставщиками импортной продукции для области являются Украина, Италия, Бразилия, Германия. Анализ структуры и динамики внешнеэкономических и межрегиональных связей позволил руководству области точнее определить приоритеты ВЭД. 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.