Начиная с 1993 г. сдерживание импорта в Россию (прежде всего коммерческого) обеспечивается с помощью не только таможенных тарифов, но и налогообложения. Налоговая система в сфере ВЭД, объектами налогообложения которой являются прежде всего доходы ее участников, стоимость определенных экспортных и импортных товаров, отдельные виды экспортных и импортных операций, добавленная стоимость и т. п., складывается из совокупности налогов, сборов и других платежей, которые взимаются в установленном государством порядке. Из действующих в настоящее время сорока четырех видов налогов (до принятия Налогового кодекса РФ)[65] в России на внешнеэкономическую сферу распространяется более одной четверти их общего числа, из которых складывается налоговое регулирование.
Первоначально оно было представлено такими его элементами, как налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы, а впоследствии дополнено специальным налогом (СН) на импорт. Все три вида налога являются универсальными фискальными инструментами, обеспечивающими регулярность налоговых платежей. Плательщиками НДС, акцизов и спецналога являются декларанты (в момент таможенного оформления), а это, как правило, таможенные брокеры либо контрактодержатели (при предоставлении отсрочки по оплате, пересчете платежа, взыскании штрафа), а это, как правило, контрактодержатели-комиссионеры.
Обобщая используемые сегодня принципы налогового регулирования внешнеэкономической деятельности, можно отметить, что они в отличие от таможенно-тарифного регулирования распространяются и оказывают влияние не только на внешнеторговые операции, но и на сами объекты ВЭД в процессе обычной хозяйственной деятельности на внутреннем рынке через другие (помимо НДС, спецналога и акцизов) налоги — налоги на прибыль, на имущество, на рекламу, сбор за регистрацию или лицензирование и т. п. Таким образом, при постоянном ведении посреднических операций во внешнеэкономической сфере фирмы подвергаются достаточно тяжелому налоговому бремени, что подталкивает многих из них к уходу в теневую экономику.
Что касается такой формы тарифного регулирования, как тарифные льготы, то в Законе РФ "О таможенном тарифе" содержится норма, в соответствии с которой при осуществлении торговой политики РФ в пределах ее таможенной территории допускается предоставление тарифных льгот в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и освобождения в исключительных случаях от пошлины в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ в качестве вклада в уставные фонды предприятий, а также ввозимых этими предприятиями отдельных видов товаров собственного производства в случаях, предусмотренных соглашениями о разделе продукции, заключенными Правительством РФ или уполномоченным им государственным органом в соответствии с законами РФ, или в течение периода окупаемости иностранных инвестиций в порядке, определенном законодательством России.
Ранее, в период 1991 — 1994 гг., тарифные льготы предоставлялись отдельным предприятиям, организациям (в том числе посредническим) и регионам РФ. Льготные тарифы в ВЭД для избранных создавали почву для различного рода экономических правонарушений, привлекали криминальные структуры к таким организациям, позволяя им, в частности, ввозить в Россию огромное количество дешевой алкогольной продукции и сигарет, не облагаемых акцизными сборами. Поэтому Законом РФ "О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности" № 31- ФЗ от 13 марта 1995 г. они были отменены и в дальнейшем отдельным юридическим лицам не предоставлялись.
Важно также отметить, что статья 13 Закона РФ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" не допускает иных методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, кроме рассмотренных ранее таможенно-тарифного и налогового регулирования и нетарифного регулирования. Не допускаются иные формы вмешательства и установление иных торговых ограничений ни органами государственной власти РФ, ни органами государственной власти субъектов РФ.
Регулирование же других видов внешнеэкономической деятельности, в частности международного инвестиционного сотрудничества, производственной кооперации, валютных и финансово-кредитных операций, осуществляется соответствующими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации: Законами РФ "Об иностранных инвестициях", "Об акционерных обществах", "О финансово-промышленных группах", "О соглашениях о разделе продукции", а также Указами Президента РФ "О мерах по стимулированию экспорта", "О первоочередных мерах по поддержке экспортеров".
Таким образом, в 90-х годах в России произошли существенные преобразования в механизме регулирования внешнеэкономической деятельности всех ее участников — и государственных структур, и предприятий, и посредников. Но в целом они, будчи “вмонтированными” в заранее определенную модель перехода к рынку через “либерализацию”, не смогли, да и не смогут в дальнейшем, на наш взгляд, привести к нормальному механизму регулирования ВЭД.
Дальнейшее развитие существующего механизма регулирования внешнеэкономической деятельности России теперь во многом зависит от активности регионов. Разработка продуманной и взвешенной концепции региональной внешнеэкономической политики должна, по нашему мнению, опираться на всесторонний учет тенденций и динамики состояния экономики области, точное определение приоритетов структурной, инвестиционной и региональной политики, направлений и принципов формирования нормативно-правовой базы деятельности области в сфере внешнеэкономической деятельности, а также разработку целевых комплексных программ для этой сферы экономики региона, в частности по регулированию ВЭД торговых посредников, созданию полноценного оптового звена.
Итак, мы рассмотрели состояние ВЭД региона, приоритеты во внешнеэкономической политике местных органов государственной власти, комплексные целевые программы. Рассмотрим более подробно.
Орловская область, которая расположилась в самом центре России, традиционно еще с самых первых десятилетий существования Орловской губернии[66] была связана многочисленными торговыми путями со многими ре гионами России и зарубежными странами. Структура промышленного потенциала области накануне рыночных реформ позволяет области поддерживать внешнеэкономические связи с 62 странами практически всех континентов.
За годы рыночного реформирования и распада СССР количество и качество таких связей резко снизилось. Но в целом Орловская область продолжает поддерживать внешнеэкономические связи с многочисленными партнерами в ближнем и дальнем зарубежье. Об этом свидетельствуют данные о ввозе и вывозе продукции за 1992 — 1998 годы, представленные на рис. 8.[67]
Рис. 8. Внешнеторговый оборот Орловской области в 1992 — 1998 годах
По данным Орловской таможни, в 1997 году субъектами — участниками внешнеэкономической деятельности в области являлись 2135 хозяйствующих субъекта, в том числе более 300 торгово-посреднических фирм. Среди хозяйствующих субъектов-участников ВЭД в Орловской области в 1997 году отмечены:
—товарищества с ограниченной ответственностью.................35% ;
— акционерные общества закрытого и открытого типа..........30% ;
— колхозы и фермерские хозяйства............................................15% ;
— государственные предприятия..................................................9% ;
— предприятия и организации прочих организационных форм..............................................................................................................11%
Субъекты ВЭД Орловской области осуществляют экспортно-импортные операции с 62 странами мира, в том числе с 10 странами СНГ.
Основные объемы экспортных поставок приходятся на США, Германию, а из стран СНГ — на Украину и Узбекистан. Товарная структура экспорта продолжает носить сырьевую направленность, что подтверждает и общую для России тенденцию: экономика страны обретает однозначно сырьевую ориентацию и последовательно превращается в периферию мирового хозяйства. За границу из области экспортировались алюминий вторичный, метизная продукция, зерно, а также машины и оборудование и плитка керамическая (продукция СП). География внешнеэкономических и межрегиональных связей Орловщины отражена на рис. 9.[68]
Наиболее крупными поставщиками импортной продукции для области являются Украина, Италия, Бразилия, Германия. Анализ структуры и динамики внешнеэкономических и межрегиональных связей позволил руководству области точнее определить приоритеты ВЭД.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50