Рефераты. Управление внешнеэкономической деятельностью торговых посредников в регионе

В последнем случае с учетом конкретного региона и его двусторонних соглашений с центром необходимо четко описать региональный уровень регулирования внешнеэкономической деятельности, особенно внешней торговли.

В этой связи требует пристального внимания и изучения подход к распределению полномочий в области регулирования внеш­неэкономической деятельности между федеральным центром и субъ­ектами Российской Федерации, закрепленный в новой Конституции РФ (1993 г.).

Ранее все вопросы регулирования внешнеэконо­мических связей находились в исключительном ведении центральных органов власти. По новой Конституции допускаются совместное ве­дение Российской Федерации и субъектами РФ такого вопроса, как "координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации" (статья 72). Такое разделение полномочий во внешнеэкономической сфере потребовало и выработки двухуровневой концепции управления ВЭД (федеральный уровень и региональный уровень), а следовательно, и создания различающихся по составу элементов обособленных механизмов регулирования ВЭД.

Конституция РФ исходит из того, что в условиях рыночной экономики реализация региональных пре­имуществ (природных, производственных, транспортных, кадровых) через внешнеэкономическую деятельность возможна лишь при извест­ной самостоятельности регионов в регулировании ВЭД. При этом под самостоятельностью регионов понимается единство их свободы их маневра, ответственности за конечные результаты и наличие соб­ственных ресурсов. Такой подход, на наш взгляд, не оз­начает, что интересы федерального центра отодвигаются как бы на второй план. Центр реализует "свой" эффект, получаемый на более высоком уровне и в больших масштабах — эффект общегосу­дарственной кооперации.

Функции регионального механизма регулиро­вания внешнеэкономической деятельности, который представляет собой сочетание факторов развития регионального комплекса, а также воздействующих на них экономических инструментов (кредиты, налоги, лицензии и др.), организационных, правовых норм и пра­вил международного, федерального и регионального уровня, существенно отличаются от функций общефедеральных. Доста­точно емкое представление о функциях этого механизма дает статья 8 Закона РФ "О государственном регулировании внешне­торговой деятельности" (1995 г.), которая трактует полномочия субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности. В ней, в частности, идет речь о таких функциях регионального механизма, как:

— координация и контроль за внешнеторговой деятельностью российских и иностранных лиц на территории региона;

— формирование и реализация региональных программ внешне­торговой деятельности;

— предоставление дополнительных, по отношению к федеральным, финансовых гарантий участникам внешнеторговой деятельности;

— предоставление гарантий и льгот .участникам внешнеторговой деятельности, зарегистрированным на территории региона, только в части выполнения их обязательств перед бюджетами и внебюджет­ными фондами субъекта РФ;

— создание страховых и залоговых фондов в сфере внешнеторго­вой деятельности для привлечения иностранных займов и кредитов;

— заключение соглашений в области внешнеторговых связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств.

Необходимо отметить, что перечисленные выше функции могут быть расширены в том случае, если это предусмотрено двусторонним договором о разграничении полно­мочий между Российской Федерацией и субъектом РФ, который подписали уже 44 из 89 субъектов Российской Федерации. Так, изучение некоторых из договоров показало, что в них предусмотрены координация взаимодействия органов субъекта РФ, согласование планов работы по международным и внешнеэкономическим связям, проек­тов соглашений с зарубежными партнерами.  Данные договоры предусматривают право субъектов участвовать в разработке проектов законов и нормативных актов в сфере международных и внешнеэкономических связей, затрагивающих их интересы.

В Орловской области, как и в других субъектах РФ, пока не имеющих с центром аналогичного договора о разграничении полномочий, механизм регулирования ВЭД строится на нормативно-правовой базе Гражданского и Таможенного кодексов РФ, федеральных законов, регулирующих ВЭД, Основного закона (Устава) Орловской области, постановлений Главы администрации области.

Таблица  2

Методы регулирования деятельности внешнеторговых посредников

 на региональном уровне

Прямые методы

Косвенные методы (стимулирование)

1. Целевые региональные программы развития внешнеэкономических и межрегиональных связей.

2. Квотирование.

3. Лицензирование.

4. Создание региональных посреднических структур.

5. Создание внебюджетных фондов.

6. Региональные контрольные пакеты

акции, представительство и управление в советах директоров торговых домов и

других торговых фирм.

7. Региональные стандарты и нормы.

1. Налоговые ставки, стимулирующие льготное налогообложение.

 2. Финансовые гарантии за счет регионального бюджета.

3. Создание страховых и залоговых региональных фондов в сфере внешнеторговой деятельности для привлечения иностранных займов и кредитов.

4. Регистрация контрактов-паспортов импортных и экспортных сделок.

5. Моральное убеждение:
организация через средства  массовой информации бойкота иностранных товаров, призыв покупать только отечественные товары и т. п.

 

 

Более детально региональный механизм регулирования деятельности участников ВЭД, включая посредников, будет рассмотрен в следующей главе. Пока же на основа­нии сопоставления всех трех совокупностей "координат", в которых проходит экономическая практика внешнеторговых посредников в регионе, мы можем определить, какие из всей системы методов государственного регулирования имеют отношение к институту посредников как объекту регионального менеджмента. На наш взгляд, высказанные выше аргументы дают основание составить следующую примерную схему, которая в дальнейшем должна быть наполнена реальным экономическим содержанием (см. табл. 2).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.