При разработке и внедрении системы адаптации необходимо учесть ряд существенных моментов:
1) обязательно формально закрепить руководителя процесса адаптации, отвечающего за процесс, разъяснение и продвижение процедуры адаптации новых сотрудников в организации;
2) успешность внедрения системы адаптации во многом зависит от степени вовлеченности (осознания своей роли и задач) линейных руководителей;
3) важно выстроить оптимальным образом информационные потоки внутри организации,
чтобы необходимые данные своевременно предоставлялись всем участникам программы адаптации.
Наглядно систему управления адаптацией персонала колледжа можно показать в виде организационной схемы, представленной на рисунке 2.
Адаптация сотрудника к работе
Этапы адаптации
Программа адаптации
Профессиональная адаптация
Рисунок 3. Система управления адаптацией персонала колледжа
3.3 Программа адаптации сотрудников ГОУ СПО «ОХПК»
Программа адаптации новых сотрудников содержит две части – общую и индивидуальную и завершается подробным отчетом о результатах деятельности обеих сторон.
В целом и общая, и индивидуальная части программы адаптации рассчитаны на период испытательного срока, в колледже он составляет месяц для специалистов и шесть месяцев для руководителей, но особенности и содержание педагогического труда, а также практика адаптации специалистов в организации показывают необходимость «ведения» новых сотрудников в течение года. В особую категорию адаптантов можно выделить специалистов– практиков, выработавших на производстве определенный профессиональный стаж, но незнакомых с особенностями образовательной деятельности, так как для них возникает необходимость обучения основам педагогики и методики.
Эти проблемы в колледже решает Школа молодого педагога, действующая постоянно согласно ежегодно утверждаемым планам работы, под руководством методиста.
Таблица 3.4 Программа адаптации сотрудников в ГОУ СПО «ОХПК»
№
п/п
Наименование мероприятия
Содержание мероприятия
Ответствен -ный
1. О Б Щ А Я Ч А С Т Ь
ЭТАП 1
1.1
Вводное ориентационное собеседование
1. Место колледжа на рынке образовательных услуг (реализуемые виды и формы образования, виды образовательных программ).
2. Ближайшие и долгосрочные цели развития.
3. История развития колледжа.
4. Сведения о функциональных подразделениях.
5. Система управления колледжем (разграничение полномочий, порядок принятия решений).
6. Система материального и морального стимулирования (полная информация о размере заработной платы).
7. Система обучения и развития персонала.
8. Охрана труда и техника безопасности.
Инспектор отдела кадров
1.2
Личное ознакомление с колледжем и его сотрудниками
1. Представление сотрудника персоналу подразделения.
2. Показ основных помещений.
3. Показ расположения основных служб.
Инспектор по кадрам
ЭТАП 2
1.3
Ознакомление с рабочим местом
1. Детальное описание образовательного процесса и внутренних функциональных взаимосвязей.
2. Должностные обязанности и ответственность (отдельно – виды деятельности).
3. Описание текущей работы и ожидаемых результатов.
4. Разъяснение важности данной должности и того, как она соотносится с другими в подразделении и в организации в целом.
5. Нормативы качества выполняемой работы и способов ее оценивания.
6. Расписание и режим рабочего дня (отдельно в каникулярное время).
7. Виды отчетной документации и правила ее заполнения.
8. Дополнительные ожидания (замена отсутствующего работника, участие в учебно -производственных программах).
Заведующие отделениями для преподава-телей;
старший мастер для мастеров производственного обучения;
директор для руководителей;
инспектор по кадрам для остальных.
1.4
Ориентацион-ное собеседование с непосредствен-ным руководителем
1. Разъяснение задач и требований к работе.
2. Ответы на вопросы.
3. Обсуждение предложений (пожеланий) нового сотрудника.
По схеме, указанной в п.1.3
2. И Н Д И В И Д У А Л Ь Н А Я Ч А С Т Ь
2.1
Вхождение в должность
1. Освоение видов деятельности:
· образовательной;
· методической;
· организационной.
2. Освоение норм и правил поведения в организации и коллективе.
Наставник,
председатель ЦМК
ЭТАП 3
2.2
Назначение наставника
1. Помощь в планировании и сопровождении работы.
2. Оценка деятельности нового специалиста.
2.3
Включение в программу «Школа молодого педагога»
1. Участие в адаптационных семинарах, посвященных организационным, методическим и коммуникационным проблемам.
2. Получение обратной связи.
Методист,
психолог,
заведующие отделениями, ст. мастер
3. С О С Т А В Л Е Н И Е О Т Ч Е Т А
ЭТАП 4
3.1
Составление отчетов по итогам адаптации
1. Отчет о степени адаптированности нового сотрудника.
2. Отчет о выполнении заданий.
адаптант
3.4. План реализации проекта
Представленный проект может быть внедрен в течение года. Такой временной период обусловлен необходимостью решить следующие вопросы:
Таблица 3.5. План – график внедрения проекта в 2006г. в ГОУ СПО «ОХПК»
Месяц
Мероприятие
Ответственный
Сентябрь
Подбор и назначение руководителя процесса адаптации и закрепление за ним функций.
Директор
Октябрь
Утверждение стандарта адаптации. Создание рабочей группы и разработка программ адаптации.
Руководитель процесса адаптации
Ноябрь
Учреждение наставничества. Обучение наставников.
Линейные руководители
Декабрь – август
Создание методических материалов; разработка схемы материального и морального стимулирования адаптационных программ; разъяснительная работа в коллективе; обратная связь сотрудников колледжа о готовности к внедрению системы; запуск системы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14