Настоящее положение разработано с целью определения подходов к системе адаптации новых сотрудников (назначенных на новую должность), регулирования и управления процессом адаптации персонала колледжа.
Адаптация сотрудников ГОУ СПО «ОХПК» представляет собой комплекс мероприятий, направленных на приспособление вновь принятых работников к содержанию, условиям, режиму труда, социальной среде колледжа и того подразделения (службы), где они работают.
Адаптация является важным элементом системы управления персоналом колледжа и предназначена решать проблемы формирования у новых сотрудников требуемого уровня результативности труда в наиболее короткие сроки.
В процессе адаптации участвуют:
· линейный руководитель – непосредственный руководитель наставника и адаптанта;
· инспектор по кадрам – руководитель процесса адаптации в колледже;
· наставник - квалифицированный сотрудник, имеющий достаточный опыт работы в конкретной должности (специальности);
· адаптант – вновь принятый сотрудник либо работник, переведенный на другую работу (новую должность);
· психолог – сотрудник колледжа, владеющий примами создания комфортного микроклимата и методами разрешения конфликтных ситуаций.
Цель адаптации – помочь новому сотруднику успешно освоиться в колледже, войти в должность, формировать профессионально важные качества.
Задачами адаптации являются:
· снижение факторов стресса, озабоченности и неопределенности у новых работников;
· экономия времени руководителей и сотрудников при решении организационных вопросов;
· развитие позитивного отношения к работе, удовлетворенности работой у адаптантов.
3.1 Работу по адаптации новых сотрудников возглавляет инспектор по кадрам. Он организует взаимодействие всех участников, подготовку и проведение процесса.
3.2 Для каждого нового сотрудника составляется (на основе базовой) и утверждается Программа адаптации. Разработку Программы возглавляет и организует его (сотрудника) непосредственный руководитель:
В состав рабочей группы по созданию Программы адаптации кроме линейного руководителя входят наставник молодого специалиста и психолог.
3.3 Адаптация персонала колледжа проходит в четыре этапа и имеет продолжительность для руководящих и инженерно-педагогических работников - один год; для всех остальных категорий – от одного до трех месяцев.
3.3.1 Первый этап «Общая ориентация» сотрудника включает знакомство с организационными и функциональными особенностями колледжа, системой коммуникаций, правилами поведения - осуществляет инспектор по кадрам.
3.3.2 Второй этап «Вхождение в должность» включает практическое знакомство нового сотрудника со своими обязанностями и предъявляемыми к нему требованиями – осуществляет непосредственный руководитель.
3.3.3 Третий этап «Действенная адаптация» включает практическое освоение необходимых для выполнения работы знаний, умений и навыков – осуществляет наставник.
3.3.4 Четвертый этап «Функционирование» завершает процесс адаптации, является переходом к стабильной работе, включает анализ показателей адаптации – осуществляет непосредственный руководитель.
Участие психолога в процессе адаптации носит консультативный характер.
3.4 Приказом директора колледжа, изданным на основании служебной записки, подготовленной непосредственным руководителем адаптанта, за каждым новым сотрудником закрепляется наставник из числа наиболее опытных и квалифицированных работников подразделения (службы). Линейный руководитель определяет перечень знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть обучаемый с помощью наставника,
3.5 Участники процесса адаптации руководствуются в своей деятельности нормативными документами, регламентирующими деятельность колледжа, настоящим Положением, Положением о наставничестве, Программой адаптации, должностной инструкцией и др.
3.6 Методическое обеспечение адаптации осуществляется за счет средств колледжа. Оплата труда организаторам адаптации новых сотрудников производится в виде надбавок за составление программ адаптации, разработку методических материалов, обучение и наставничество. Размер надбавок устанавливается Положением об оплате труда.
3.7 По итогам адаптации непосредственный руководитель нового сотрудника проводит собеседование и анализирует отчеты наставника и адаптанта, после чего принимает решение о снятии наставничества и включении сотрудника в текущие программы. Итоговый отчет передается инспектору по кадрам и хранится в личном деле сотрудника.
4.1 Инспектор по кадрам, непосредственный руководитель адаптанта, (далее по тексту Руководители адаптации) имеют право:
· запрашивать у наставника и адаптанта необходимые документы и информацию для оценки результатов и коррекции их деятельности в пределах своей компетенции;
· проводить собеседования с наставником, психологом и адаптантом, анкетирование новых сотрудников с целью получения обратной связи;
· проводить диагностику качества профессиональной деятельности вновь принятых сотрудников;
· контролировать процесс адаптации с целью выявления проблемных областей в пределах своей компетенции;
· вносить изменения в Программу адаптации;
· решать вопрос о замене наставника в части подготовки служебной записки вышестоящему руководству.
4.2 Руководители адаптации обязаны:
· владеть нормативно-правовой базой адаптации, строго соблюдать требования настоящего Положения и других нормативных документов;
· владеть технологией адаптации, формами и методами получения и анализа информации;
· обеспечивать системность, гибкость, открытость процесса адаптации;
· контролировать соблюдение сроков адаптации и анализировать причины отклонений;
· соблюдать профессиональную этику и доброжелательное отношение ко всем участникам процесса.
4.3 Наставник и психолог (далее по тексту Организаторы адаптации) имеют право:
· запрашивать у адаптанта информацию о выполнении заданий в пределах своей компетенции;
· осуществлять контроль и коррекцию деятельности адаптанта;
· вносить предложения по совершенствованию процесса адаптации;
· участвовать в разработке адаптационных мероприятий.
4.4 Организаторы адаптации обязаны:
· выполнять план обучения и программу адаптации;
· соблюдать нормы профессиональной этики;
· качественно исполнять возложенные функции адаптации нового работника;
· обеспечивать необходимый уровень профессиональной деятельности, закрепленного сотрудника.
· не наносить ущерба своей основной профессиональной деятельности.
4.5 Адаптант имеет право:
· участвовать в обсуждении и решении вопросов организации адаптации;
· получать всю необходимую информацию о деятельности колледжа и особенностях своей профессиональной деятельности;
· получать своевременную квалифицированную помощь Руководителей и Организаторов адаптации в различных видах профессиональной деятельности;
· ходатайствовать о замене наставника в случае неисполнения последним своих обязанностей.
4.6 Адаптант обязан:
· выполнять план обучения и Программу адаптации согласно установленным срокам;
· соблюдать нормы профессиональной этики и правила внутреннего распорядка;
· качественно исполнять обязанности, изложенные в должностной инструкции и других нормативных документах, регламентирующих деятельность сотрудников колледжа.
Контроль процесса адаптации осуществляется заместителями директора колледжа (руководителями служб) и линейными руководителями (п.3.3 настоящего Положения) в соответствии с планом внутреннего контроля, утвержденным директором колледжа.
Приложение 2
Положение о наставничестве
в государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования
«Омский художественно-промышленный колледж»
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14