Рефераты. Совершенствование системы адаптации персонала в образовательном учреждении

 

 

  1. Общие положения

                 Настоящее положение разработано с целью определения подходов к системе адаптации новых сотрудников (назначенных на новую должность), регулирования и управления процессом адаптации персонала колледжа.

          Адаптация сотрудников ГОУ СПО «ОХПК» представляет собой комплекс мероприятий, направленных на  приспособление вновь принятых работников к содержанию, условиям, режиму труда, социальной среде колледжа и того подразделения (службы), где они работают.

          Адаптация является важным элементом системы управления персоналом колледжа и предназначена решать проблемы формирования у новых сотрудников требуемого уровня результативности труда в наиболее короткие сроки.

          В процессе адаптации участвуют:

·        линейный руководитель – непосредственный руководитель наставника и адаптанта;

·        инспектор по кадрам – руководитель процесса адаптации в колледже;

·        наставник - квалифицированный сотрудник, имеющий достаточный опыт работы в конкретной должности (специальности);

·        адаптант – вновь принятый сотрудник либо работник, переведенный на другую работу (новую должность);

·        психолог – сотрудник колледжа, владеющий примами создания комфортного микроклимата и методами разрешения конфликтных ситуаций.            

  1. Цель и задачи адаптации

           Цель адаптации – помочь новому сотруднику успешно освоиться в колледже, войти в должность,  формировать профессионально важные качества.

                 Задачами адаптации являются:

  • сокращение текучести кадров;

·        снижение факторов стресса, озабоченности и неопределенности у новых работников;

·        экономия времени руководителей и сотрудников при решении организационных вопросов;

·        развитие позитивного отношения к работе, удовлетворенности работой у адаптантов.


  1. Организация адаптации

3.1   Работу по адаптации новых сотрудников возглавляет инспектор по кадрам. Он организует взаимодействие всех участников, подготовку и проведение процесса. 

3.2   Для каждого нового сотрудника составляется (на основе базовой) и утверждается Программа адаптации. Разработку Программы возглавляет и организует его (сотрудника) непосредственный руководитель:

  • заместитель директора по научно-методической работе – для руководящих работников;
  • заведующие отделениями - для преподавателей и учебно-вспомогательного персонала учебной части;
  • старший мастер - для мастеров производственного обучения и учебно-вспомогательного персонала учебно-производственной службы;
  • комендант общежития - для работников общежития;
  • инспектор по кадрам – для других работников.

         В состав рабочей группы по созданию Программы адаптации кроме линейного руководителя входят наставник молодого специалиста и психолог.

3.3   Адаптация персонала колледжа проходит в четыре этапа и имеет продолжительность для руководящих и инженерно-педагогических работников - один год; для всех остальных категорий – от одного до трех месяцев.

3.3.1        Первый этап «Общая ориентация» сотрудника включает знакомство с организационными и функциональными особенностями колледжа, системой коммуникаций, правилами поведения - осуществляет инспектор по кадрам.

3.3.2        Второй этап «Вхождение в должность» включает практическое знакомство нового сотрудника со своими обязанностями и предъявляемыми к нему требованиями – осуществляет непосредственный руководитель.

3.3.3        Третий этап «Действенная адаптация» включает практическое освоение необходимых для выполнения работы знаний, умений и навыков – осуществляет наставник.

3.3.4        Четвертый этап «Функционирование» завершает процесс адаптации, является переходом к стабильной работе, включает анализ показателей адаптации – осуществляет  непосредственный руководитель.

Участие психолога в процессе адаптации носит консультативный характер.

3.4   Приказом директора колледжа, изданным на основании служебной записки, подготовленной непосредственным  руководителем адаптанта, за каждым новым сотрудником закрепляется наставник из числа наиболее опытных и квалифицированных  работников подразделения (службы). Линейный руководитель определяет перечень знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть обучаемый с помощью наставника,

3.5  Участники процесса адаптации руководствуются в своей деятельности нормативными документами, регламентирующими деятельность колледжа, настоящим Положением, Положением о наставничестве, Программой адаптации, должностной инструкцией и др.

3.6  Методическое обеспечение адаптации осуществляется за счет средств колледжа. Оплата труда организаторам адаптации новых сотрудников производится в виде надбавок за составление программ адаптации, разработку методических материалов, обучение и наставничество. Размер надбавок устанавливается Положением об оплате труда.

3.7  По итогам адаптации непосредственный руководитель нового сотрудника проводит собеседование и анализирует отчеты наставника и адаптанта, после чего принимает решение о снятии наставничества и включении сотрудника в текущие программы. Итоговый отчет передается инспектору по кадрам и хранится в личном деле сотрудника.



  1. Права и обязанности участников адаптации

4.1 Инспектор по кадрам, непосредственный руководитель адаптанта, (далее по тексту Руководители адаптации) имеют право:

·        запрашивать у наставника и адаптанта необходимые документы и информацию для оценки результатов и коррекции их деятельности в пределах своей компетенции;

·        проводить собеседования с наставником, психологом и адаптантом, анкетирование новых сотрудников с целью получения обратной связи;

·        проводить диагностику качества профессиональной деятельности вновь принятых сотрудников;

·        контролировать процесс адаптации с целью выявления проблемных областей в пределах своей компетенции;

·        вносить изменения в Программу адаптации;

·        решать вопрос о замене наставника в части подготовки служебной записки вышестоящему руководству.

4.2    Руководители адаптации обязаны:

·        владеть нормативно-правовой базой адаптации, строго соблюдать требования настоящего Положения и других нормативных документов;

·        владеть технологией адаптации, формами и методами получения и анализа информации;

·        обеспечивать системность, гибкость, открытость процесса адаптации;

·        контролировать соблюдение сроков адаптации и анализировать причины отклонений;

·        соблюдать профессиональную этику и доброжелательное отношение ко всем участникам процесса.

4.3    Наставник  и психолог (далее по тексту Организаторы адаптации) имеют право:

·        запрашивать у адаптанта информацию о выполнении заданий в пределах своей компетенции;

·        осуществлять контроль и коррекцию деятельности адаптанта;

·        вносить предложения по совершенствованию процесса адаптации;

·        участвовать в разработке адаптационных мероприятий.

4.4    Организаторы адаптации обязаны:

·        выполнять план обучения и программу адаптации;

·        соблюдать нормы профессиональной этики;

·        качественно исполнять возложенные функции адаптации нового работника;

·        обеспечивать необходимый уровень профессиональной деятельности, закрепленного сотрудника.

·        не наносить ущерба своей основной профессиональной деятельности.

4.5    Адаптант имеет право:

·        участвовать в обсуждении и решении вопросов организации адаптации;

·        получать всю необходимую информацию о деятельности колледжа и особенностях своей профессиональной деятельности;

·        получать своевременную квалифицированную помощь Руководителей и Организаторов адаптации в различных  видах профессиональной деятельности;

·        ходатайствовать о замене наставника в случае неисполнения последним своих обязанностей.

4.6    Адаптант обязан:

·        выполнять план обучения и Программу адаптации согласно установленным срокам;

·        соблюдать нормы профессиональной этики и правила внутреннего распорядка;

·        качественно  исполнять обязанности, изложенные в должностной инструкции и других нормативных документах, регламентирующих деятельность сотрудников колледжа.


  1. Контроль адаптации

            Контроль процесса адаптации осуществляется заместителями директора колледжа (руководителями служб) и линейными руководителями (п.3.3 настоящего Положения) в соответствии с планом внутреннего контроля, утвержденным директором колледжа.


Приложение 2

Положение о наставничестве  

в государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования

«Омский художественно-промышленный колледж»

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.