Следующая основная группа вопросов и тестов используется консультативной фирмой для получения исходной информации.
Тестовые таблицы для разработки бизнес-плана представляют собой набор вопросов, сгруппированных по разделам бизнес-плана. В каждом разделе вопросы группируются исходя из порядка изложения раздела. Объем вопросов определяется указанными выше нормами и рекомендациями, а также необходимостью полного отражения экономической деятельности предприятия. Вопросы должны быть простыми, точными, свободными от двусмысленности. Вопросы в тестовых таблицах делятся на две группы:
Ø первая (тестовая) группа позволяет собрать исходную информацию о проекте и параллельно определить предполагаемую стратегию реализации поставленных целей, взгляд руководителя на концепцию развития организации, провести диагностику существующего положения дел на предприятии (при управленческом консультировании) и анализ инвестиционного проекта. В этом случае на поставленные вопросы предполагается ответ в форме "да", "нет" или по оценочной шкале:
1. - "совсем неверно";
2. - "в некоторой степени";
3. - "в существенной степени";
4. - "чаще всего";
5. - "совершенно верно";
6. - "не знаю",
Если требуются длинные ответы, то необходимо приложить список возможных ответов.
В зависимости от ответа предлагаются варианты решения вопроса с учетом получения наибольшей эффективности.
Ø вторая группа используется с целью получения информации при разработке бизнес-плана и анализе инвестиционного проекта. Помимо вопросов предусматриваются таблицы для заполнения их исходными данными. Эти данные используются при составлении таблицы доходов и затрат, денежных потоков, сводного баланса активов и пассивов, определения точки самоокупаемости, а также оценки технических характеристик товаров, анализа степени устойчивости товара на рынке, вероятности рисков по группам, суммы возможного убытка.
Исходные данные используются также для расчета показателей коммерческой, бюджетной и экономической эффективности.
Приводимые в методике формы входной информации соответствуют методике ЮНИДО и, в основном, пригодны при использовании любой из принятых систем моделирования инвестиционных проектов.
Вся полученная информация проходит обработку, анализ и оценку в рамках схемы, рассмотренной выше при описании общей схемы бизнес-планирования.
Техника использования тестовых таблиц при разработке бизнес-плана состоит в следующем:
Текст-шаблон является как бы скелетом бизнес-плана, который обрастает в процессе разработки бизнес-плана откорректированной информацией, расчетами, таблицами и графиками. В процессе работы в определенных местах, выделенных в тексте, необходимо вносить ответы на вопросы из тестовых таблиц, прошедшие экспертную оценку и корректировку. Выделенные места, вопросы в тестовых таблицах и ответы на них имеют одни и те же соответствующие номера. Таким образом, достигается максимальное упрощение работы над текстовой частью бизнес-плана.
При проведении диагностики отдельных направлений деятельности организации тестовые таблицы можно использовать для оказания экспертной помощи в решении проблем. С их помощью производится диагностика организации (проводятся диагностические интервью 30 - 40 человек, в которые входят представители различных уровней руководства организации, включая представителей рабочих). С помощью ответов на тесты консультант получает представление о проблемах организации, составляет проблемное поле, определяет сильные и слабые стороны с тем. чтобы определить точки развития - те направления, которые называет сам персонал.
Анализ инвестиционных проектов с помощью тестовых таблиц предусматривает также определение источников неопределенности. Под неопределенностью понимается неполнота или неточность информации об условиях реализации проекта. в том числе - о связанных с ними затратах и результатах. Неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе реализации проекта неблагоприятных ситуаций и последствий, характеризуется понятием риска.
При анализе инвестиционных проектов необходимо определить, насколько полно учтены неопределенности и риски. Ответы на вопросы тестовых таблиц в сравнении с имеющимся бизнес-планом покажут, какие вопросы, связанные с неопределенностями и рисками, не нашли отражения (умышленно или случайно) в бизнес-плане.
В представленной методике можно выделить некоторые преимущества по сравнению с общепринятым подходом: ввиду отсутствия четкой структуризации по разделам (план-маркетинг, план производства, финансовый план) благодаря применению системы взаимосвязанных тестов практически полностью исключается вероятность завышения показателей и данных предпринимателем. Кроме того, в тесты внесены вопросы так называемой «шкалы лжи», набранные баллы по которой, указывают на сколько заказчик был честен перед консультантом и перед самим собой. Данная методика также не лишена и недостатков. В частности, процесс подготовки тестовых таблиц безусловно трудоемок, а от поставленных вопросов зависит качество и полнота охвата бизнес-планирования. В связи с этим необходимо отметить, что воспользоваться данной методикой смогут, пожалуй, только консультационные фирмы, либо предприятия, постоянно сталкивающиеся с необходимостью бизнес-планирования.
Как было уже отмечено, наибольшую популярность в России приобрела методика, которая была разработана под эгидой UNIDO, а также Tacis. Требованиям этих организаций были также подчинены популярные в России пакеты разработки бизнес-планов COMFAR (UNIDO) и Project Expert (UNIDO, Tacis). В связи с этим обстоятельством, давая характеристику содержания бизнес-плана, было бы разумным также придерживаться рекомендаций указанных организаций.
С этих позиций основными разделами бизнес-плана являются следующие:
1. Краткое описание.
2. Бизнес и его стратегия
3. Рынок и маркетинговая стратегия (план-маркетинг)
4. Производство и эксплуатация
5. Управление и процесс принятия решений
6. Финансы (финансовый план)
7. Факторы риска
Этот раздел, к сожалению, часто недооценивается разработчиками. Хотя он является одним из самых важных разделов плана, так как может вызвать (или нет) интерес читателя - потенциального инвестора.
Контрольный список вопросов для составления краткого описания.
Бизнес
- краткая история бизнеса, описывающая период его создания и роста
- краткое описание существующей стадии развития бизнеса и среды, в которой он ведется
- краткое описание распределения акций, ответственности и т.д., и участия руководства в принятии стратегических решений
- краткое описание целей бизнеса (например, указания о добавленной стоимости продукции при переработке и маркетинге)
- описание того, как было решено осуществлять предлагаемый бизнес-план и куда это может привести компанию
Продукция
краткое описание того, что делает продукцию уникальной и тех отличительных особенностей, которые ставят ее вне конкуренции в отношении ценообразования и/или качества и/или продолжительности поставок сырья
Рынок
- существующая емкость рынка, рост
- внутренний и/или международный
- каналы распределения
- прогнозируемый рост
- предполагаемая доля рынка (по подтвержденным оценкам)
Руководство и персонал
- насколько укомплектован штат
- каков образовательный уровень
- какой уровень безработицы в данной области бизнеса
- краткое описание имеющегося опыта (подчеркнуть сильные стороны)
Финансирование
- описание точных целей требуемого финансирования
- прогнозирование доходов и чистого дохода после уплаты налогов на три последующие года
- проектирование начала поступления прибыли
Этот раздел представляет собой тщательное описание компании. Обычно он не превышает 5-ти страниц.
Контрольный список вопросов для описания бизнеса и его общей стратегии:
- описание организации бизнеса, форм участия в нем, совета директоров, схемы управления и высокопрофессионального персонала
- описание целей бизнеса
- какими представляются экономические преимущества
- будет ли являться добавленная стоимость производства продукции или услуг, характеристикой процесса переработки и маркетинга
- описание стратегии бизнеса
- на какой стадии находится бизнес в настоящее время
- какие стадии роста могут быть предсказаны на следующие 3-5 лет
- описание основных характеристик продукции и услуг:
- цены и качества
- стоимости в сравнении с конкурентами
- любых негативных характеристик бизнеса, и как они могут быть скорректированы или устранены
- правил и положений, и как их следует соблюдать
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21