Рефераты. Роль и место бизнес-планирования в управлении предприятием

Следующая основная группа вопросов и тестов используется консультативной фирмой для получения исходной информации.

Тестовые таблицы для разработки бизнес-плана представляют собой набор вопросов, сгруп­пированных по разделам бизнес-плана. В каждом разделе вопросы группируются исходя из порядка изложения раздела. Объем вопросов определяет­ся указанными выше нормами и рекомендациями, а также необходимостью полного отражения эко­номической деятельности предприятия. Вопросы должны быть простыми, точными, свободными от двусмысленности. Вопросы в тестовых таблицах делятся на две группы:

Ø      первая (тестовая) группа позволяет со­брать исходную информацию о проекте и параллельно определить предполагаемую стратегию реализации поставленных целей, взгляд руководителя на концепцию развития организации, провести диагностику суще­ствующего положения дел на предприятии (при управленческом консультировании) и анализ инвестиционного проекта. В этом случае на поставленные вопросы предпола­гается ответ в форме "да", "нет" или по оце­ночной шкале:

1. - "совсем неверно";

2. - "в некоторой степени";

3. - "в существенной степени";

4. - "чаще всего";

5. - "совершенно верно";

6. - "не знаю",

Ес­ли требуются длинные ответы, то необходи­мо приложить список возможных ответов.

В зависимости от ответа предлагаются ва­рианты решения вопроса с учетом получе­ния наибольшей эффективности.

Ø      вторая группа используется с целью полу­чения информации при разработке бизнес-плана и анализе инвестиционного проекта. Помимо вопросов предусматриваются таб­лицы для заполнения их исходными данными. Эти данные используются при составлении таблицы доходов и затрат, денежных потоков, сводного ба­ланса активов и пассивов, определения точки са­моокупаемости, а также оценки технических харак­теристик товаров, анализа степени устойчивости товара на рынке, вероятности рисков по группам, суммы возможного убытка.

Исходные данные используются также для расчета показателей коммерческой, бюджетной и экономической эффективности.

Приводимые в методике формы входной информации соответствуют методике ЮНИДО и, в основном, пригодны при использовании любой из принятых систем моделирования инвестиционных проектов.

Вся полученная информация проходит об­работку, анализ и оценку  в рамках схемы, рас­смотренной выше при описании общей схемы бизнес-планирования.

Техника использования тестовых таблиц при разработке бизнес-плана состоит в следующем:

Текст-шаблон является как бы скелетом бизнес-плана, который обрастает в процессе разработки бизнес-плана откорректи­рованной информацией, расчетами, таблицами и графиками. В процессе работы в определенных местах, выделенных в тексте, необходимо вносить ответы на вопросы из тестовых таблиц, прошед­шие экспертную оценку и корректировку. Выде­ленные места, вопросы в тестовых таблицах и от­веты на них имеют одни и те же соответствующие номера. Таким образом, достигается максималь­ное упрощение работы над текстовой частью биз­нес-плана.

При проведении диагностики отдельных на­правлений деятельности организации тестовые таблицы можно использовать для оказания экс­пертной помощи в решении проблем. С их помо­щью производится диагностика организации (проводятся диагностические интервью 30 - 40 человек, в которые входят представители различ­ных уровней руководства организации, включая представителей рабочих). С помощью ответов на тесты консультант получает представление о про­блемах организации, составляет проблемное по­ле, определяет сильные и слабые стороны с тем. чтобы определить точки развития - те направле­ния, которые называет сам персонал.

Анализ инвестиционных проектов с помо­щью тестовых таблиц предусматривает также опреде­ление источников неопределенности. Под неопре­деленностью понимается неполнота или неточ­ность информации об условиях реализации проек­та. в том числе - о связанных с ними затратах и ре­зультатах. Неопределенность, связанная с воз­можностью возникновения в ходе реализации про­екта неблагоприятных ситуаций и последствий, характеризуется понятием риска.

При анализе инвестиционных проектов не­обходимо определить, насколько полно учтены не­определенности и риски. Ответы на вопросы тестовых таблиц в срав­нении с имеющимся бизнес-планом покажут, ка­кие вопросы, связанные с неопределенностями и рисками, не нашли отражения (умышленно или случайно) в бизнес-плане.

В представленной методике можно выделить некоторые преимущества по сравнению с общепринятым подходом: ввиду отсутствия четкой структуризации по разделам (план-маркетинг, план производства, финансовый план) благодаря применению системы взаимосвязанных тестов практически полностью исключается вероятность завышения показателей и данных предпринимателем. Кроме того, в тесты внесены вопросы так называемой «шкалы лжи», набранные баллы по которой, указывают на сколько заказчик был честен перед консультантом и перед самим собой. Данная методика также не лишена и недостатков. В частности, процесс подготовки тестовых таблиц безусловно трудоемок, а от поставленных вопросов зависит качество и полнота охвата бизнес-планирования. В связи с этим необходимо отметить, что воспользоваться данной методикой смогут, пожалуй, только консультационные фирмы, либо предприятия, постоянно сталкивающиеся с необходимостью бизнес-планирования.



Общая характеристика содержания бизнес-плана


Как было уже отмечено, наибольшую популярность в России приобрела методика, которая была разработана под эгидой UNIDO, а также Tacis. Требованиям этих организаций были также подчинены популярные в России пакеты разработки бизнес-планов COMFAR (UNIDO) и Project Expert (UNIDO, Tacis). В связи с этим обстоятельством, давая характеристику содержания бизнес-плана, было бы разумным  также придерживаться рекомендаций указанных организаций.

С этих позиций основными разделами бизнес-плана являются следующие:

1.      Краткое описание.

2.      Бизнес и его стратегия

3.      Рынок и маркетинговая стратегия (план-маркетинг)

4.      Производство и эксплуатация

5.      Управление и процесс принятия решений

6.      Финансы (финансовый план)

7.      Факторы риска


1. Краткое описание

Этот раздел, к сожалению, часто недооценивается разработчиками. Хотя он является одним из самых важных разделов плана, так как может вызвать (или нет) интерес читателя - потенциального инвестора.

Контрольный список вопросов для составления краткого описания.

Бизнес

-         краткая история бизнеса, описывающая период его создания и роста

-         краткое описание существующей стадии развития бизнеса и среды, в которой он ведется

-         краткое описание распределения акций, ответственности и т.д., и участия руководства в принятии стратегических решений

-         краткое описание целей бизнеса (например, указания о добавленной  стоимости продукции при переработке и маркетинге)

-         описание того, как было решено осуществлять предлагаемый бизнес-план и куда это может привести компанию

Продукция

краткое описание того, что делает продукцию уникальной и тех отличительных особенностей, которые ставят ее вне конкуренции в отношении ценообразования и/или качества и/или продолжительности поставок сырья

Рынок

-         существующая емкость рынка, рост

-         внутренний и/или международный

-         каналы распределения

-         прогнозируемый рост

-         предполагаемая доля рынка (по подтвержденным оценкам)

Руководство и персонал

-         насколько укомплектован штат

-         каков образовательный уровень

-         какой уровень безработицы в данной области бизнеса

-         краткое описание имеющегося опыта (подчеркнуть сильные стороны)


Финансирование

-         описание точных целей требуемого финансирования

-         прогнозирование доходов и чистого дохода после уплаты налогов на три последующие года

-         проектирование начала поступления прибыли


2. Бизнес и его общая стратегия

Этот раздел представляет собой тщательное описание компании. Обычно он не превышает 5-ти страниц.

Контрольный список вопросов для описания бизнеса и его общей стратегии:

-         описание организации бизнеса, форм участия в нем, совета директоров, схемы управления и высокопрофессионального персонала

-         описание целей бизнеса

-         какими  представляются экономические преимущества

-         будет ли являться добавленная стоимость производства продукции или услуг, характеристикой процесса переработки и маркетинга

-         описание стратегии бизнеса

-         на какой стадии находится бизнес в настоящее время

-         какие стадии роста могут быть предсказаны на следующие 3-5 лет

-         описание основных характеристик продукции и услуг:

-         цены и качества

-         стоимости в сравнении с конкурентами

-         любых негативных характеристик бизнеса, и как они могут быть скорректированы или устранены

-         правил и положений, и как их следует соблюдать

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.