Рефераты. Роль и место бизнес-планирования в управлении предприятием












ГЛАВА 3.

ОЦЕНКА СУЩЕСТВУЮЩИХ МЕТОДИК РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА


Переходя к данной теме, и, учитывая неоднозначность толкования понятия «методика разработки бизнес-плана» в экономической литературе, необходимо определиться с самим термином «метод» и «методика».

Так в подавляющем большинстве случаев авторы изданий и статей, посвященных именно методике бизнес-планирования, сводят данную категорию до уровня количества разделов в бизнес-плане и их примерного содержания.

Между тем в словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова дано следующее определение понятию «метод»:

«Способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо. Способ действовать, поступать каким-нибудь способом.».

«Методика» же определена как:

«Совокупность методов обучения чему-нибудь, практического выполнения чего-нибудь.»

С этой точки зрения необходимо отметить, что под методикой бизнес-планирования следует понимать не только и не столько требования по содержанию бизнес-плана, сколько совокупность приемов и их последовательность, применяемых  при разработке бизнес-плана.

В настоящее время на рынке России из западных методик наибо­лее известна разработка UNIDO (Организация объединенных наций по промышленному развитию) для развивающих­ся стран по подготовке промышленных технико-экономических обоснований и её электрон­ная версия СОМFАR.

Кроме того, популярностью пользуются разработки Tacis – программы Европейского Союза, разработанной для стран СНГ (плюс Монголия) по субсидированию приобретений современных технологий; а также некоторые другие.

Определенную лепту внесло и Правительство Российской Федерации, утвердив своим постановлением Положение об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации. В качестве приложения к данному положению Правительство предлагает макет бизнес-плана, представляемого претендентом в составе заявки

Можно выделить основу (ядро) всех вышеперечислен­ных методик составления бизнес-планов и провести детальный анализ, какие из предложенных методов уже актуальны, а какие еще не работают в условиях становления рынка России. Именно таким ядром (основой) всех вышеперечисленных методик состав­ления бизнес-планов являются следующие разделы:

• финансовый план;

• маркетинг-план;

• система производства;

органично связанные организационным пла­ном (конкретной схемой реализации проекта), с со­ответствующим просчетом рисков и выделением компенсационных мероприятий. Именно эти осново­полагающие ключевые разделы и заложили фунда­мент российских стандартов формирования бизнес-планов.

В настоящее время в России разработано множество методик и практических руководств по разработке бизнес-планов в соответствии с методи­ческими рекомендациями UNIDO. Тем не менее го­лод на подобную литературу не удовлетворен. Это связано с тем, что разработка бизнес-планов являет­ся для российских предпринимателей занятием новым.

Эта литература является, в основном, нужной и полезной, хотя и встречаются методики явно сы­рые, а некоторые с ошибками. Многие из них объе­диняет следующее:

• в основе методики лежит описание структуры бизнес-плана (последовательность разделов);

• в общих чертах говорится о том , как и что нужно написать в каждом разделе;

• приводятся примеры написания бизнес-плана;

• в приложении указывается структура затрат и приводятся нормативные акты;

• рассчитаны на руководителей, которые должны изучить методики и целый ряд со­путствующей литературы, собрать информацию по общей схеме и исходя из общих рекомендаций, а затем разработать бизнес-план.

В настоящее время руководителей, имеющих современные экономические знания, владеющих методикой разработки бизнес-планов, имеющих время и желание этим заниматься, явно не хватает. Работа над бизнес-планом требует от руководителя определенных усилий и времени. К тому же требова­ния со стороны инвесторов различны. Российские коммер­ческие банки не имеют единого подхода к разработке бизнес-планов и, почти каждый крупный банк старается разработать собственную методику, в ко­торую закладывает свои требования. Некоторые бан­ки считают необходим вести расчеты финансового плана в двух денежных единицах: российской и ино­странной, другие в одной (большее предпочтение иностранной), нет единого подхода к расчетам рис­ков и т.д. И если учесть, что эти методики, в основ­ном, разработаны для служебного пользования, то можно представить сложности, с которыми сталки­вается руководитель сам разработавший бизнес-план. Т. к. банки не говорят об условиях кредитова­ния без наличия бизнес-плана, то руководители вы­нуждены заказывать бизнес-планы у банков или у консультационных фирм, связанных с конкретными банками. Этому же способствует требование ино­странных инвесторов представлять расчеты финан­сового плана с помощью лицензированных UNIDO пакетов - COMFAR и PROPSPIN.

В большинстве случаев самостоятельное  использование предпринимателем указанных методик недостаточно для разработки бизнес-планов, удов­летворяющего требованиям инвесторов, и их можно рассматривать как предварительную проработку на­мерений и планов заемщика.

В связи с этим представляется небезынтересным метод составления бизнес-плана, получивший название «метод тестовых таблиц».

Новым в данной методике является осмысление концепции бизнес-планирования, как процесса, направленного на реализацию целей и задач разви­тия организации оптимальным путем с учетом неоп­ределенностей,  а также создание инструмента в виде тесто­вых таблиц, представляющих собой объективно сравниваемые альтернативные решения проблемы или альтернативные средства достижения цели, с помощью которых выбирается оптимальный вариант, а также использование технологии текста-шаблона и ответов-вставок при разработке бизнес-планов.

Представляется, что данный метод является универсальным средством, с помощью которого можно разработать бизнес-план, а также использовать при диагностике отдельных сфер деятельности предприятия.

Поставленные в тестовых таблицах вопросы при самотестировании должны помочь руководителю вскрыть проблемы предприятия, подсказать вариан­ты их решения, заставить по новому взглянуть на не­которые аспекты его деятельности. При планирова­нии работы предприятия вопросы помогут опреде­лить его сильные и слабые стороны, возможности и проблемы, которые могут возникнуть в будущем, по­ставить цели и задачи.

Использование вопросов в форме тестовых таблиц для сбора информации помогает решить проблему сбора исходных данных с учетом предла­гаемых альтернативных вариантов.

Проводя анализ инвестиционного проекта или одной из сторон предпринимательской деятельно­сти, тестовые таблицы помогают проводить эксперт­ную оценку полученных данных, выбирать оптималь­ный вариант будущего развития предприятия, анали­зировать источники неопределенности и связанные с ними риски, составлять проблемное поле и опреде­лять точки развития предприятия.

Использование текста-шаблона и ответов-вставок помогает максимально упростить процесс написания текстовой части бизнес-плана.

В представленной методике сделана по­пытка учесть как можно больше требований к бизнес-планам со стороны UNIDO и Tacis, государственных струк­тур, коммерческих банков, разработать концепцию бизнес-планирования на основе методов системного анализа, создать технологию разработки бизнес-планов и оценки экономической эффективности ин­вестиционных проектов. Для определения общего положения предприятия, сбора наиболее полной информации о проекте, учета неопределенностей и рисков используются тестовые таблицы. Примене­ние текстов-шаблонов в сочетании с тестовыми таб­лицами создает технологию, максимально упро­щающую разработку бизнес-плана. А использование методов исследования операций при разработке бизнес-планов и анализе инвестиционных проектов решает задачи оптимизации проектов и выбора ре­шений в условиях неопределенностей.

Авторы методики исходят из того, что большое значение в получении достоверной и целенаправленной информации имеют тестовые таблицы. Тестовые таблицы являются тем провод­ником первичной информации, которая служит основой для разработки модели развития органи­зации. Оттого, насколько полно охвачены вопро­сами все аспекты деятельности организации. представлены варианты решения проблем и даны верные оценки на ответы по вопросам в тестах, зависит качество разработки бизнес-плана, пол­нота учета в нем неопределенностей и рисков.

В отличии от простого вопросника тестовые таблицы предлагают заказчику включиться в про­цесс творчества при создании концепции модели, делают его не пассивным наблюдателем за про­цессом разработки бизнес-плана и оценщиком предлагаемых альтернативных моделей, а лицом заинтересованным и активным.

Информация, полученная первоначально с помощью тестовых таблиц, проходит многократ­ный анализ, оценку и корректировку, а ее циркуля­ция в процессе разработки бизнес-плана напоми­нает движение крови в живом организме.

Тестовые таблицы для самоконтроля вклю­чаются в процесс создания модели развития орга­низации на самой ранней стадии и служат для оценки личной мотивации, т.е. определения, что заставило заниматься бизнесом.

Вопросы, представленные в этих таблицах требуют откровенности, а ответы на них не пред­назначены для включения их в текст-шаблон. Для заказчика вопросы в тестах для самоконтроля по­могают провести оценку общего положения орга­низации, вскрыть проблемы, взглянуть по-новому на некоторые аспекты деятельности организации, ее окружения.

Процесс анализа с помощью тестовых таб­лиц завершается оценкой общего положения и разработкой, с учетом корректировок, концепции модели, которая является выражением целей и задач организации на перспективу.

Тесты для самоконтроля предназначены для заказчика, но при его согласии, ответы на них мо­гут служить ценной информацией для консульта­тивной фирмы при разработке плана исследова­ний и поиска вторичной информации из внешних источников. Ответы также могут показать, на­сколько серьезны намерения заказчика и насколь­ко соответствует концепция модели реальным возможностям. Тесты для самоконтроля заполня­ются по желанию, но любой результат: отказ от их заполнения, формальное заполнение, заполнение с последующей корректировкой первоначального варианта плана развития и заполнение с переда­чей ответов консультативной фирме является нуж­ным и полезным для анализа специалистами кон­сультативной фирмы.

Ответы на вопросы в тестовых таблицах для самоконтроля предполагают для простоты оценки два варианта ответа "да" и "нет". Анализ результа­тов тестирования можно сделать самостоятельно, ориентируясь на комментарии в конце каждого теста и посчитав количество положительных и от­рицательных ответов на вопросы, которые имеют соответствующую направленность и служат для того, чтобы дать оценку личной мотивации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.