Рефераты. Госэкзамен - шпоры (специальность маркетинг)

2.                              межотраслевая - соперничество между предпринимателями, вложившими свои средства в отрасли, выпускающие различные виды продукции. Каждый предприниматель оценивает результаты своей деятельности, при этом одним из главных критериев оценки является норма прибыли, позволяющая сопоставить результаты с затратами. Норма прибыли в рамках различных отраслей по многим причинам оказывается неодинаковой, что способствует переливу капитала, а вместе с ним и рабочей силы из одной отрасли в другую, и, в конечном итоге, корректировке отраслевой структуры хозяйства.

Несовершенная конкуренция бывает следующих видов:

1.                              Естественная монополия - абсолютная монополия (Газпром);

2.                              Абсолютная монополия - на рынке только один продавец;

3.                              Дуополия - олигополия, при которой на рынке действуют 2 продавца;

4.                              Олигополия - на рынке действуют несколько крупных корпораций, продукция которых может быть как однородной (алюминий, сталь), так и разнородной (автомобили). Особенность: взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию. Вступление новых фирм в отрасль, как правило, затруднено;

5.                              Монопсония - на рынке только один покупатель;

6.                              Дифференциация качества товара - монополистическая конкуренция. На рынке действует относительно большое число небольших производителей, предлагающих похожую, но не идентичную продукцию.

Влияние несовершенной конкуренции на рыночную структуру противоречиво. Положительное: продукция при монополистической конкуренции отличается высоким кач- вом, дифференциация продукта и услуг направлена на то, чтобы лучше удовлетворять запросы потребителей. Крупные фирмы имеют целый ряд преимуществ перед мелкими. Отрицательное: Одним из последствий ее влияния являются потери, которые несет общество и покупатель (нет позитивного влияния конкуренции, регулирующего рыночные отношения). Отсюда возникает необходимость антимонопольного законодательства, направленного в т.ч. и на ограничение недобросовестной конкуренции.

Рыночная структура- это условия, вкоторых протекает рын. конкуренция.

Стр- ра рынка включает:

·      кол- во и  размеры предприятий

·      характер продукции, тип товара

·      условия входа и выхода фирмы на рынок

·      доступность инфо. о рын. параметрах

·      реакция цен на несовершенство конкуренции

Существуют 4 осн. рын. структуры: соверш. конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.




1.7Заработная плата. Цена труда. Особенности распределения благ в современной России.

Три основных или первичных формы дохода - зарплата, процент, рента.(факторные доходы). Рынок фокторов произв- ва- это рынок, где покупаются и продаются ресурсы.Цена труда опред. соотношением спроса на труд со стороны предпринемателя (он руководствуется будущей предельной полезностью раб. силы в процессе труда) и предложением труда со стороны наемного работника (он руководствуется законом стоимости, величиной затрат, и издержек на воспроиз- во раб.силы)

Акт купли- продажи раб.силы -реализация закона спроса и предложения на рынке труда.

Зарплата - цена труда. Она выступает в трех аспектах:

1.      на рынке труда при найме рабочей силы - это цена рабочей силы;

2.      в процессе производства - это плата за труд;

3.      после процесса труда - это личный или семейный доход.

Важнейшим аспектом проблемы зарплаты является организация оплаты труда на уровне фирмы. Различают две основные формы зарплаты: повременную и сдельную, которые дополняются различными поощрительными системами (системой нормирования, участием в прибылях и т.п.).

Различают номинальную и реальную зарплату. Номинальная зарплата - это ее денежное выражение, а реальная - это масса товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную зарплату. Для опред. динамики реальн. зар. платы широко использ. индексы стоим. жизни(отношение бюджетного набора товаров данного года к этому же бюджетному набору товаров предыдущего года.) Важнейшим аспектом заработной платы является ее дифференциация ее уровней(эти различия в уровнях находят выражение в тарифных разрядах, в разл. ставках и окладах), в основе которой лежат сложность труда, уровень квалификации рабочих и целый ряд других факторов.

Основными факторами, которые определяют величину зарплаты, являются:

1.      сложившийся уровень жизни, который определяет условия воспроизводства рабочей силы в данной стране

2.      уровень спроса и предложения на рабочую силу в данный момент.

Повышающие факторы зарплаты: рост потребностей, рост квалификации рабочей силы, конъюнктура цикла - период подъема. Понижающие: рост безработицы, инфляция, налоги, период падения.

Экономические и социальные функции зар. платы:

1.    Осн. источник воспроиз- ва раб. силы

2.    опред. соц.- эконом. статус наемного рабочего

3.    стимулир. роль в произ- ве на микроэкон. уровне

4.    регулир. ф- ция на макроэкон. уровне (работник идет в те сферы хоз- ва, где больше платят)

5.    значит. влияние на эконом.и политич. стабильность общ-ва

В России: элемент “затраты на оплату труда”, включаемый в элементную стр- ру себестоим(рассчит. на весь объем произ- ва, калькуляционная- на ед. продукции), в соответствии с нормативными док- тами содержитзатраты на оплату труда осн. произв. персонала с учетом премий и компенсац. выплат, затраты на оплату труда работников несписочного состава, выплаты потерпевшим при получении увечья. Не включаются: выплаты из фондов спец. наз.(мат. помощь, надбавки к пенсиям, доходы по акциям). В России цены на такие ресурсы как земля, сырье, материалы, топливо, энергия вышли на мировой уровень, а цена трудовых ресурсов оказалась ниже мирового стандарта на целый порядок. Сечас в РФ сложились 3 категории граждан в зависимости от источника получения благ: 1). Собственники капитала, осн. форма получ. благ- проценты, дивиденды и т.д. 2).Предпринематели, осн. форма- доход предприн-ля.

3). Наемные работники, осн. формапринцип распределения по труду.Размер трудового пая увязывается с фондом потребления предпри- тия, в бюджетной сфере- он увязывается с фондом потребл., который устанавливается на макроэкон. уровне.  В услов. соврем. России исключительно велико функционально- экономическое и социальное назначение заработной платы. Организация зар. платы регулируется положениями Инструкции о составе фонда заработной платы и выплат социального характера, котор. утверждена Постановлением Госкомстата от 10.07.95 г. Сама организация зар.платы основана на классической тарифной системе учета меры труда, котор. включает в себя тарифные справочники, тарифные сетки, схемы окладов и тарифные ставки. Исходная основа- тарифная ставка 1-го разряда Единой тарифной сетки.Ее размер устанавливается Правительством. При расчете з/п эта ставка умножается на коэффиценты.На некотор. пред- тиях произв. и коммерч. сферы испоьз. безтарифная модель оплаты труда. С 1990 года реальная з/п имеет тенденцию к понижению, средняя з/п не дотягивает до прожит. минимума, самая высокая з/п по отраслям в газовой и нефтяной промышленности, самая низкая- в сфере культуры, астрономич. величин достигла дифференциация з/п, хроническими стали задержки выплаты з/п на длительные сроки.


1.8Процент. Цена капитала. Ссудный капитал. Кредит.

Процент  - доход, который приносит капитал. При этом

капиталом является всякая авансированная стоимость, которая приносит доход и натурально может быть представлена в денежной форме или материальных  и нематериальных активах (совокупность средств производства).

Происходит раздвоение капитала:

·  капитал как функция, как фактор производства, находится в распоряжении предпринимателя, который использует его производительно;

·  в тоже время капитал выступает как собственность, т.е. собственник капитала не перестает им быть, а только отдает его в ссуду как товар и за это получает плату в виде процента.

Т.е прибыль предпринимателя расщепляется на две части: предпринимательский доход и процент. Доход от капитала в общем виде- приращение к первоначально авансированной величине стоимости активов. Норма цены капитала - норма процента. Норма процента - это отношение дохода от ссудного капитала к самому ссудному капиталу.

Существует три точки зрения об экономической природе процента:

1.      процент как часть прибавочного продукта, результат живого труда (Смит, Рикардо, Маркс)

2.      процент - результат чистой (повышенной) производительности капитала (Самуэльсон)

3.      процент - вознаграждение в будущем за сокращение потребления в настоящем(М.Аллэ).

Количественно процент выражается в абсолютной величине дохода от активов и в определенной норме процента. Факторы, определяющие норму процента:

а) внешние, общеэкономические (инфляция, цикличность)

б) связанные с субъектами кредитных и арендных сделок (величина активов, вид кредита, сроки аренды, степень риска, гарантии кредита и т.п.)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.