Основные фонды предприятия:
Основной капитал- это средства, вложенные в:
· недвижимость
· все виды оборудования
· дорогостоящий инвентарь
· все виды вычислительной техники.
Основные характеристики осн. фондов:
· многократно участвуют в производственном процессе,
· постепенно переносят свою стоимость на вновь созданный продукт ,
· не изменяют в процессе использования своей натурально-вещественной формы.
Классификация осн. капитала
1) по сфере использования:
а)производственный
б)непроизводственный.
2) по роли в произв. процессе:
а)активная часть,
б)пассивная часть
Методы оценки основных фондов: 1) по первоначальной чтоимости, 2) по восстановительной стоимости, 3)по остаточной стоимости
Оборотные фонды предприятия
являются категорией более динамичной, которая, как правило, полностью потребляется за один производительный цикл, при этом изменяя свою натурально- вещественную форму, полностью перенося на вновь созданный продукт свою стоимость.
Состав оборотных средств:
1)Произв. запасы:
а)Сырье, осн. материалы, полуфабрикаты.
б)Вспомогательные материалы.
в)Запчасти,
г)Тара, инвентарь, топливо.
2)Незавершенное производство
а)Наличные ден. средства.
б)Средства в расчетах.
3)Готовая продукция.
4)Отгруженный товар
5)Неличные ден. средства предприятия
6)Безнал. средства в расчетах
Структура: по сфере обращения: в произв- ве, в обращении; по форме: в натуральной, в денежной; по хар-ру использованиянормируемые, ненормируемые.
Амортизационные отчисления - часть стоимости основных фондов, переносимая на себестоимость изготавливаемой продукции. Как правило, амортизационные отчисления являются самостоятельной статьей и рассчитываются как готовая сумма на основе норм амортизации.
Норма амортизации является директивной величиной , показывающей долю, процент ежегодно переносимой стоимости основных фондов на себестоимость готовой продукции. а=1/ Т службы
Методы расчета годовой суммы амортизационных отчислений:
(1) Равномерный.
По этому методу годовая сумма амортизационных отчислений ежегодно рассчитывается одинаково:
Аг(i)=А х Кб(ср.г.)/100 (руб./год)
где А-норма амортизации,
Кб- балансовая стоимость i-го вида осн. фондов
Достоинства метода: простота, удобство контроля.
Недостатки: неадекватно отражает сущность процесса амортизации, не заинтересовывает предприятия в интенсивном использовании оборудования в первые годы эксплуатации.
(2) Метод постоянного процента от уменьшающегося остатка Кб.
1 год Аг1=А х Кб/100
2 год Аг2=А х (Кб-Аг1)/100
3 год Аг3=А х (Кб- Аг1-Аг2)/100
(3) Метод ускоренной амортизации:
берут 2 и более нормы амортизации.
Ту, норму амортизации, которая выше называют ускоренной нормой.
(4) Метод суммы чисел
годы осталось лет отнош. норма ам. стоим.
1 4 4/10 40% 1200
2 3 3/10 30% 900
3 2 2/10 20% 600
4 1 1/10 10% 300
Сумма=10
Недостаток: неудобство для проверки служб.
Достоинства:
1)У предприятия возникает возможность эффективно использовать оборудование
2)В первый период предприятие четко знает, на какую величину падение затрат на каждый гол.
3)Потери падают к концу срока
Источником амортизационного фонда является:
1)Прибыль предприятия,
2)Выручка от продажи,
Средства из амортизационного фонда предприятие имеет право тратить строго по целевому назначению:
1)На реновацию,
2)На модернизацию,
3)На кап. ремонт.
2.16Общие правила и принципы организации бухгалтерского учета.
Документирование и документооборот.
Бухгалтерскому учету как функции управления присущи следующие основы его организации:
1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета. Это означает, что государственные органы законодательной и исполнительной власти в соответствующих законах и иных законодательных актах устанавливают единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, правила публикации отчетности и осуществляют меры, обеспечивающие достоверность бухгалтерской информации. Исходя из этого Минфин РФ (ЦБРФ-для банков, Росстрахнадзор- для страховых организаций) регламентирует единообразный подход к отражению в бухгалтерском учете хозяйственных операций и процессов, принципы их оценки, обязанности, права и ответственность учетного аппарата.
2. Инициатива предприятий по рационализации и совершенствованию учета. Это означает, что учетный процесс организует само предприятие исходя из специфики своей деятельности и принятой учетной политики.
3. Повышение роли бухгалтерского учета в обеспечении пользователей бухгалтерской информации. К такой информации относятся отчет о финансовом состоянии, прибыли, конкурентоспособности, рентабельности и др.
4. Динамичность бухгалтерского учета, постоянное совершенствование процесса, методики и техники учгта.
Помимо основных принципов должны соблюдаться следующие правила построения бухгалтерского учета:
1. Сплошная, непрерывная, документально обоснованная и взаимосвязанная регистрация всех совершенных на предприятии хозяйственных операций.
2. Учет кассового расхода денежных средств.
3. Оценка имущества и обязательств. Выполнение первого правила основано на строгом документировании хозяйственных операций. Основанием для любой бухгалтерской записи в регистрах бухгалтерского учета являются первичные учетные документы, которые представляют собой письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, имеющее правовое значение. Показатели документа должны содержать все особенности операции, информацию, необходимую и достаточную для учета, анализа, контроля и отчётности. Госкомстат РФ занимается разработкой унифицированных (типовых ) форм первичных документов для всех предприятий независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности. Для первичных учетных документов установлен состав обязательных реквизитов. К их числу относятся: наименование документа, дата составления, место составления, содержание хозяйственной операции, количественная характеристика хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, наименование и подписи должностных лиц, ответственных за совершение операции. Все первичные документы должны представляться в бухгалтерию организации в установленном порядке, к определенному сроку для проверки с
точки зрения законности отраженных в них операций, правильности оформления, а также для последующей обработки и группировки.
Движение документов от момента составления в данной организации или получения от других организаций до сдачи в архив после их обработки и систематизации называется документооборотом.
2.17сбалансированность в учете. Активы и пассивы. Баланс как элемент метода бухгалтерского учета и форма отчетности.
Исходным началом бухгалтерского учета является принцип сбалансированности, который основан на том, что одни и те же хозяйственные операции предприятия бухгалтерский учет рассматривает с двух точек' зрения: с точки зрения их состава и функциональной роли в процессе производства (активный капитал или активы) )i с точки зрения источников образования (получения) этих средств (пассивный капитал или пассивы).
Поскольку отражение хоз. средств по составу и источникам и образования в Б.У. производится в одном и том же денежном измерителе, то справедливо следующее уравнение: Активы = Пассивам
Вышесказанное позволяет сделать вывод, что овладение основами Б.У. начинается с познания экономической классификации хоз. средств, а сами хоз. средства выступают в качестве объекта бухгалтерского учета.
При переходе к рыночной экономике в деятельности предприятий стали использоваться качественно новые хоз.
средства и источники их образования, что, в свою очередь, внесло изменения в традиционную для отечественного бухгалтерского учета экономическую классификацию хоз. средств. Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Всякое предприятие, ведущее коммерческую деятельность, должно обладать определенным капиталом, представляющим совокупность материальных ценностей, денежных средств, финансовых вложений и затрат на приобретение прав и привилегий, необходимых для осуществления хоз. деятельности.
В Б.У. капитал условно подразделяется на активный, т.е. действующий (функционирующий) в виде имущества и обязательств и пассивный, отражающий источники формирования и оплаты действующего капитала. Несмотря на различный
порядок бухгалтерского учета активного и пассивного капитала, они представляют собой единство (что следует из приведенного равенства) и являются различными характеристиками общего капитала, обеспечивающего хоз. деятельность.
В процессе хозяйственной деятельности происходит постоянный оборот капитала (денежная форма переходит в материальную, которая принимает различные формы (в виде продукции, товара и др.), а затем снова в денежную.)
В Б.У. отражается кругооборот капитала отдельного предприятия (организации) и формируется информация о состоянии и размещении капитала на различных фазах кругооборота, а также изменении величины капитала в результате хоз. деятельности. Кругооборот капитала осуществляется как бы раздельно: отдельно- по дебетовым счетам и отдельно- по кредитовым.
Бухгалтерским балансом называется метод количественного отражения и качественной характеристики совокупности средств предприятия на определенный момент, в единой денежной уценке и в двух разрезах - по составу и функциональной роли, с одной стороны (актив), по источникам образования и целевому назначению - с другой (пассив).
Группировка средств .в-активе и пассиве баланса основывается на экономической классификации составляющих активного и пассивного капитала. Однако строение баланса на практике не идентично структуре этой классификации. Строение баланса хотя и обусловлено этой классификацией, но одновременно подчинено задачам контроля и анализа финансового состояния предприятия. Последнее определяет необходимость деления по горизонтали на несколько обособленных частей - разделов, каждый из который объединяет группу определенных средств в активе и источников в пассиве. Каждый показатель, приведенный в балансе, называется статьей баланса. Для повышения информационной емкости баланса в нем приводится два ряда данных: на начало года и на конец года или другого отчетного периода. После каждой статьи баланса в скобках дается шифр соответствующего синтетического счета по Плану счетов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29