Рефераты. Управление как искусство

Сам процесс планирования позволяет более четко формулиро­вать целевые установки и использовать систему показателей, необходимую для последующего контроля результатов. Планирование укрепляет взаимодействие руководителей разных уровней и служб организации.

Планирование — это непрерывный процесс использова­ния новых путей и способов совершенствования деятель­ности организации за счет выявленных возможностей ок­ружающей среды, анализа сильных сторон, возникновения новых условий и факторов.

Организовывание — задачей этой функции является формирование структуры организации, а также обеспечение работы всем необходимым — персоналом, ма­териалами, оборудованием, помещениями, денежными средствами и т.п. Организовывание включает разделение на части и делегирование выполнения общей управленче­ской задачи путем распределения ответственности и пол­номочий, а также установления взаимосвязей между различными видами работ. Часто это связано с перест­ройкой структуры организации и ее системы управления для повышения их гибкости и приспособляемости к тре­бованиям рыночной экономики. В структуру вводятся новые звенья, в том числе связанные с необходимостью изучения рынка, и разработкой стратегии организации.

Другая важная задача функции организовывания — создание условий для формирования такой культу­ры внутри организации, которая характеризуется высокой чувствительностью к изменениям, научно-техническому прогрессу, единым для всех работников ценностям. Здесь главное — это работа с персоналом, развитие стратегического и экономического мышления, поддержка работников предпринимательского склада, проявляющих способность к творчеству и нововведениям, умеющих брать на себя риск и ответственность за решение проблем предприятия.

Мотивация — это деятельность, имеющая целью активи­зировать трудовой коллектив и каждого работающего в ор­ганизации и побудить их эффективно трудиться для вы­полнения целей, сформулированных в планах. В процессе мотивации:

•   устанавливаются или оцениваются неудовлетворенные потребности;

•   формулируются цели, направленные на удовлетворение потребностей;

•   определяются действия, необходимые для удовлетворе­ния потребностей.

Действия по мотивации включают экономическое и мо­ральное стимулирование, обогащение самого содержания труда и создание условий для проявления творческого по­тенциала работников и их саморазвития. Осуществляя эту функцию, менеджеры должны постоянно воздействовать на факторы результативной работы членов трудового кол­лектива. В настоящее время менеджеры внимательно относятся к таким факторам, как:

• разнообразие работы по содержанию;

• рост и расширение профессиональной квалификации работающих;

• удовлетворение от работы и ее результатов;

• повышение ответственности;

• условия для проявления инициативы;

• осуществление самоконтроля.

Контроль — это управленческая деятельность, задачей ко­торой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации. В ней выделяют два главных направления:

•  контроль за выполнением работ, намеченных планами;

• принятие мер по корректировке всех значительных от­клонений от плана или самого плана.

Главные инструменты выполнения этой функции — наблю­дение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. По результатам контроля производится корректировка ра­нее принятых решений, планов и даже норм и стандартов. В современных условиях организации стремятся стро­ить свою работу на принципе доверия к людям, и это создает условия для существенного сокращения контрольных функ­ций, выполняемых непосредственно менеджерами. В ито­ге контроль становится менее жестким и более экономич­ным.

Координация — это функция, обеспечивающая беспере­бойность и непрерывность процесса управления. Главная задача координации — достижение согласованности в ра­боте всех звеньев организации путем установления рацио­нальных связей (коммуникаций) между ними. Для ее вы­полнения могут использоваться:

• документальные источники (отчеты, докладные запис­ки, аналитические материалы);

•   результаты обсуждений возникающих проблем (на со­вещаниях, собраниях, при интервьюировании и т.п.).

Большую роль играют технические средства связи, помо­гающие быстро реагировать на отклонения в нормальном ходе работ, устанавливать взаимодействие между подсис­темами, осуществлять маневрирование ресурсами и согла­совывать все стадии процесса управления.

Менеджеры различного уровня затрачивают неодинаковую часть своего времени на основные управленческие функции. Управление подразделяется на 3 уровня:

-         институциональный уровень (управление высшего звена)

-         управленческий уровень (управление среднего звена)

-         технический уровень (управление низового звена)

Менеджеры высокого уровня большую часть своего рабочего времени тратят на осуществление функций планирования и контроля, а более низкого уровня (линейные менеджеры) больше заняты подбором кадров, организацией их труда. Однако на всех уровнях управления они в определенной мере используют и выполняют все функции управления.

Наука управления имеет в своей основе систему базовых положений, принципов, которые присущи только ей, и при этом опирается на законы, изучаемые другими науками, связанными с управлением. Принципы управления определяют закономерности формирования управляемой системы: ее структуры, методы воздействия на коллектив, формируют мотивацию поведения его членов, учитывают особенности технологии и технического оснащения управленческого труда.  Они объективны, не зависят от воли и желаний отдельных людей, но их нельзя считать абсолютной истиной, а только лишь инструментом, который позволяет подсказать руководителю, как лучше и эффективнее воздействовать на объект управления и какую реакцию следует ожидать на управляющее воздействие. При смене социально-политических формаций, при непрерывном развитии всех явлений в мире принципы управления изменяются и совершенствуются. Время вносит в них свои коррективы.

Искусство управления не может опираться только на интуицию, талант руководителя. Оно основывается на теоретической базе, накопленной за тысячи лет человеческой цивилизацией, - на принципах, законах управления.

Впервые принципы рационального управления были сформулированы в 1911 г. американским менеджером Ф. Тейлором. Он сформулировал четыре принципа научного менеджмента в своей  книге «Принципы и методы научного менеджмента», которые осуществлялись применительно к отдельному предприятию  и вся система была направлена на рационализацию труда. В 1912 г. американский менеджер Г. Эмерсон в книге «Двенадцать принципов производительности» сформулировал принципы рационального управления. Однако один из основоположников научной организации труда, создатель «теории администрирования» А. Файоль высказал мысль о том, что число принципов управления неограниченно, поскольку всякое правило занимает свое место среди принципов, во всяком случае на все то время, пока опыт подтверждает его эффективность. В начале 20-х годов Файоль выделил 14 принципов управления, которые глубоко изучаются специалистами:

Этими принципами предлагалось руководствоваться при решении управленческих задач и выполнении функций менеджмента.

Принципы управления разрабатывались представителями всех школ управления, также они разрабатывались и в нашей стране. В своей курсовой работе я хотела бы привести некоторые, на мой взгляд, наиболее важные принципы управления на сегодняшний день:


Принцип

Содержание принципа

Цель

Каждое действие должно иметь ясную и определенную цель.

Правовая защищенность управленческого решения

Необходимость знания руководителем действующего законодательства и принятия управленческих решений только с учетом соответствия этих решений действующим правовым актам.

Делегирование полномочий

Передача руководителем части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам.

Соответствие

Выполняемая работа должна соответствовать интеллектуальным и физическим возможностям исполнителя.

Первый руководитель

При выполнении важного производственного задания контроль за ходом работ должен быть оставлен за первым руководителем предприятия.

Одноразовый ввод информации

Один раз введенная в память компьютера информация может неоднократно использоваться для решения целого комплекса информационно связанных задач.

Автоматическое замещение отсутствующего

Замещение отсутствующих (болезнь, отпуск, командировка) должно решаться автоматически на основе действующих служебных должностных инструкций и регулироваться формально.

Оптимизация управления

Оптимизация управления повышает эффективность управляемой системы: централизация управления – при решении глобальных, стратегических проблем, децентрализация – для стимулирования инициативы, соблюдение нормы управляемости и так далее.

Повышение квалификации

Обязательное повышение квалификации всех сотрудников, занятых в производственном процессе, независимо от занимаемой должности.

Честность

Честное отношение и доверие к людям.

Иерархичность и обратная связь

Создание многоступенчатой структуры управления, при которой нижние звенья  управляются своим же органами, находящимися под контролем органов руководства следующего уровня; постоянный контроль за деятельностью всех звеньев организации осуществляется на основе обратной связи.

Сочетание прав, обязанностей, ответственности

Каждый подчиненный должен выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.