Сам процесс планирования позволяет более четко формулировать целевые установки и использовать систему показателей, необходимую для последующего контроля результатов. Планирование укрепляет взаимодействие руководителей разных уровней и служб организации.
Планирование — это непрерывный процесс использования новых путей и способов совершенствования деятельности организации за счет выявленных возможностей окружающей среды, анализа сильных сторон, возникновения новых условий и факторов.
Организовывание — задачей этой функции является формирование структуры организации, а также обеспечение работы всем необходимым — персоналом, материалами, оборудованием, помещениями, денежными средствами и т.п. Организовывание включает разделение на части и делегирование выполнения общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий, а также установления взаимосвязей между различными видами работ. Часто это связано с перестройкой структуры организации и ее системы управления для повышения их гибкости и приспособляемости к требованиям рыночной экономики. В структуру вводятся новые звенья, в том числе связанные с необходимостью изучения рынка, и разработкой стратегии организации.
Другая важная задача функции организовывания — создание условий для формирования такой культуры внутри организации, которая характеризуется высокой чувствительностью к изменениям, научно-техническому прогрессу, единым для всех работников ценностям. Здесь главное — это работа с персоналом, развитие стратегического и экономического мышления, поддержка работников предпринимательского склада, проявляющих способность к творчеству и нововведениям, умеющих брать на себя риск и ответственность за решение проблем предприятия.
Мотивация — это деятельность, имеющая целью активизировать трудовой коллектив и каждого работающего в организации и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, сформулированных в планах. В процессе мотивации:
• устанавливаются или оцениваются неудовлетворенные потребности;
• формулируются цели, направленные на удовлетворение потребностей;
• определяются действия, необходимые для удовлетворения потребностей.
Действия по мотивации включают экономическое и моральное стимулирование, обогащение самого содержания труда и создание условий для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития. Осуществляя эту функцию, менеджеры должны постоянно воздействовать на факторы результативной работы членов трудового коллектива. В настоящее время менеджеры внимательно относятся к таким факторам, как:
• разнообразие работы по содержанию;
• рост и расширение профессиональной квалификации работающих;
• удовлетворение от работы и ее результатов;
• повышение ответственности;
• условия для проявления инициативы;
• осуществление самоконтроля.
Контроль — это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации. В ней выделяют два главных направления:
• контроль за выполнением работ, намеченных планами;
• принятие мер по корректировке всех значительных отклонений от плана или самого плана.
Главные инструменты выполнения этой функции — наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. По результатам контроля производится корректировка ранее принятых решений, планов и даже норм и стандартов. В современных условиях организации стремятся строить свою работу на принципе доверия к людям, и это создает условия для существенного сокращения контрольных функций, выполняемых непосредственно менеджерами. В итоге контроль становится менее жестким и более экономичным.
Координация — это функция, обеспечивающая бесперебойность и непрерывность процесса управления. Главная задача координации — достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Для ее выполнения могут использоваться:
• документальные источники (отчеты, докладные записки, аналитические материалы);
• результаты обсуждений возникающих проблем (на совещаниях, собраниях, при интервьюировании и т.п.).
Большую роль играют технические средства связи, помогающие быстро реагировать на отклонения в нормальном ходе работ, устанавливать взаимодействие между подсистемами, осуществлять маневрирование ресурсами и согласовывать все стадии процесса управления.
Менеджеры различного уровня затрачивают неодинаковую часть своего времени на основные управленческие функции. Управление подразделяется на 3 уровня:
- институциональный уровень (управление высшего звена)
- управленческий уровень (управление среднего звена)
- технический уровень (управление низового звена)
Менеджеры высокого уровня большую часть своего рабочего времени тратят на осуществление функций планирования и контроля, а более низкого уровня (линейные менеджеры) больше заняты подбором кадров, организацией их труда. Однако на всех уровнях управления они в определенной мере используют и выполняют все функции управления.
Наука управления имеет в своей основе систему базовых положений, принципов, которые присущи только ей, и при этом опирается на законы, изучаемые другими науками, связанными с управлением. Принципы управления определяют закономерности формирования управляемой системы: ее структуры, методы воздействия на коллектив, формируют мотивацию поведения его членов, учитывают особенности технологии и технического оснащения управленческого труда. Они объективны, не зависят от воли и желаний отдельных людей, но их нельзя считать абсолютной истиной, а только лишь инструментом, который позволяет подсказать руководителю, как лучше и эффективнее воздействовать на объект управления и какую реакцию следует ожидать на управляющее воздействие. При смене социально-политических формаций, при непрерывном развитии всех явлений в мире принципы управления изменяются и совершенствуются. Время вносит в них свои коррективы.
Искусство управления не может опираться только на интуицию, талант руководителя. Оно основывается на теоретической базе, накопленной за тысячи лет человеческой цивилизацией, - на принципах, законах управления.
Впервые принципы рационального управления были сформулированы в 1911 г. американским менеджером Ф. Тейлором. Он сформулировал четыре принципа научного менеджмента в своей книге «Принципы и методы научного менеджмента», которые осуществлялись применительно к отдельному предприятию и вся система была направлена на рационализацию труда. В 1912 г. американский менеджер Г. Эмерсон в книге «Двенадцать принципов производительности» сформулировал принципы рационального управления. Однако один из основоположников научной организации труда, создатель «теории администрирования» А. Файоль высказал мысль о том, что число принципов управления неограниченно, поскольку всякое правило занимает свое место среди принципов, во всяком случае на все то время, пока опыт подтверждает его эффективность. В начале 20-х годов Файоль выделил 14 принципов управления, которые глубоко изучаются специалистами:
Этими принципами предлагалось руководствоваться при решении управленческих задач и выполнении функций менеджмента.
Принципы управления разрабатывались представителями всех школ управления, также они разрабатывались и в нашей стране. В своей курсовой работе я хотела бы привести некоторые, на мой взгляд, наиболее важные принципы управления на сегодняшний день:
Принцип
Содержание принципа
Цель
Каждое действие должно иметь ясную и определенную цель.
Правовая защищенность управленческого решения
Необходимость знания руководителем действующего законодательства и принятия управленческих решений только с учетом соответствия этих решений действующим правовым актам.
Делегирование полномочий
Передача руководителем части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам.
Соответствие
Выполняемая работа должна соответствовать интеллектуальным и физическим возможностям исполнителя.
Первый руководитель
При выполнении важного производственного задания контроль за ходом работ должен быть оставлен за первым руководителем предприятия.
Одноразовый ввод информации
Один раз введенная в память компьютера информация может неоднократно использоваться для решения целого комплекса информационно связанных задач.
Автоматическое замещение отсутствующего
Замещение отсутствующих (болезнь, отпуск, командировка) должно решаться автоматически на основе действующих служебных должностных инструкций и регулироваться формально.
Оптимизация управления
Оптимизация управления повышает эффективность управляемой системы: централизация управления – при решении глобальных, стратегических проблем, децентрализация – для стимулирования инициативы, соблюдение нормы управляемости и так далее.
Повышение квалификации
Обязательное повышение квалификации всех сотрудников, занятых в производственном процессе, независимо от занимаемой должности.
Честность
Честное отношение и доверие к людям.
Иерархичность и обратная связь
Создание многоступенчатой структуры управления, при которой нижние звенья управляются своим же органами, находящимися под контролем органов руководства следующего уровня; постоянный контроль за деятельностью всех звеньев организации осуществляется на основе обратной связи.
Сочетание прав, обязанностей, ответственности
Каждый подчиненный должен выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16