|
Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений производства, которые ведут к разработке стратегических планов предназначенных для достижения целей организации.
Цели: долго -, средне -, краткосрочные.
Для осуществления планирования нужно ответить на следующие вопросы: 1. Где находится предприятие сейчас? 2 где должно бы находиться предприятие в будущем? 3 что для этого сделать?
Функции организации - это процесс создания такой структуры организации, которая даст возможность работать людям вместе для достижения целей.
Департаментизация – это процесс деления организации на блоки. Организационные структуры: корпоративные и индивидуальные, матричная, линейно-функциональная, дивизиональная.
Функция координации - согласование действий многочисленных исполнителей плана в соответствии с целями фирмы. Регулирование- (часть координации) поддержание требуемого соответствия между различными элементами системы на ликвидацию возможных отклонений плановых заданий. Мотивация – процесс побуждающий себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей предприятия. существуют внутренние побуждения личности (теория ожидания, теория справедливости). Контроль – процесс соизмерения фактически достигнутых результатов с запланированными. Функция контроля- вид управленческой деятельности благодаря которой может удерживать организацию на нужном уровне, сравнивая показатели ее деятельности с установленными стандартами.
Виды контроля: 1. предварительный а) диагностический (измерители, эталоны). б) терапевтический (но и меры по исправлению) 2 текущий – в ходе работы. 3. заключительный – предотвращение ошибок в будущем.
2. Эволюция теории и практики менеджмента: научная школа управления, классическая, школа человеческих отношений.
Как наука менеджмент появилась 100 лет назад. В начале века Тейлор сформулировал и опубликовал принципы управления. Школы менеджмента: 1 школа научного управления (рационалистическая школа) 1885-1920 гг Тейлор, Гилберт. Основной принцип – рационализация труда в трудовом производстве + материальная заинтересованность ведут к повышению производительности труда.
2. Административная (поведенческая) школа 1920-1950 гг Файоль, Вебер. Основная идея – существуют универсальные принципы управления, применение которых гарантирует успех предприятия.
3.Школа человеческих отношений 30-50 гг. Мейо, Фоллет, Маслоу. Для достижения целей организации необходимо и достаточно наладить межличностные отношения между работниками.
4. Поведенческая школа (50- наст. Время) Ликерт, Мак-Грегор, Блейк. Эффективность достижения целей организации требует максимального использования человеческого потенциала на основе данных психологии и социологии.
5. Количественная школа (50-е –наст. Время) Акофф, Беталанфи. Оптимальные управленческие решения изучаются с помощью ЭВМ на основе использования математических моделей, ситуаций.
Так была сформирована наука менеджмент, применение принципов, которые на практике приносят повышение эффективности производства. Ключ менеджмента: «цели человек-эффективность». Золотое правило менеджмента: «эффективный менеджмент» обеспечивающий выживание и успех в условиях рыночной конкуренции, требует ориентации человека: во внешней среде на потребителя; во внутренней – на персонал.
В науке современный менеджмент выдел следующие черты: 1) системный подход к управлению; 2) ситуационный принцип управления; 3) определяющая роль организационной культуры; 4) механизация и автоматизация управленческих процессов; 5) демократизация управления; 6) интернационализация менеджмента.
11. Планирование в системе менеджмента. Сущность и виды планирования: стратегическое, тактическое, оперативное; индикативное, директивное.
Схема управления.
Планирование
Организация
Мотивация
контроль
координация
Функции управления. Планирование представляет собой набор действий и решений производства, которые ведут к разработке стратегических планов предназначенных для достижения целей организации. Цели: долго -, средне -, краткосрочные. Для осуществления планирования нужно ответить на следующие вопросы: 1. Где находится предприятие сейчас? 2 где должно бы находиться предприятие в будущем? 3 что сделать чтобы перейти то сегодняшнего положения к будущему?
Виды: оперативное(краткосрочные), тактическое (среднесрочные), стратегическое (долгосрочные). Различия. Тактическое: пути достижения цели, больше объем информации, осуществляется на уровне отдельных подразделений. Стратегическое: чего хочет добиться предприятие, осуществляется на уровне высшего руководства, оценка стратегических решений более сложная, чем тактических.
7.Управленческие решения ; требование предъявляемые к ним. Перечень и классификация управленческих решений.
Управленческие решения-процесс выбора одной из нескольких альтернатив. Требования к решениям: 1. Эффективность. Имеется в виду эфф-ть процесса выбора самого решения. 2. Удовлетворение принципам планирования и соответствия требованиям целепологания. 3. Своевременность. Выбор моментов принятия и исполнения, обеспечивающих эффективность. 4. Оптимальность. Состоит в каждой конкретной ситуации наилучшего из всех вариантов по принятому критерию эффективности с учетом имеющихся ограничений. 5. Законность. Соответствие законодательным и нормативным актам. 6. Полномочность. Характеризуется наличием у субъекта управления соответствующих правовых полномочий, позволяющих принимать подобные решения.
Акт принятия управленческого решения является всегда прерогативой руководителя, и осуществляется на разной основе. Управленческое решение: 1. Единоличное. А) сугубо единоличное без совета с людьми. По принципу « я так решил». Б) единолично-консультативное, по формуле «мы тут посовещались, и я так решил»
2. Коллективное. А) на основе консенсуса всех заинтересованных лиц.(согласие). Б) на основе компромисса всех заинтересованных лиц (уступка). В) путем голосования.
Обычное решение принимается в обстановке определенности и неопределенности (риска). Существуют и другие классификации решений: по сроку действия- долгосрочные, краткосрочные. По частоте принятия решения – одноразовые, повторяющиеся. По широте охвата – общие, узкоспециализированные. Но форме подготовки – единоличные, групповые. По сложности – простые, сложные. Но жесткости регламентации.
Также выделяют: организационные – цель такого решения, обеспечения движения к поставленной цели перед организацией. Интуитивные – это выбор сделанный только на основе ощущения того что он правильный. Рациональное – зависит от прошлого опыта, принимается после объективного анализа ситуации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.