Рефераты. Промышленные отрасли естественных монополий

Не лучшим образом сложились у предприятия дела и на конец отчетного года. Правда, у него наметились положительные сдвиги в части погашения долгов быстро реализуемыми активами, однако говорить при этом об улучшении его финансового положения в целом преждевременно.

Существенной особенностью представленной выше методики анализа производственно-хозяйственной деятельности, финансового положения и финансовой устойчивости субъектов естественных монополий является понимание крайней необходимости совершенствования действующего в настоящее время порядка ценообразования, от которого, как показывает практика, во многом зависят результаты не только в производственной, но и социальной сфере жизнедеятельности общества.


 

 


3.3 Основные направления регулирования и методика контроля ценообразования в отраслях естественных монополий.

 

 

 

В мировой экономической  науке и практике хозяйствования известны два основополагающих подхода к формированию цен на товары (работы, услуги): свободное ценообразование, в основе которого лежит так называемая «саморегулирующая сила рынка», и жесткая регламентация со стороны государства порядка формирования цен, имеющая место в странах с командно-административной системой управления.

Для естественных монополий, как показала практика, применение в чистом виде любого из указанных направлений в ценообразовании еще никогда не приводило к желаемому результату. Абсолютно нереально, например, прибегать к свободным (рыночным) тарифам на услуги естественных монополий, так как в сфере деятельности последних отсутствует, как правило, конкурентная среда и по этой причине они практически всегда имеют неограниченные возможности осуществлять ценовую дискриминацию по отношению к своим клиентам. В результате жесткого административного надзора за тарифами со стороны государства, если судить по опыту нашей страны, подобная практика ценообразования также не показала себя с положительной стороны. Убедительным подтверждением этому являются существовавшие в дореформенной командно-административной экономике России тарифы на услуги естественных монополий в инфраструктурных отраслях, величины которых не по экономическим, а по политическим соображениям зачастую оказывались значительно ниже их собственных издержек. Не соответствовала в большинстве случаев своей реальной величине стоимость оказываемых услуг и ввиду широкого применения затратного подхода к формированию цен (тарифов), стимулировавшего рост издержкоемкости предприятий и сводящего на нет их заинтересованность в снижении себестоимости продукции. За долгую практику использования затратного механизма ценообразования ( от которого естественные монополии, к сожалению, не отказались по сей день) предприятия настолько хорошо приспособились к калькулированию своих издержек в заведомо завышенных размерах, что уличить их в этом даже при наличии в доперестроечные времена жесткого административного регулирования цен не всегда представлялось возможным.

Является сдерживающим фактором в тарифной политике естественных монополий и ныне действующая методология государственного регулирования цен (тарифов), в основе которой по-прежнему лежит все та же постатейная проверка отнесения затрат на себестоимость продукции. И поэтому для кардинального изменения ситуации на рынке услуг с целью ликвидации на нем ценового диктата со стороны естественных монополий решение проблемы необходимо начинать не с очередного директивного снижения цен (тарифов), а с изменения самой методологии контроля ценообразования.

В качестве одной из альтернатив по отношению к не оправдывающей себя дореформенной методологии государственного регулирования цен (тарифов) наиболее перспективной представляется та из них, в основе которой постатейная проверка правильности отнесения затрат на себестоимость продукции не является основополагающим фактором.

Вместо этой традиционной процедуры соответствующий контролирующий орган, формирующий свою собственную альтернативную цену (тариф) и, сравнивая ее с тем, как оценил этот же товар (услугу) хозяйствующий субъект, принимает то или иное решение. Роль своеобразного эталона в ходе такого сравнения вполне может сыграть цена (тариф) контролирующего органа, сформированная не по принципу затратного подхода, а путем использования, например, данных бухгалтерской отчетности, проверенной внешним аудитором и налоговой службой. Систематизация методических подходов в главе 2 диссертации, позволяет представить порядок расчета справедливой цены в следующем виде (таблица 14).

                                                                               Таблица 14.

Порядок расчета цены (тарифа) на продукцию естественных монополий.

 

  №

 п.п.

 

    

     Показатели

 

  

  Ед. измерения

Коды строк форм бухгалтерской отчетности и алгоритм расчета

 

      № формы   

     отчетности

1

2

3

4

5

 

    1

Затраты на производство реализованной продукции

 

           тыс. руб.

  

            стр.040

 

                  2

 

    2

Среднегодовая остаточная стоимость основных средств (фондов)

 

           тыс. руб.

 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.