Рефераты. Промышленные отрасли естественных монополий

Понимание необходимости перехода от прямого управления к государственному регулированию сфер естественных монополий, функционирующих в Орловском регионе, стало преобладающим направлением в экономической политике области, о чем свидетельствуют многие нормативные акты субъекта Российской Федерации по данному вопросу. Создание механизма, регулирующего деятельность субъектов, доминирующих в сети промышленных инфраструктур области, находится в стадии становления и требует создание соответствующей законодательной базы. Этому процессу в должной степени способствует принятый Федеральный Закон «О естественных монополиях» [73]. Однако действие закона распространяется только на субъекты естественных монополий, функционирующих на федеральном уровне и только в таких основополагающих сферах экономики, как: транспортировка нефти, нефтепродуктов и газа по магистральным трубопроводам,  услуги по передаче электрической и тепловой энергии, услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов, услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Субъекты местных естественных монополий, в том числе функционирующие на рынке тепло- и электроэнергии, не попав в сферу действия указанного закона, по-своему воспринимают свободу действий, стремясь в большинстве случаев улучшить своё финансовое положение за счет потребителей. Такое поведение хозяйствующих субъектов, доминирующих на региональном рынке жизненно важных услуг, остается вне поля зрения местных властей. Так, например, в компетенцию Региональной Энергетической комиссии (РЭК), созданной при администрации области в соответствии с Федеральным Законом «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» [72], входит решение таких важнейших вопросов, как регулирование на правах межведомственного органа процессов развития энергетики области, а также координация отношений между производителями, поставщиками и потребителями энергоресурсов. В ведении этой комиссии находятся вопросы установления приемлемых для участников рынка тарифов на тепловую и электрическую энергию, отпускаемую всеми энергоснабжающими организациями области (кроме организаций, находящихся в муниципальной собственности).

Такое ограничение функций РЭК приводит к тому, что муниципальные органы власти, устанавливая для своих предприятий-монополистов тарифы на энергоресурсы, зачастую имеют возможность преследовать сугубо местнические интересы, что не способствует проведению в Орловской области единой политики ценообразования и создает предпосылки для неоправданного завышения или занижения тарифов на энергоресурсы. Так, более 50 процентов нарушений антимонопольного законодательства по несоблюдению установленного порядка ценообразования на свою продукцию приходится на субъекты естественных монополий, регулирование тарифов которых осуществляют органы местного самоуправления

Определенные предпосылки для установления экономически необоснованных тарифов на энергоресурсы имеются и у РЭК. Используя в своей практике затратный механизм ценообразования, субъекты естественных монополий имеют возможность рассчитывать свои затраты таким образом, что ни экспертная группа, созданная при РЭК, ни балансовая комиссия, функционирующая при областной администрации, не в состоянии оперативно и в полной мере оценить правильность их расчета. Члены указанных комиссий работают по совместительству, поэтому вполне целесообразно придание РЭК статуса постоянного органа с включением его в штатную структуру администрации соответствующего субъекта Российской Федерации на правах государственной службы. И наконец, значительно повысилась бы в регионах эффективность регулирования естественных монополий в топливно- энергетическом комплексе, в области связи и на транспорте, если бы сформированные на основе указов Президента РФ [82,83,84] федеральные службы по контролю за деятельностью естественных монополий выполнили требование Федерального Закона [73] в части создания своих территориальных органов с наделением их соответствующими полномочиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ имущественного и финансового положения субъектов промышленных естественных монополий

 

 

 

В основе экономического анализа, представляющего собой процедуру мысленного и реального разделения объекта или явления на части, лежит исследование экономических процессов, складывающихся под воздействием объективных экономических законов и факторов субъективного характера. При переходе нашей экономики на рыночные отношения учетно - аналитическая сфера деятельности, основными направлениями которой являются бухгалтерский учет, финансовый анализ и анализ производственно- хозяйственной деятельности, становится неотъемлемой частью предпринимательской деятельности. При этом в основе экономического анализа при оценке и поиске путей наиболее эффективного использования ресурсов в целях достижения максимального удовлетворения материальных потребностей как отдельного человека, так и общества в целом лежит всестороннее изучение бухгалтерской отчетности и в первую очередь самого баланса. Начиная с 90-х годов, по мере становления рыночных отношений в России, бухгалтерская отчетность и  баланс также становятся основным инструментом при анализе и финансовом управлении предпринимательской деятельностью.

Незаменима бухгалтерская отчетность и при регулировании деятельности субъектов естественных монополий. При этом в качестве базовой информации для проведения необходимых расчетов аналитики чаще всего используют такие формы отчетности, как Бухгалтерский б________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________кому отчету предприятия. Указанная бухгалтерская отчетность, достоверность которой обязательно должна быть подтверждена заключением внешнего аудитора, составляется, как известно, по единым унифицированным в России формам и поэтому может быть использована для анализа имущественного и финансового положения любого предприятия (кроме банков) независимо от его отраслевой принадлежности и к какой бы сфере естественной монополии оно ни относилось. Как это делается практически при исследовании производственно - хозяйственной деятельности и финансового положения субъектов естественных монополий, рассмотрим на конкретном примере, используя при этом бухгалтерскую отчетность ГУДПП «Орелоблтеплоэнерго».

В процессе деятельности любого хозяйствующего субъекта, направленной на получение определенных конечных результатов, непрерывно осуществляются те или иные хозяйственные операции по привлечению материальных, трудовых и финансовых ресурсов с целью дальнейшего их использования в едином призводственно - технологическом  процессе. Одним из основных отчетных документов предприятия, фиксирующим эти операции на определенный момент времени, является бухгалтерский баланс, трансформированная форма которого приведена в

таблице 4. Представленные в таком виде статьи отчетного баланса, а также наличие дополнительных граф с информацией , характеризующей структуру баланса (графы 4, 6) и структуру динамики изменений показателей его статей за отчетный период (графы 7, 8, 9), дают возможность не только узкому кругу специалистов, но и другим аналитикам сравнительно легко видеть постоянную динамику всех тех структурных изменений в балансе, которые произошли в отчетном периоде. Сопоставляя величины показателей статей и структуру их изменений в активе и пассиве такого трансформированного баланса, без особого труда можно сделать вывод о том, через какие источники был приток новых средств и в какие активы эти средства были вложены. Так, например, по данным, представленным в таблице 4, с большой вероятностью можно говорить о том, что имущество анализируемого  предприятия (ГУДПП «Орелоблтеплоэнерго»), равно как и источники его покрытия, возросли за отчетный год на 64929580 тыс. рублей, или на 84,8%. Этот рост произошел в основном за счет увеличения оборотных средств, доля которых в  общей величине приращения имущества является максимальной и составляет на конец года 93,6%. Соответственно в сторону увеличения оборотных средств изменилась и структура актива баланса. При снижении доли основных средств и иных внеоборотных активов в общей величине имущества предприятия с 80,9% (на начало года) до 46,7% (на конец года) аналогичный показатель для оборотных средств за этот же период возрос с 19,1% до 53,3%. При этом указанную динамику изменений величины оборотных средств вряд ли можно признать позитивной, так как рост их в отчетном году во многом был обусловлен увеличением дебиторской задолженности. Невозвращенные дебиторами долги, которые не лучшим образом влияют на финансово - экономическое состояние предприятия, возросли за отчетный год с 10773298 до 61857883 тыс. рублей и доля их в общей величине оборотных средств на конец отчетного периода достигла [82,0% (61857883 / 75399797) x 100]. Все это, разумеется, вызывает большие сомнения в правильности ведения предприятием работы с дебиторами и требует дополнительного исследования в части определения структуры сложившейся задолженности, причин и сроков ее возникновения. Значительный рост на конец года материальных оборотных средств (на 203,2%), нематериальных активов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.