Рефераты. Основы менеджмента (справочно-информационные материалы)

  -  комплексное совершенствование организации производ­ства и управления в целях обеспечения выпуска продук­ции (оказания услуг), удовлетворяющей требованиям ее потребителей;

  -  активизация «человеческого» фактора качества, реализа­ция социальных резервов повышения качества.

  Управление качеством на производстве можно рассматри­вать также как форму управления инновационной деятельно­стью, направленной в большей степени на совершенствование выпускаемой продукции (работ, услуг). При этом центральное место принадлежит методам управления — экономическим, организационным, социально-психологическим.

 К основным экономическим методам управления качеством относятся:

 - планирование качества;

 - стимулирование повышения качества результатов деятельности предприятий (через систему нало­гообложения, финансирования, ценообразования, кредитова­ния и др.);

  - материальное стимулирование повышения качества труда исполнителей.

  Организационные методы управления качеством направле­ны на формирование прогрессивных форм организации про­изводства, управления и труда на предприятии, способствую­щих повышению качества, в том числе на создание современных систем управления качеством.

 Социтъно-психологическив методы включают:

 - создание благоприятных условий труда и быта работников, формиро­вание нормального социально-психологического климата в коллективах;

 - развитие внутрипроизводственных механизмов стимулирования качества;

 - моральное стимулирование, при­влечение работников к решению проблем качества, напри­мер, путем участия в работе «кружков качества» и т.д.

 Содержание конкретных функций управления качеством продукции (работ, услуг) на предприятии:

  -  исследование рынка, или маркетинг. Содержанием этой функции является выявление текущих и будущих по­требностей в продукции, ее основных характеристик, выбор «целевых рынков» и способов выхода на рынки. Маркетинг предполагает также изучение технических и организационных возможностей производства более со­вершенной продукции, разработку соответствующих ре­комендаций;

 -  прогнозирование и планирование уровня качества тесно связаны с маркетинговыми исследованиями. Прогнозная функция реализуется на высшем уровне управления предприятием, в том числе путем формирования поли­тики в области качества и дифференцируется по вре­менным интервалам. Планирование уровня и повышения качества продукции является ключевой функцией в сис­теме управления качеством и реализуется на всех уров­нях управления предприятием. На высшем уровне это отражается в соответствующих разделах бизнес-плана, программах повышения технического уровня и качества продукции; на нижестоящих уровнях — в производст­венных планах подразделений, планах оргтехмероприятий и т.д.;

 -  нормирование требований к качеству продукции, работ, услуг. Содержание этой функции связано с установлени­ем обязательных для исполнения значений показателей качества продукции, полуфабрикатов, производственных и других процессов, результатов деятельности отдельных работников и коллективов.

 Требования к качеству продукции относятся как к мини­мальным значениям полезных свойств изделий, так и к ограничениям отрицательного воздействия продукции на пользователя. Эти требования отражаются в стандартах на продукцию, технических условиях и другой нормативной документации.

 В соответствии с мировой практикой в стандартах на про­дукцию указываются обязательные и рекомендательные тре­бования. Первые из них относятся к характеристикам продук­ции, связанным с безопасностью для жизни и здоровья людей, их имущества, с охраной окружающей среды, совместимостью и взаимозаменяемостью продукции. Объектами стандартиза­ции, кроме продукции, могут являться процессы, в том числе технологические, и услуги. Стандарты на продукцию, процес­сы, услуги разрабатываются международными организациями по стандартизации и управлению качеством, государственны­ми органами и организациями, промышленными и торговыми фирмами, ассоциациями потребителей.

  Подготовка производства новых изделий представляет комплекс работ и действий по установлению связей с непо­средственным потребителем или заказчиком создаваемой про­дукции, формированию конкретных требований к ней, органи­зации разработки и принятию решений о ее изготовлении. В общем случае выделяют следующие этапы подготовки произ­водства: исследования — разработка рекомендаций по дос­тижению требуемых показателей качества продукции и созда­нию  соответствующих технических,  организационных, экономических и социальных предпосылок; проектирование — воплощение результатов научных исследований в конкрет­ных проектах, в том числе в конструкторской, технологиче­ской и другой документации, образцах новой техники и т.д.; освоение — комплекс работ по развертыванию производства новых изделий, реализации результатов проектирования.

 Метрологическое обеспечение предполагает выполнение необходимого объема и точности измерений показателей ка­чества продукции, наиболее полное обеспечение производства  необходимыми для этого средствами измерений, совершенст­вование применяемых средств и методов измерений, создание новой измерительной техники.

  Материально-техническое обеспечение качества объеди­няет все виды деятельности по созданию материальной базы для достижения заданного уровня качества: обеспечение про­изводства современным технологическим оборудованием, ка­чественными предметами труда, создание испытательной ба­зы, развитие инструментального и измерительного хозяйств, организацию взаимодействия с поставщиками сырья, мате­риалов, комплектующих изделий.

 Оперативное управление качеством предусматривает обеспечение запланированного уровня качества продукции при ее разработке, изготовлении, складировании, транспорти­ровке, сбыте и потреблении.

  Стимулирование повышения качества продукции и работ предполагает создание благоприятных условий для наиболее полного использования «человеческого фактора» обеспечения качества. Стимулы улучшения качества подразделяются на материальные и моральные; они должны быть ориентированы на эффективность труда работников и коллективов.

  Контроль за качеством и испытания продукции. Функция контроля за качеством обеспечивает обратную связь в системе управления. Основными видами контроля за качеством про­дукции, работ, услуг предприятий являются: производствен­ный, государственный, инспекционный и общественный:

  -  производственный, или внутрифирменный, контроль за качеством осуществляется на всех стадиях производства и реализуется главным образом руководящим персоналом предприятий, а также специальными подразделениями технического контроля. Широкое рас­пространение получил также самоконтроль;

  -  основными формами государственного контроля за каче­ством являются: государственный надзор за соблюдением требований стандартов и средствами измерений, серти­фикация продукции и контроль за наличием сертификатов качества на импортируемую продукцию, ведомствен­ный контроль за качеством;

  - инспекционный контроль осуществляют органы, органи­зации и фирмы, осуществляющие сертификацию продук­ции, или системы управления качеством данного пред­приятия, в том числе для подтверждения действия сертификатов;

  - общественный контроль за качеством реализуется прежде всего через общества и ассоциации потребителей.

  Испытание продукции — это всесторонняя проверка ка­чества, проводимая по специальной программе подразделе­ниями предприятий или специализированными организациями — испытательными центрами и лабораториями.

 Сертификация продукции — система мер и действий, под­тверждающих соответствие фактических характеристик про­дукции требованиям нормативных документов, в основном стандартов, — международных, национальных, фирменных и др. Мировая практика предусматривает различные системы и модели сертификации продукции, однако любая из них базиру­ется на некоторых общих требованиях. Как правило, сертифи­кация проводится независимыми органами по сертификации:

государственными, частными фирмами, ассоциациями, между­народными организациями по стандартизации и управлению качеством. Процесс оценки соответствия продукции нормативным требованиям осуществляется в специально ак­кредитованных испытательных центрах и лабораториях.

  Сертификация может быть добровольной и обязательной. Обязательной сертификации подлежит продукция, характери­стики которой определены как обязательные при разработке нормативных документов на продукцию. Перечень продук­ции, обязательной для сертификации, определяется компе­тентными органами, в том числе государственными, и посто­янно расширяется.

 Организация работы с кадрами в области качества. Рабо­та с кадрами должна осуществляться в двух направлениях:

  - подготовка и повышение квалификации кадров в области качества, т.е. приобретение работниками необходимых знаний и навыков для качественного выполнения возложенных функций;

  - активизация «человеческого фактора». Это отно­сится ко всем работникам предприятия, включая руководя­щий персонал.

  К функциям управления качеством можно также отнести учет и отчетность по качеству, технико-экономический анализ качества продукции и др. Большое значение для эффективного функционирования систем управления качеством имеет орга­низация информационного обеспечения, которое должно ох­ватывать все уровни управления и все стадии жизненного цикла продукции.

 Перечисленные функции управления качеством закреп­ляются за определенными звеньями системы управления предприятием, т.е. определяют структуру системы управле­ния качеством. К основным звеньям этой структуры отно­сятся: специальная служба (подразделение) управления каче­ством, подразделения маркетинга, подготовки производства, технического контроля, стандартизации, метрологии, повы­шения квалификации кадров, материально-технического обеспечения и др. Координатором работ по обеспечению ка­чества на предприятиях является обычно служба управления качеством, основные задачи которой: определение уровня качества продукции на всех стадиях ее «жизненного цикла», контроль за конструкторскими разработками, технологиче­ской подготовкой производства, метрологическим обеспече­нием, качеством изготовления продукции; изучение требова­ний потребителей продукции; учете и анализе затрат на обеспечение качества; совершенствование системы управле­ния качеством; разработке соответствующих нормативных документов.

  В настоящее время отсутствуют какие-либо единые формы управления качеством на предприятиях и в организациях. Эти формы могут иметь различия в разных странах и фирмах. Многие предприятия СНГ и зарубежных стран ориентируются в управлении качеством на международные стандарты ИСО серии 9000, дополненные в последние годы стандартами ИСО 14000. В стандартах ИСО используется понятие «петля качества» и выделяются следующие этапы и виды деятельно­сти по обеспечению качества, называемые «элементами петли качества»:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.