Рефераты. Основы менеджмента (справочно-информационные материалы)

       - оказание поддержки, наставничество и устранение помех;

       - направление усилий подчиненных на достижение целей;

       - создание у подчиненных таких потребностей, находящихся в компетенции руководителя, которые он может удовлетворить;

       - удовлетворение потребностей подчиненных, когда цель достигнута.

       3. Модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона рассматривает пять стилей руководства, которые может использовать руководитель в зависимости от того, в какой степени подчиненным разрешается участвовать в принятии решения:

       - вы сами решаете проблему или принимаете решение, используя имеющуюся информацию;

       - вы сами получаете необходимую информацию, а затем сами решаете проблему;

       - вы излагаете проблему индивидуально тем подчиненным, кого это касается, и выслушиваете их идеи, не собирая их вместе. Затем принимаете решение;

       -  вы излагаете проблему группе подчиненных, и весь коллектив обсуждает все идеи и предложения. Затем принимаете решение;

       - вы излагаете проблему группе подчиненных. Вместе находите и оцениваете альтернативы и пытаетесь достичь согласия. Затем принимается решение, которое группа сочтет наиболее приемлемым.


9.2. Лидерство в организации


        В отличие от руководства, лидерство это неформальное влияние, которое предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений между людьми. Лидер также является руководителем, но характер его действий иной. Он не командует, а ведет за собой остальных, а те выступают по отношению к нему не подчиненными, а последователями.

        Лидерство – это процесс реализации членам группы своей социально-психологической власти (авторитета) путем влияния на других членов группы в рамках определенной системы деловых и эмоционально-личностных отношений. Лидерство возникает и функционирует в системе неформальных отношений.

        Противопоставление руководства и лидерства методологически неправомерно, можно говорить лишь о разных аспектах, на которых акцентируют внимание эти категории: «руководство» - преимущественно формальная сторона лидерства; «неформальное лидерство» - субъективная сторона эффективного руководства. Сравнительная характеристика лидера и руководителя приведена в табл.

                                                                                                                                                    Таблица

Сравнительная характеристика лидера и руководителя

                      Лидер

                 Руководитель

Регулирует неформальную структуру взаимоотношений.

Регулирует отношения в рамках  структуры организации.

Выдвигается и функционирует преимущественно стихийно в условиях специфической и более или менее значимой ситуации для обеспечения координации совместных действий людей и достижения целей.

Как правило, назначается для осуществления процессов формальной регуляции всех сторон жизнедеятельности группы как субъекта общества.

Член группы, который персонифицирует какие-то нормы, ценности, является их носителем и нередко их генерирует.

Носитель общесоциальных норм, обязательных для всех членов группы.

Пользуется настоящим авторитетом и признанием определенной части или всей группы, основа лидерства – авторитет.

Оказывает влияние с помощью административных воздействий, что предполагает обоснование и определенную систему санкций.

Принимает на себя ответственность в решении части задач и способов их реализации.

Берет на себя ответственность за принятие решений при построении общей программы деятельности.

Является относительно нестабильным, т.к. происходит смена деятельности, групповых настроений и ориентаций.

Является стабильным фактором организации жизнедеятельности группы.

    


9.3. Стили руководства в менеджменте

        Каждый руководитель в управленческой деятельности выполняет служебные обязанности, функции в определенном свойственном только ему стиле. Как нет одинаковых людей в мире, так в силу бесконечного множества задач, разнообразных способов их решения, нет двух одинаковых стилей руководства.

        Стиль руководства – это совокупность типичных и относительно устойчивых приемов воздействия руководителя на подчиненных с целью эффективного выполнения функций. Принятый стиль создает особую атмосферу в коллективе и порождает свой этикет, определенный тип поведения и взаимоотношений.

        В управлении четко выделяется три классических стиля руководства: директивный (авторитарный); демократический (коллегиальный); либеральный.

        1. Директивный (авторитарный) стиль руководства характеризуется чрезмерной централизацией власти, приверженностью к единоначалию в гипертрофированном виде. Для него характерны следующие черты:

        - взаимодействие с подчиненными жесткое, не всегда гибкое, взаимоотношения – формальные. Методы управления административно-правовые. Присущ тотальный контроль. Субъективизм и чрезмерная загруженность руководителя.

        - эффективное использование авторитарного стиля требует от руководителя высокой ответственности, строгого самоконтроля, широкого предвидения, развитой способности принятия решений, хороших организаторских качеств;

         - применение этого стиля  оправдано в случае большого разрыва в уровне образования и компетентности руководителя и подчиненных, а также ориентации их на материальную систему мотивации и, прежде всего, на денежное вознаграждение;

         - сильные стороны: делает возможным быстрое принятие решений и мобилизацию подчиненных, позволяет стабилизировать обстановку в сложных условиях.

        Разновидностью авторитарного стиля руководства являются: патерналистский и бюрократические стили.

        При патерналистском стиле руководитель уподобляется отцу семейства, который заботится о своих подчиненных. Они в ответ на «отеческую заботу» должны проявлять благодарность и беспрекословное повиновение. Мотивация осуществляется на основе личной зависимости. Власть концентрируется у начальника – «бати», который строг, но справедлив.

         Бюрократический стиль руководства характеризуется максимальной формализованностью отношений, минимизацией личной власти руководителя. Это крайняя форма структурирования и регламентированная поведения подчиненных. Множество должностных инструкций и нормативных документов четко описывают кто, что, как должен делать. Данный стиль усиливает власть аппарата.

        2. Демократический (коллегиальный) стиль руководства характеризуется способностью руководителя эффективно делегировать функции управления подчиненным, развивать у них самостоятельность, инициативу и ответственность. Вместе с тем, сам он не уходит от ответственности за результаты деятельности каждого. Демократический стиль характеризуется следующими свойствами:

       -  производственная активность формируется в результате взаимодействия, взаимовлияния руководителя и подчиненных;

        - многосторонние информационные и коммуникационные отношения;

        - урегулирование конфликтов несиловыми методами;

        - ориентация руководителя на группу повышает удовлетворенность трудом и пребывание в группе;

         - ориентация на развитие сотрудников и всей организации;

         - эффективность использования данного стиля зависит от трех факторов: качеств руководителя; характеристик подчиненных и особенностей решаемых группой задач;

         - коллегиальному стилю склонны уверенные в себе руководители, с высоким уровнем образования, не опасающиеся за свой авторитет, умеющие ценить способности и творческий потенциал подчиненных;

        - преимущества демократического стиля состоят, прежде всего, в квалифицированных решениях, высокой мотивации подчиненных и разгрузке руководителя;

        - недостатки связаны, прежде всего, со сложностью обеспечения эффективной реализации стиля – необходимостью высокой социальной, профессиональной компетентности руководителя и высокой квалификационной подготовленности работников.

        На практике выделяют две разновидности демократического стиля: партисипативный и тренерский стили руководства.

        Партисипативный стиль поощряет участие подчиненных в принятии решений. Руководитель делится имеющийся у него информацией со своими подчиненными и использует их идеи и предложения для принятия решений группой. Сильный акцент делается на консультации. Взаимодействие и взаимоотношения руководителя координационные, неформальные. Руководитель должен обладать высоким деловым авторитетом.

        Тренерский стиль определяется как систематическое, относительно длительное выяснение руководителем сильных и слабых сторон подчиненного с целью научить его самостоятельно диагностировать и контролировать свое поведение, выбирать оптимальные образцы действий. Тренерский стиль предполагает: согласие подчиненного на репетиторский подход; индивидуальный подход, хорошее знание личных и деловых качеств подчиненного; обеспечение конструктивной обратной связи; регулярное обсуждение деловых и личных проблем, совместный поиск возможностей их решения; укрепление веры подчиненного в собственные силы, а также доверия между ним и руководителем. Стиль не рекомендуется для постоянного использования.

        3. Либеральный стиль руководства характеризуется неустойчивостью его позиции, Руководитель сводит к минимуму свое вмешательство в руководство, предоставив подчиненным самостоятельно решать большинство проблем, и таким образом является пассивным. Либеральный стиль не целесообразен в бизнесе.


9.4. Имидж менеджера


       Оптимальный стиль управленческой деятельности в высшей степени соответствует творческому потенциалу и неповторимой индивидуальности руководителя, выражает социальные ожидания подчиненных и направлен на решение задач деятельности.  Его отличительная  особенность заключается в стремлении руководителя к гибкому, лавирующему управлению, то есть к профессионализму.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.