Рефераты. Мировая экономика и международные валютно- кредитные отношения (шпаргалка)

2.      согласование размера помощи развивающимся странам;

3.      регламентация деятельности международных и региональных валютно-кредитных и финансовых организаций;

4.      рециклирование нефтедолларов и др. С середины 70-х годов до 1982 г. активно практиковалось межго­сударственное регулирование движения ссудного капитала путем ре­циклирования нефтедолларов из нефтедобывающих стран. Региональ­ное рециклирование осуществляли страны — члены ОПЕК путем использования валютной выручки от экспорта нефти для развития национальной экономики, помощи другим развивающимся стра­нам, прибыльных инвестиций в развитых странах. Развитые страны производили рециклирование нефтедолларов в своих интересах для: 1) покрытия дефицита платежных балансов; 2) перераспределе­ния нефтедолларов через банки в пользу развивающихся стран — импортеров нефти в целях расширения национального экспорта в эти страны; 3) аккумуляции указанных средств в международных валютно-кредитных и финансовых организациях (для последующе­го их использования в собственных интересах). С этой целью были созданы специальные фонды, в частности нефтяной фонд МВФ.

5.      международные совещания в верхах, на которых делаются попытки выработать совместные мероприятия по проблемам регулирования межд. кредита. На встречах на высшем уровне вопросы экспортных кредитов, передачи технологии, торговли зерном приобрели политическое значение в свете отношений Восток — Запад.

Межгосударственное регулирование кредита испытывает влия­ние противоречивых тенденций — партнерство и разногласия — во взаимоотношениях трех основных мировых финансовых цент­ров — США, Западной Европы, Японии. Каждый центр силы стремится перенести последствия нестабильности национальной экономики на своих партнеров.

Ведущие корпорации и банки активно используют государст­венное регулирование международного кредита, когда им это выгодно. Иначе они конфликтуют с ним и бесконтрольно осущест­вляют международные кредитно-финансовые операции.


 

ВОПРОС 61

Международные финансовые институты возникли в основ­ном после второй мировой войны, за исключением Банка междуна­родных расчетов (БМР, 1930 г.). Эти межгосударственные институты предоставляют кредиты странам, разрабатывают при­нципы функционирования мировой валютной системы, осуществля­ют межгосударственное регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Возникновение международ­ных финансовых институтов обусловлено следующими причинами.

1. Усиление глобализации хозяйственной жизни, образование ТНК и ТНБ, выходящих за национальные границы.

2. Развитие межгосударственного регулирования мирохозяйст­венных связей, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений.

3. Необходимость совместного решения проблем нестабиль­ности мировой экономики, включая мировую валютную систему, мировые рынки валют, кредитов, ценных бумаг, золота.

Специфическими причинами создания региональных банков развития развивающихся стран явились: завоевание политической независимости этими странами; повышение их роли в мировом развитии; тенденция к региональному сотрудничеству и экономи­ческой интеграции в целях решения проблем национальной эконо­мики. К региональным валютным и кредитно-финансовым ор­ганизациям относятся институты ЕС, созданные для стимулирова­ния западноевропейской интеграции.

Международные финансовые институты преследуют следу­ющие цели:

• объединить усилия мирового сообщества в целях стабилиза­ции международных финансов и мировой экономики;

• осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-фи-нансовое регулирование;

• совместно разрабатывать и координировать стратегию и та­ктику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.

Степень участия и влияния отдельных стран в международных финансовых институтах определяется величиной их взноса в капи­тал, так как обычно применяется система «взвешенных голосов». Изменение соотношения сил во всемирном хозяйстве, в частности возникновение в 60-х годах трех центров (США, Западная Европа, Япония) в противовес послевоенному американоцентризму, от­ражается в деятельности международных финансовых институтов. Так, страны ЕС добились права вето по принципиальным вопро­сам, усилив свое влияние в МВФ.

К организациям, имеющим всемирное значение, относятся прежде всего специали­зированные институты ООН — МВФ и группа Всемирного банка, а также ГАТТ, преобразованное во Всемирную торговую органи­зацию. Специализированное учреждение ООН — Экономический со­вет — создал 4 региональные комиссии — для Европы, Африки, Азии, Латинской Америки. Две последние способствовали органи­зации Азиатского банка развития и Межамериканского банка развития. Специальные фонды дополняют эти организации.

     Цель ОЭСР (ранее – орг-ция европейского эк. сотрудничества) — содействие экономическому развитию и фи­нансовой стабилизации стран-членов, свободной торговле, раз­витию молодых государств. ОЭСР — своеобразный клуб развитых стран для обмена мнениями и координации экономичес­кой политики, включая валютно-кредитную и финансовую, ведет научно-исследовательскую работу, является центром прогнозиро­вания и международных сопоставлений на базе эконометрических моделей мировой экономики (дважды в год).

Парижский клуб стран-кредиторов — неформальная организа­ция развитых государств, где обсуждаются проблемы урегулиро­вания, отсрочки платежей по государственному долгу стран. Лондонский клуб обсуждает проблемы урегулирования част­ной внешней задолженности стран-должников.

С середины 70-х годов разработка проблем межгосударствен­ного регулирования перенесена на уровень совещаний глав госу­дарств и правительств «семерки», превратившейся в «восьмерку» после присоединения России, и «группы десяти», которая, кроме «семерки», включает Бельгию, Нидерланды, Швейцарию, Шве­цию. На этих совещаниях большое внимание уделяется валютно-кредитным проблемам.





















ВОПРОС 62

Группа Всемирного банка (ВБ) — это специализированное финан­совое учреждение ООН, в состав которого входят: Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная ассоци­ация развития (MAP), Международная финансовая корпора­ция (МФК) и Многостороннее агентство по гарантированию ин­вестиций (МАГИ). Деятельность структур, входящих во ВБ, под­чинена единой стратегии, но каждая из них, руководствуясь общей целью, выполняет свои особые функции.

Всемирный банк — это крупнейший в мире инвестиционный институт, задачи которого ныне сфокусированы на борьбе с бед­ностью и отсталостью, стимулировании экономического роста и рыночных отношений в развивающихся государствах и странах с переходной экономикой.

Группа ВБ является мировым финансовым институтом, в за­дачу которого входит прежде всего выступать в качестве посред­ника и консультанта в инвестиционных процессах. В этой области Банк накопил большой опыт за период своей более полувековой деятельности, которая не свободна от ошибок, а также опреде­ленной политической ангажированности. Но, допуская промахи, он обычно извлекает из них уроки и перестраивает свою полити­ку. Реагируя на происходящие в мире процессы, Банк расширяет круг своей деятельности.

Международный банк реконструкции и развития — головной институт в составе группы учрежден в рамках Бреттонвудских соглашений в июле 1944 г. одновременно с МВФ; Уставный капитал МБРР образуется путем подпис­ки стран-членов на его акции. Подавляющую часть (94%) ресурсов МБРР привлекает путем эмиссии облигаций на мировом финансовом рынке. Количество голосов в органах МБРР опре­деляется паем в его уставном капитале. Этот показатель в отноше­нии отдельных стран периодически пересматривается в зависимости от их меняющейся роли в мировой экономике. Наибольшее количество голосов принадлежит США, хотя их доля имеет тенденцию к снижению. Руководящими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат (исполнительный орган). Членами Банка являются практически все страны мира. Опираясь на капитал, сформированный странами-участницами, МБРР аккумулирует средства мирового рынка капиталов и выдает ссуды государст­вам с ограниченным доступом к этому рынку, выполняя роль посредника. Ссуды выдаются либо непосредственно правительст­вам, либо под их гарантию. Этот механизм и основные цели остаются неизменными, однако стратегия и тактика МБРР, ис­пользуемые им инструменты меняются в зависимости от мирохо­зяйственных условий, ситуации в отдельных регионах, а также под влиянием критического анализа накапливаемого опыта. Деятельность МБРР строится в рамках следующих программ: борьба с бедностью и экономическое управление; социальное раз­витие и экология; финансы, частный сектор, инфраструктура; раз­витие человеческого потенциала.

Международная ассоциация развития (MAP) была создана в 1960 г. К этому времени обнаружилось, что за рамками деятель­ности МБРР остается большое число развивающихся стран, для которых рыночные, хотя и несколько облегченные, условия его кредитования неприемлемы. Образовав фонд льготного кредитования через MAP, Банк получил возможность значительно расширить свое влияние на развивающиеся страны. Кредиты MAP выдаются на срок от 35 до 40 лет, льготный период — 10 лет. Ссуды беспроцентные, взимается только плата на покрытие административных издержек в размере 0,5 % годо­вых. MAP кредитует только правительства стран-участниц. Пре­тендовать на льготные кредиты могут лишь те страны, которые по классификации ВБ относятся к группе государств с низкими до­ходами на душу населения. Ресурсы MAP формируются за счет взносов развитых стран, а также трансферта прибыли МБРР. По мере истощения ресурсов MAP страны-участ­ницы делают новые взносы. Однако они обычно запаздывают, и MAP перманентно оказывается в кризисном состоянии. Юридически и в финансовом отношении MAP является само­стоятельным институтом. Однако она имеет общие с МБРР ор­ганы управления во главе с президентом Банка. МБРР и MAP реализуют общую стратегическую линию. Многие проекты креди­туются совместно МБРР и MAP. Однако поскольку MAP со­здавалась для восполнения пробела в деятельности МБРР, ее структура кредитования отличается от структуры Банка.

Структура кредитов MAP имеет более ярко выраженную со­циальную направленность: выше удельный вес кредитов на об­разование, здравоохранение, сельское хозяйство и развитие сель­ских районов. Различие в структуре кре­дитных потоков МАР и МБРР обусловлено прежде всего тем, что заемщиками МБРР являются страны со средними доходами, a MAP — с низ­кими

Международная финансовая корпорация (МФК) создана в 1956 г. с целью стимулирования частных инвестиций в экономику развива­ющихся стран, укрепления там частного сектора. МФК выполняет функции, во многом отличные от МБРР, и тем самым существенно дополняет его инициативы. В отличие от МБРР МФК не требует правительственных гарантий и берет на себя риски. Поэтому отбор проектов отличается особой тщательностью. МФК не только предоставляет кредиты, но и приобретает акции компаний, но при этом Корпорация не стремится к закреп­лению в качестве одного из собственника компании. Ее задача заключается в привлечении своими действиями частных инвесто­ров, особенно нерезидентов. МФК основную массу ресурсов формирует путем привлечения средств с мирового рынка капиталов. Располагая сравнительно ограниченными финансовыми ресур­сами, МФК выполняет важную функцию в качестве катализатора инвестиционных процессов. Эта роль Корпорации получила осо­бенно большие масштабы в 90-х годах в связи с формированием фондовых рынков в странах с развивающимися финансовыми рынками. В структурном отношении кредиты и инвестиции МФК также отличаются от ссуд МБРР. Если Банк незначительно кредитует промышленность, то для МФК это одно из основных направлений деятельности. Кредиты МФК предоставляются в среднем на срок в 7—8 лет, максимально — на 15 лет. Вложения в акции по отмеченным причинам не носят долгосрочного характера.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.