Весьма важно и актуально деление гостиничного хозяйства по форме собственности. В 1997 году в РФ имелось: муниципальных гостиниц - 1551, или 31% общего числа гостиниц; частных - 1420, или 28%; гостиниц, находившихся в смешанной собственности (без иностранного участия), - 1232, или 2%; ведомственных гостиниц - 818, или 16%; гостиниц, принадлежащих общественным организациям, - 84, или 2%; гостиниц, находившихся в российской собственности с иностранным участием, - 74, или 1%. Гостиницы с иностранным участием резко выделяются по размерам доходной и расходной части. В процентном отношении к общероссийскому уровню это составляет соответственно 29 и 24%. Причем их доходность отличается в зависимости от места расположения. 21 гостиница (совместные предприятия) находится в Центральном районе (20 - в Москве), 12 - в Дальневосточном, 11 - в Северо-Западном (7 - в Санкт-Петербурге), 9 - в Северном, 7 - в Северо-Кавказском, 4 - в Восточно-Сибирском, по 3 -в Поволжском, Уральском и Западно-Сибирском и 1 - в Волго-Вятском районах.
Первые шаги внедрения иностранных гостиничных компаний в России относятся к началу 90-х годов. Иностранные компании начали участвовать в строительстве, реконструкции гостиниц и их управлении в первую очередь в Москве и Санкт-Петербурге (Приложение Щ)[43].
В России планируется создание собственных гостиничных цепей. Например, ВАО «Интурист» создает гостиничную цепь «Интурист Корона». Создана гостиничная цепь «Интуротель -ЕвроАзия», учредителями которой стали члены Ассоциации «ЕвроАзия»; в Орле - АО «Орелинтурист», в Сочи - АО «Гостиничный комплекс «Жемчужина» и т. д[44].
Деятельность гостиничной индустрии неразрывно связана с предприятиями питания. По данным Госкомстата РФ, число мест в предприятиях питания России достигло 8581 тыс. Средняя их вместимость составляет около 73 мест. Типизация предприятий питания в России осуществляется в зависимости от формы обслуживания потребителей, характера деятельности, ассортимента реализуемых блюд. Из общего числа мест предприятий питания более 83 % приходится на столовые, около 5 % - на рестораны, почти 12%- на кафе и закусочные. Средняя списочная численность работников столовых составляет 481 тыс., ресторанов - 128 тыс., кафе и закусочных - 157 тыс. человек.
Индустрия гостеприимства неразрывно связана с развлечениями. В настоящее время не существует ни одной гостиницы, где бы не было условий для развлечения. К индустрии развлечений относятся предприятия (организации, учреждения), чья основная деятельность связана с удовлетворением потребностей человека в развлечениях. Разнообразные зрелищные предприятия, включая стационарные и передвижные театры, кинотеатры, изостудии, концертные организации и коллективы, также обеспечивают процессы развлечений. Развлечения присущи занятиям физической культурой и спортивно-зрелищные мероприятия. Приобщение к культурным ценностям также связано с развлечением.
Современная ситуация в России характеризуется разрушением индустрии развлечений, сформированной за последние десятилетия, и возникновением новых тенденций. Растет число музеев, профессиональных театров при сокращении числа посещений. Увеличилось число национальных природных парков.
В настоящее время во всем мире стало активно использоваться совершенно новое направление - анимация, т. е. оживление отдыха и организация непосредственных впечатлений от личного участия в мероприятиях. Очень популярны тематические парки (типа Диснейленда, Леголенда, и т. д.) с ожившими персонажами, с которыми можно пообщаться. Стали появляться так называемые шоу-музеи с «живыми» представителями экспонируемой тематики.
К сожалению, в России еще не осознали, что такой вид развлечений является очень притягательным для клиентов. Из-за отсутствия подобных развлечений у нас в стране большинство туристов предпочитают отдых за рубежом. Однако руководители туристских фирм в некоторых регионах нашей страны уже поняли, что такого рода предприятия способны внести большой вклад в развитие туризма и экономики области[45].
Первые шаги в этом направлении уже делаются. Например, на северо-западе Подмосковья (Истринский, Волоколамский, Клинский районы) строится первый сафари-парк. Одним из отечественных примеров «шоу-музея» может служить Бородино.
3.2. Специфика российского туристского предприятия
В настоящее время на туристском рынке действуют два вида туристских фирм: туроператоры и турагенты. Туроператоры выполняют ведущую роль в туризме России , так как именно они пакетируют различные услуги в единый туристский продукт, который и реализуют потребителю через агентскую сеть. Туроператор также может продавать услуги туризма раздельно. Это делается либо из соображений прибыли, либо по другой необходимости. Туристские пакеты, известные как инклюзив-туры, отличаются друг от друга составляющими элементами.
Обычно выделяют четыре типа туроператоров: массового рынка; специализированного сегмента рынка; внутреннего рынка; внешнего рынка.
Туроператоры массового рынка наиболее распространенный тип. Они продаю пакеты на популярные курорты. Туроператоры специализированного сегмента рынка специализируются на предоставлении определенного направления. Туроператоры внутреннего рынка (местные) продают тур-пакеты внутри страны проживания, т, е. организуют туры по своей стране. Туроператоры внешнего рынка (въездные) продают тур-пакеты в разные страны. Они организуют различные услуги для зарубежных туроператоров.
На практике по региональному направлению деятельности принято разделять туроператоров на инициативных и внутренних (рецептивных) операторов. Инициативные туроператоры - это операторы, отправляющие туристов за рубеж или в другие регионы по договоренности с принимающими (рецептивными) операторами или напрямую с поставщиками услуг. Внутренние (рецептивные) туроператоры - это туроператоры на приеме, т. е. комплектующие туры и программы обслуживания в месте приема и обслуживания туристов, используя прямые договоры с поставщиками услуг (гостиницами, предприятиями питания, досугово-развлекательными учреждениями и т. д.). Это чистая форма туроперейтинга.
Турагент - это организация-посредник, реализатор туристского продукта туроператора, работающий непосредственно на туристском рынке. Турагент получает за свою деятельность комиссионное вознаграждение (7-15 % от стоимости тура). В отличие от туроператора турагент не несет ответственности за качество тура.
В реальном туристском предпринимательстве наиболее часто встречается смешение функций, что характерно для туристского рынка. Например, ОАО «ЦСТЭ - Интур - Центральный совет по туризму» одновременно выступает и как оператор по отправке российских туристов за рубеж, и как оператор по приему иностранных туристов в России, имеет собственные отделы продаж (агентства), совмещая указанные функции. А некоторые другие компании, например «Натали-турс», «Инна-тур», называя себя туроператорами, выполняют чисто инициативные функции («Натали-турс» - туроператор по Испании), формируя туры в различные страны мира по договорам с принимающими туроператорами по приему, добавляя к этому ряд других услуг (авиа, прокат автомашин, комплектация и комбинирование туров «отдых/путешествие» и т. д.).
В последнее десятилетие значительно активизировались международные связи туристских организаций России. Реорганизованы и иную структуризацию получили предприятия и учреждения «Интуриста», Центрального совета по туризму и экскурсиям, Бюро молодежного туризма «Спутник», возникло множество больших и малых туристских учреждений, туроператоров и турагентов.
Войдя в международный рынок на общих началах, российские туристские организации включились в так называемую межрегиональную конкуренцию, т. е. конкуренцию с другими гостеприимно принимающими странами и городами, курортами. Эту конкуренцию, состоящую не только из ресурсной и материальной частей, но и из разнообразного количества дополнительных услуг. На настоящий момент эту конкуренцию за иностранного посетителя нашей страны мы проигрываем.
Основная доля туроператоров в России работает с преимущественной ориентацией на выезд. Это объясняется еще и тем, что их деятельность строится на использовании наработанных схем и возможностей зарубежного туроперейтинга.
Наблюдения последнего времени показывают, что некоторые туристские фирмы России начали постепенно проявлять интерес к въездному туризму. Это связано с тем, что во многих странах уже давно поняли необходимость развития программ обслуживания въездного туризма. В рамках каждой страны въездной туризм способствует стабильному положению национальной экономики. Создание привлекательного российского туристского продукта, насыщенного разнообразными основными и дополнительными услугами, является самой важной задачей развития туристского рынка России[46].
Туроперейтинг на приеме не имеет в России активных форм развития. Хотя исторически он развит достаточно широко, но по существу работа российских туристских предприятий отстает от международного уровня и стандартов обслуживания по нескольким очень серьезным параметрам.
Во-первых, недифференцированность предлагаемых программ обслуживания, отсутствие разнообразия предлагаемых услуг и возрастной дифференциации предложения, слабое разнообразие предложения по разным уровням обслуживания (а соответственно и по ценам), а также отставание от международного уровня качества предоставляемых услуг. Кроме того, не до конца еще осознаны отечественными туристскими работниками гарантии надежности обслуживания, что объясняется отчасти новизной и несовершенством современного российского туристского законодательства[47].
Во-вторых, важными моментами, повлиявшими на опережающее развитие в современной России именно инициативного туроперейтинга, являются: некоторое снижение спроса иностранных туристов на путешествия в Россию (по политическим причинам и соображениям безопасности); отсутствие серьезной материальной поддержки продвижения России на международном туристском рынке со стороны государства и отсутствие крупных консолидированных туроператоров, способных на финансирование такого продвижения.
Разбирая причины неуспеха российского въездного туризма, нельзя не признать, что здесь играет свою роль и отсутствие необходимой финансовой поддержки со стороны как федеральных, так и местных властей. Более того, национальные туристские фирмы функционируют в достаточно тяжелой обстановке из-за непомерных налогов, постоянного роста стоимости коммунальных услуг и т. д.; нет и государственной поддержки в области развития приоритетности национального туристского бизнеса. В Проекте нового положения о лицензировании туристской деятельности в РФ, подготовленного к рассмотрению в Государственной Думе, отсутствует такая «мелочь», как разница в стоимости оплаты лицензии для национальных и зарубежных туристских предпринимателей. Теперь на нашем рынке все равны. Также целесообразно было бы ввести отдельное лицензирование туроператорской и турагентской деятельности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20