Рефераты. Международный туризм как форма внешнеэкономической деятельности

    Весьма важно и актуально деление гостиничного хозяйства по форме собственности. В 1997 году в РФ имелось: муниципальных гостиниц - 1551, или 31% общего числа гостиниц; частных - 1420, или 28%; гостиниц, нахо­дившихся в смешанной собственности (без иностранного участия), - 1232, или 2%; ведомственных гостиниц - 818, или 16%; гостиниц, принадлежа­щих общественным организациям, - 84, или 2%; гостиниц, находившихся в российской собственности с иностранным участием, - 74, или 1%. Гостиницы с иностранным участием резко выделяются по размерам до­ходной и расходной части. В процентном отношении к общероссийскому уровню это составляет соответственно 29 и 24%. Причем их доходность отличается в зависимости от места расположения. 21 гостиница (совмест­ные предприятия) находится в Центральном районе (20 - в Москве), 12 - в Дальневосточном, 11 - в Северо-Западном (7 - в Санкт-Петербурге), 9 - в Северном, 7 - в Северо-Кавказском, 4 - в Восточно-Сибирском, по 3 -в Поволжском, Уральском и Западно-Сибирском и 1 - в Волго-Вятском районах.

    Первые шаги внедрения иностранных гостиничных ком­паний в России относятся к началу 90-х годов. Иностранные компании начали участвовать в строительстве, реконструкции гостиниц и их управлении в первую очередь в Москве и Санкт-Петербурге (Приложение Щ)[43].

    В России планируется создание собственных гостиничных цепей.      Например, ВАО «Интурист» создает гостиничную цепь «Интурист Корона». Создана гостиничная цепь «Интуротель -ЕвроАзия», учредителями которой стали члены Ассоциации «ЕвроАзия»; в Орле - АО «Орелинтурист», в Сочи - АО «Гос­тиничный комплекс «Жемчужина» и т. д[44].

    Деятельность гостиничной индустрии неразрывно связана с предприятиями питания. По данным Госкомстата РФ, число мест в предприятиях пи­тания России достигло 8581 тыс. Средняя их вместимость со­ставляет около 73 мест. Типизация предприятий питания в России осуществляется в зависимости от формы обслуживания потребителей, характера деятельности, ассортимента реализуемых блюд. Из общего числа мест предприятий питания более 83 % при­ходится на столовые, около 5 % - на рестораны, почти 12%- на кафе и закусочные. Средняя списочная численность работников столовых составляет 481 тыс., ресторанов - 128 тыс., кафе и закусочных - 157 тыс. человек.

    Индустрия гостеприимства неразрывно связана с развлече­ниями. В настоящее время не существует ни одной гостиницы, где бы не было условий для развлечения. К индустрии развлечений относятся предприятия (организа­ции, учреждения), чья основная деятельность связана с удовле­творением потребностей человека в развлечениях. Разнообразные зрелищные предприятия, включая стационарные и передвижные театры, кинотеатры, изостудии, концертные ор­ганизации и коллективы, также обеспечивают процессы развлечений. Развлечения присущи занятиям физической культурой  и спор­тивно-зрелищные мероприятия. Приобщение к культурным ценностям также связано с развлечением.

    Современная ситуация в России характеризуется разрушени­ем индустрии развлечений, сформированной за последние деся­тилетия, и возникновением новых тенденций. Растет число музеев, профессиональных театров при сокра­щении числа посещений. Увеличилось число национальных природных парков.

    В настоящее время во всем мире стало активно использо­ваться совершенно новое направление - анимация, т. е. оживле­ние отдыха и организация непосредственных впечатлений от личного участия в мероприятиях. Очень популярны темати­ческие парки (типа Диснейленда, Леголенда, и т. д.) с ожившими персонажами, с которыми можно пообщать­ся. Стали появляться так называемые шоу-музеи с «живыми» представителями экспонируемой тематики.

    К сожалению, в России еще не осознали, что такой вид раз­влечений является очень притягательным для клиентов. Из-за отсутствия подобных развлечений у нас в стране большинство туристов предпочитают отдых за рубежом. Однако руководители туристских фирм в некоторых регио­нах нашей страны уже поняли, что такого рода предприятия способны внести большой вклад в развитие туризма и экономики области[45].

    Первые шаги в этом направлении уже делаются. Например, на северо-западе Подмосковья (Истринский, Волоколамский, Клинский районы) строится первый сафари-парк. Од­ним из отечественных примеров «шоу-музея» может служить Бородино.


3.2. Специфика российского туристского предприятия

    В настоящее время на туристском рынке действуют два вида туристских фирм: туроператоры и турагенты. Туроператоры выполняют ведущую роль в туризме России , так как именно они пакетируют различные услуги  в единый турист­ский продукт, который и реализуют потребителю через агент­скую сеть. Туроператор также может продавать услуги туризма раздельно. Это делается либо из соображений прибыли, либо по другой не­обходимости. Турист­ские пакеты, известные как инклюзив-туры, отличаются друг от друга составляющими элементами.

    Обычно выделяют четыре типа туроператоров: массового рынка; специализированного сегмента рынка; внутреннего рынка; внешнего рынка.

    Туроператоры массового рынка наиболее распространен­ный тип. Они продаю пакеты на популярные курорты. Туроператоры специализированного сегмента рынка специа­лизируются на предоставлении определенного направления. Туроператоры внутреннего рынка (местные) продают тур-пакеты внутри страны проживания, т, е. организуют туры по своей стране. Туроператоры внешнего рынка (въездные) продают тур-пакеты в разные страны. Они организуют различные услуги для за­рубежных туроператоров.

    На практике по региональному направлению деятельности принято разделять туроператоров на инициативных и внутрен­них (рецептивных) операторов. Инициативные туроператоры - это операторы, отправляю­щие туристов за рубеж или в другие регионы по договоренности с принимающими (рецептивными) операторами или напрямую с  поставщиками услуг. Внутренние (рецептивные) туроператоры - это туроперато­ры на приеме, т. е. комплектующие туры и программы обслужи­вания в месте приема и обслуживания туристов, используя пря­мые договоры с поставщиками услуг (гостиницами, предпри­ятиями питания, досугово-развлекательными учреждениями и т. д.). Это чистая форма туроперейтинга.

    Турагент - это организация-посредник, реализатор турист­ского продукта туроператора, работающий непосредственно на туристском рынке. Турагент получает за свою деятельность комиссионное вознаграждение (7-15 % от стоимости тура). В от­личие от туроператора турагент не несет ответственности за ка­чество тура.

    В реальном туристском предпринимательстве наиболее часто встречается смешение функций, что характерно для туристского рынка. Например, ОАО «ЦСТЭ - Интур - Центральный совет по туризму» одновременно выступает и как оператор по отправке российских туристов за рубеж, и как оператор по приему ино­странных туристов в России, имеет собственные отделы продаж (агентства), совмещая указанные функции. А некоторые другие компании, например «Натали-турс», «Инна-тур», называя себя туроператорами,   выполняют   чисто   инициативные   функции («Натали-турс» - туроператор по Испании), формируя туры в различные страны мира по договорам с принимающими тур­операторами по приему, добавляя к этому ряд других услуг (авиа, прокат автомашин, комплектация и комбинирование ту­ров «отдых/путешествие» и т. д.).

    В последнее десятилетие значительно активизировались ме­ждународные связи туристских организаций России. Реоргани­зованы и иную структуризацию получили предприятия и учре­ждения «Интуриста», Центрального совета по туризму и экскур­сиям, Бюро молодежного туризма «Спутник», возникло множе­ство больших и малых туристских учреждений, туроператоров и турагентов.

    Войдя в международный рынок на общих началах, россий­ские туристские организации включились в так называемую межрегиональную конкуренцию, т. е. конкуренцию с другими гостеприимно принимающими странами и городами, курорта­ми. Эту конкуренцию, состоящую не только из ресурсной и материальной частей, но и из разнообразного количества дополнительных услуг.  На настоящий момент эту кон­куренцию за иностранного посетителя нашей страны мы проиг­рываем.

    Основная доля туроператоров в России ра­ботает с преимущественной ориентацией на выезд. Это объяс­няется еще и тем, что их деятельность строится на использо­вании наработанных схем и возможностей зарубежного тур­оперейтинга.

    Наблюдения последнего времени показывают, что некоторые туристские фирмы России начали постепенно проявлять интерес к въездному туризму. Это связано с тем, что во многих странах уже давно поняли необходимость развития программ обслуживания въездного туризма. В рамках каждой страны въездной туризм способствует стабильному положе­нию национальной экономики. Создание привлекательного российского туристского про­дукта, насыщенного разнообразными основными и дополни­тельными услугами, является самой важной задачей развития туристского рынка России[46].

    Туроперейтинг на приеме не имеет в России активных форм развития. Хотя исторически он развит достаточно широко, но по существу работа российских туристских предприятий отстает от международного уровня и стандартов обслуживания по нескольким очень серьезным параметрам.

    Во-первых, недифференцированность предлагаемых про­грамм обслуживания, отсутствие разнообразия предлагаемых услуг и возрастной дифференциации предложения, слабое раз­нообразие предложения по разным уровням обслуживания (а соответственно и по ценам), а также отставание от междуна­родного уровня качества предоставляемых услуг. Кроме того, не до конца еще осознаны отечественными туристскими работни­ками гарантии надежности обслуживания, что объясняется от­части новизной и несовершенством современного российского туристского законодательства[47].

    Во-вторых, важными моментами, повлиявшими на опере­жающее развитие в современной России именно инициативного туроперейтинга, являются: некоторое сниже­ние спроса иностранных туристов на путешествия в Россию (по политическим причинам и соображениям безопасности); отсутствие серьезной материальной поддержки продвижения России на международном туристском рынке со стороны госу­дарства и отсутствие крупных консолидированных туроперато­ров, способных на финансирование такого продвижения.

    Разбирая причины неуспеха российского въездного  туриз­ма, нельзя не признать, что здесь играет свою роль и отсутствие необходимой финансовой поддержки со стороны как федераль­ных, так и местных властей. Более того, национальные турист­ские фирмы функционируют в достаточно тяжелой обстановке из-за непомерных налогов, постоянного роста стоимости ком­мунальных услуг и т. д.; нет и государственной поддержки в об­ласти развития приоритетности национального туристского бизнеса. В Проекте нового положения о лицензировании ту­ристской деятельности в РФ, подготовленного к рассмотрению в Государственной Думе, отсутствует такая «мелочь», как раз­ница в стоимости оплаты лицензии для национальных и зару­бежных туристских предпринимателей. Теперь на нашем рынке все равны. Также целесообразно было бы ввести отдельное ли­цензирование туроператорской и турагентской деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.