Рефераты. Маркетинг на предприятии

В фирмах, работающих на многих рынках стратегические планы маркетинга обычно разрабатывают в каждом коммерческом подразделении, а затем координируют в главной конторе. В компаниях, работающих на одном рынке или средних и небольших фирмах СКП отсутствуют. В этом слу­чае стратегический план охватывает все товары компании.


4.4. Маркетинговые менеджеры

За планирование маркетинга в фирме отвечают два вида менеджеров. Менеджер по товару отвечает за разработку плана маркетинга товара и маркетинг отдельного товара. Менеджер по товару обязан сформировать комплекс стратегий маркетинга, составить смету для реализации этих стратегий и обеспечить их осуществление. Менеджер по то­вару ответствен за получение прибыли от сбыта данного товара.

Менеджер подразделения несет ответственность за разработку стратегического пла­на маркетинга коммерческого подразделения. Менеджер подразделения выявляет воз­можности коммерческих подразделений, определяет, воспользоваться ли появившимися возможностями путем создания новых товаров или перепозиционировать существую­щие товары, а также распределяет ресурсы между отдельными товарами в коммерчес­ком подразделении. Менеджер подразделения отвечает за получение прибыли в СКП.


Выявление возможностей в сфере маркетинга


Для разработки планов и стратегий маркетинга маркетинговые менеджеры обязаны выявить возможности, имеющиеся на рынке. Делается это путем анализа потребностей потребителей и других внешних условий.

Среда, в которой работает фирма, определяет внешние факторы при выявлении воз­можностей маркетинга. Внутренним фактором является способность фирмы воспользо­ваться этими возможностями с учетом имеющихся у нее ресурсов. Оба эти аспекта пред­ставлены на рис. 2.2. Степень выявленных фирмой возможностей указана по вертикали. Возможности зависят от таких факторов, как неудовлетворенные потребности покупате­лей, слабые стороны конкурентов, новые технологии, образ жизни и демографические тенденции, государственное регулирование и экономические условия.

Способность фирмы воспользоваться этими возможностями отображена по горизон­тали. Компания способна лучше воспользоваться выявленной возможностью, если рас­полагает опытом управления и маркетинга, распределительной сетью и торговым пер­соналом, производственными мощностями, технологическим ноу-хау и финансовыми ресурсами. Если один из перечисленных элементов или несколько элементов отсутству­ют, руководство должно решить, следует ли приобрести их с целью воспользоваться име­ющейся возможностью. Сочетание возможностей и способности фирмы воспользовать­ся ими называется матрицей планирования маркетинга. Все планы маркетинга составля­ются с учетом двух ключевых аспектов, представленных на рис. 2.2.


Стратегическое окно возможности

Сочетание возможностей и способности фирмы реализовать их называется страте­гическим окном возможностей (рис. 2.2). Если стратегичес­кое окно "открыто", значит, фирма способна воспользоваться открывшимися марке­тинговыми возможностями. Окно возможностей появляется, если фирма выявила из­менения во внешней среде, создающие новые возможности, и готова выделить ресур­сы, чтобы воспользоваться этими возможностями. Иногда фирмы ошибочно считают, что стратегическое окно открыто, должным об­разом не взвешивая свои способности воспользоваться предоставленной возможнос­тью.




Рис. 2,2 Матрица планирования маркетинга

 

Определение целевого рынка

Как показано на рис. 2.1, следующей обязанностью маркетинговых менеджеров явля­ется определение целевого рынка. Выявлением сегментов рынка на основе потребнос­тей потребителей и характеристик каждого сегмента занимаются как менеджеры по то­вару, так и менеджеры подразделений. Для этой цели компании часто проводят марке­тинговые исследования. Такое исследование призвано прежде всего выявить потреб­ности потребителей. После выявления потребностей отдельных потребителей можно объединить сегменты со сходными потребностями. Далее исследование позволяет ус­тановить характеристики потребителей в каждом сегменте.

Целевой рынок обычно определяют в рамках плана маркетинга товара. Однако целевой рынок необходимо рассматривать и в стратегическом плане маркетинга.

 

Разработка комплекса маркетинга


Центральный элемент плана маркетинга товара — комплекс маркетинговых стратегий, направленных на разработку, установление цены, продвижение и распределение товара. Стратегии комплекса маркетинга должны быть скоординированы таким образом, чтобы в совокупности удовлетворять потребности целевой группы потребителей. Реклама должна подчеркивать характеристики товара, обеспечивающие удовлетворение потребностей потребителей.

Распределение должно быть скоординировано с рекламой таким образом, чтобы началом рекламной кампании товар имелся на полках магазинов в количестве, достаточном для удовлетворения потребительского спроса.

Цена также должна соответствовать рекламе и качеству товара. Дорогостоящие товары должны обладать соответствующим качеством и эксплуатационными характеристиками, о которых сообщается в рекламе.        

Координация комплекса маркетинга представляется более сложной для междуна­родных компаний. Компании, работающие на заграничных рынках, обычно поручали разработку комплекса маркетинга местным менеджерам, которые могли принять во внимание местные потребности и обычаи. Но по мере того как мир становился все бо­лее тесным, а потребителям предлагались сходные телевизионные передачи, появилось больше возможностей для маркетинга товара с помощью одинаковых рекламных обра­щений в глобальном масштабе. Такой подход требует учета местных особенностей -например, в Италии основным преимуществом стирального порошка может быть чис­тота стирки, тогда как в Германии - экономия времени.


Оценка и контроль маркетинговой деятельности

Заключительная функция маркетинговых менеджеров, как показано на рис. 2.1, — оценка и контроль результатов реализации плана маркетинга. Для менеджеров по товару это озна­чает контроль за продажами и сопоставление доходов и издержек с заданиями плана мар­кетинга товара. Если продажи меньше ожидавшихся, следует, возможно, снять товары с продажи или внести коррективы в комплекс маркетинга. Если расходы на рекламу, распре­деление или продажу товара существенно превышают смету, менеджер обязан либо сокра­тить их, либо оправдать увеличение сметы. Необходимо также оценить деятельность конкурентов. Если конкурент предлагает более совершенный товар или устанавливает более низкую цену, менеджер по товару обязан скорректировать план маркетинга.

Менеджер по товару использует также результаты опросов с целью установить оцен­ку товара со стороны потребителей и предложения конкурентов, а также их знакомство с рекламой товара и намерения купить его. Если необходимы коррективы в комплексе маркетинга, такие опросы подсказывают их направления.

Менеджеры подразделений единиц оценивают результаты маркетинга каждого то­вара из номенклатуры СКП. На этой основе производят распределение ресурсов.

 У международных компаний возникают более сложные проблемы при управлении операциями маркетинга в связи с более многочисленными факторами, не поддающи­мися контролю с их стороны. Компания, функционирующая в США, не должна беспокоиться о регулировании торговли и не испытывает некоторой неопределенности в связи с политическими условиями. Применение стратегий маркетинга на зарубежном рынке может быть затруднено в силу таможенных тарифов (налогов на импортные товары), квот и ограничений на иностранные инвестиции.


4.5. Эволюция взглядов на роль маркетинга в компании


Первоначально маркетинг воспринимался как одна из нескольких одинаково важных деловых функций (рис 1,7, а). Проблемы со сбытом приводят к тому, что маркетологам удается доказать всю важность своей работы (рис. 1,7, б). Несколько маркетологов-энтузиастов идут дальше, утверждая, что маркетинг – основная функция предприятия, поскольку очевидно, что без потребителей нет и самой компании. Они считают, что маркетинг должен быть в центре деятельности компании, а все остальные службы призваны лишь обеспечивать его (рис 1,7, в). естественно, что с подобной точкой зрения не согласны остальные менеджеры компании. Тогда просвещенные маркетологи проясняют вопрос, утверждая в центре потребителя, а не маркетинг (1,7, г). они ратуют за ориентацию на потребителя, когда все функции компании во взаимодействии направлены на понимание, обслуживание и удовлетворение покупателей. И наконец, некоторые маркетологи утверждают, что нужды потребителей могут быть осознаны и эффективно удовлетворены только в том случае, когда отделу маркетинга отводится в компании центральная роль (рис 1,7, д).





















Рис. 1,7 Эволюция взглядов на роль маркетинга в компании


Аргументы в пользу концепции маркетинга чрезвычайно просты:

·        В отсутствие потребителей активы компании не представляют ценности. А значит, основная задача компании – привлечение и удержание потребителей.

·        Потребителя привлекает предложение, которое выглядит более заманчивым, чем предложения конкурентов, а удержать покупателя позволяет удовлетворение его потребностей.

·        Задачи маркетолога заключаются в том, чтобы потребитель был не в состоянии отвергнуть предложения компании и найти способы удовлетворить потребности клиента.

·        Степень удовлетворения потребителя зависит от работы каждого отдела компании.

·        Маркетинг должен объединить работу всех этих отделов и гарантировать удовлетворение потребителя.

Современный маркетинг превращается в единый технологический процесс, обладающий ориентацией не только на получение коммерческого успеха, но и на развитие социальных отношений, укрепление норм общественной этики и морали.

Маркетинг является объектом управления, и к нему применимы все принципы, все функции и методы управления – экономические, организационно-распорядительные, социально-психологические. Маркетинг особо нуждается в прогнозировании, организации, контроле.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.