Рефераты. Анализ конкурентоспособности товара (на примере ЗАО «УК Мценский алюминий»)






            для

  объекта         субъекта

Рисунок № 1 – Классификация конкуренции.

             Несмотря на разные подходы к определению конкуренции, все они в той или иной степени используют понятие «соперничество» экономических субъектов (производителей товаров и услуг).




1.2. Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров

 

             Конкурентоспособность товаров и услуг, понимаемая как их способность быть выгодно проданными в условиях конкретного рынка, является важнейшей характеристикой товаров и услуг, которая отражает их отличие от соответствующих аналогов, представленных конкурентами.  Эта характеристика является интегральной и обусловливается следующими основными факторами:

·        качество товара (услуги);

·        цена;

·        затраты в сфере потребления (эксплуатационные затраты);

·        качество сервиса.

             Указанные факторы влияют на формирование покупательских предпочтений у потребителей, оценивающих товар (услугу) по наличию и качеству потребительских свойств в нем.

             Производитель товара (услуги) заинтересован  в знании той степени влияния каждого из указанных основных факторов, которое  они оказывают на важнейшую характеристику товара – конкурентоспособность. Ученые – экономисты путем проведенных исследований дали ответ на эту заинтересованность. Они установили, что степень их влияния в указанной последовательности подчинена следующему отношению 4 : 3 : 2 : 1 [45, стр. 434]. Это отношение показывает приоритетность указанных факторов, которая должна учитываться производителем при формировании стратегии конкурентоспособности. В первую очередь следует направлять внимание и ресурсы на качество продукции (ее степень влияния на КС – 40%), а затем последовательно на остальные факторы (их степень влияния на КС соответственно равна 30%, 20%, 10%). При оценке степени использования совокупности потребительских свойств товара применяют еще одно экономическое понятие – «полезный эффект». Полезный эффект формируется на базе основных факторов КС и наиболее связан с качеством товаров.

             Качество товара (услуги) обеспечивает потенциальную способность товара удовлетворить конкретную потребность потребителя, в то время как полезный эффект – это фактическая способность товара удовлетворить эту потребность.

             Приведем пример. На рынок предоставлены две партии автомобилей ценой 50 тыс. рублей и 500 тыс. рублей. Пользуясь экономической целесообразностью, покупатели могут признать для себя более качественным автомобиль за 50 тыс. рублей, а не за 500 тыс. рублей, если с их точки зрения сумма дополнительных свойств дорогого автомобиля не стоит дополнительных 450 тыс. рублей.

             На практике полезный эффект составляет от 40% до 70% от качества товара. Чем этот процент выше, тем выше уровень экономической целесообразности. Однако повышать его за указанный предел невыгодно, т.к. происходит повышение издержек производства и цены товара, а значит, снижается его КС. Формируя конкурентоспособную стратегию, производитель должен:

·        позаботиться о полезном эффекте своего товара, изучив нужды, интересы и возможности потребителей, тенденции развития этих показателей;

·        изучить поведение и возможности своих конкурентов, состояние и тенденции развития рынка соответствующих товаров.

             Итак, КС товара – это оптимальное соотношение его качества, стоимости и потребительских свойств. Умение добиться такого соотношения является ценным качеством производителя. Что же такое качество товара, которое является основной составляющей его конкурентоспособности? Энциклопедия начинающего предпринимателя предлагает такое определение: «Качество – это соотношение стоимости товара и совокупности его потребительских свойств, устанавливаемое на рынке в условиях свободной конкуренции товаропроизводителей». Р.А. Фатхутдинов практикует это понятие несколько иначе: «Качество продукции – это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности» [45, стр. 434].

            Эти свойства и характеристики формируются в нормативах на стадии стратегического маркетинга, уточняются в технической документации на стадии научно – исследовательских и опытно – конструкторских работ (НИОКР), материализуются на стадии производства, реализуются (используются) на стадии эксплуатации. В этой цепочке этапов наиболее ответственным является первый – стратегический маркетинг. На этой стадии разрабатываются стандарты, технические условия или эталоны на продукцию. При этом учитываются такие показатели качества как: надежность, безопасность использования, экологичность, эстетичность, простота управления и ремонта и т.д.

             Благодаря высокому качеству товаров и соответствующей ему цене японские, американские фирмы, фирмы западноевропейских и некоторых других стран добились исключительной конкурентоспособности своих товаров на мировом рынке. Это общеизвестно. Добились они этого созданием эффективных систем управления качеством, направленных на совершенствование процессов труда, постоянное внедрение вычислительной и микропроцессорной техники, новейших материалов, автоматизированных систем проектирования и управления производством. Значительное внимание уделяется обучению кадров, воспитанию корпоративного патриотизма и соревнованию за качество. Государство и фирмы уделяют серьезное внимание процессу планирования производства по объемным и качественным показателям, усилению социальной направленности своей экономики.

             Указанные страны и их фирмы используют лучший опыт «плановой» экономики, чего не скажешь о нашей стране. Печальный пример неконкурентоспособности наших высокотехнологичных товаров приведен во введении к этой квалификационной работе. Дадим еще один.

             Конкурентоспособными из наших товаров на мировом рынке являются лишь сырье: нефть, газ, лес и морепродукты. Даже бензин, получаемый на наших нефтеперерабатывающих заводах, мы используем только на внутреннем рынке, т.к. по своему качеству он не удовлетворяет запросам  зарубежных потребителей. О товарах сельскохозяйственного производства и говорить обидно.

             Что же мешает руководителям нашей экономики и государства? Некоторые утверждают, что низкое качество российских товаров – это традиция. Но это не так, мы были лидерами на мировом рынке по многим показателям, а теперь нас обогнали многие страны (Китай, Корея, Тайвань и др.). В нашей стране имеются инженерно – конструкторские силы, способные обеспечить предприятиям выпуск продукции, отвечающей всем требованиям мирового рынка, но государство в них не нуждается.

             Другие говорят, что существующее на предприятиях оборудование морально и физически устарело. На нем невозможно создавать конкурентоспособный товар. Это так. А новое оборудование приобрести не на что, нет средств. А это неправда. В стране создан огромный золотовалютный запас и такой же стабилизационный фонд за счет «нефтедолларов». Последний имеет более 750 млрд. рублей. Все деньги содержатся в заграничных банках «на черный день» (для кого?) и в экономику не вкладываются. Препятствует формированию конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке выстроенная в результате «реформ» социально – экономическая политика государства.  Оно освободило себя от ответственности по урегулированию экономических процессов, почти всю народную собственность, включая землю, передало в частные руки и эта собственность варварски эксплуатируется, а то и разворовывается. Все трудовое население оно бросило на произвол чиновников. Оставило за собой лишь право принимать удобные для себя законы, недоплачивать людям за их труд и проводить жестокую фискальную политику. Советская власть тоже недоплачивала людям за их труд, но она недоплату компенсировала дешевым жильем, бесплатным образованием, медицинским обслуживанием и различными льготами. Теперь льготы «монетизировали» (практически отменили) и за все заставили платить в полном объеме, причем цены и тарифы постоянно растут. Льготы и высокие зарплаты оставлены лишь госчиновникам и депутатам. В еженедельнике «Аргументы и факты» № 47 за 2004 г. сообщается: Наша «великая» страна «занимает 105-е место из 111 возможных по качеству жизни; за нами лишь Нигерия, Ботсвана, Гаити, Зимбабве, Туркмения и Узбекистан». А ведь качество – главный фактор конкурентоспособности. В таких условиях задача повышения нашей конкурентоспособности нереальна. Реальная задача – выжить бы!

             Рассмотрим следующий значительно влияющий на конкурентоспособность фактор – цена товаров и услуг.

             Цена – это денежное выражение стоимости товара. В рыночной экономике она устанавливается путем торга между продавцом и покупателем в зависимости от спроса и предложения. Торг начинается с того, что продавец запрашивает цену выше той, какую надеется получить, а покупатель предлагает цену ниже той, которую рассчитывает заплатить, в процессе торга определяется взаимовыгодная цена. В дальнейшем она является ориентиром в других сделках.

             Главным оценщиком товара является покупатель, поэтому продавец должен обеспечить для него прозрачность и очевидность всех конкурентных преимуществ своего товара, в первую очередь по качеству и цене. Эффективным средством для этого служит ненавязчивая, разумная реклама. Разъяснять ценность и полезность рекламируемого товара необходимо правдиво, с глубоким уважением к потенциальным покупателям, а не так как это происходит на нашем радио и телевидении. Где реклама превратилась в назойливый «бесконечный сериал».

             Цель рекламы для производителя – сделать потенциальных покупателей «своими», а не оттолкнуть их от себя

             Производителю важно знать не только как устанавливается взаимовыгодная цена, но и какие элементы являются ее составляющими, чтобы обоснованно определить ее уровень. Такими составляющими являются:

1.     Совокупные издержки производства.

2.     Затраты общественного труда.

3.     Функции и качество товара.

4.     Налоговые отчисления.

5.     Затраты на упаковку, транспортировку и хранение.

6.     Торговая наценка.

7.     Затраты на рекламу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.