На конец 2005 г. наибольший удельный вес в структуре источников занимают заемные средства (67,9%), краткосрочные средства занимают большую часть – 45,9% всех средств предприятия. Высокое значение этого показателя свидетельствует о том, что оборотные средства субъекты формируют за счет заемных источников. Подобная ситуация наблюдается и в 2006 г. Доля заемных источников возросла до 77,2%, что говорит о кризисе на предприятии и не приходится в таком случае рассчитывать на собственные средства.
В 2007 г. положение изменилось. Величина собственных средств превысила величину заемных средств. Это говорит о повышении самостоятельности предприятия. Наглядно соотношение заемного и собственного капитала представлено на Рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 – Соотношение собственного и заемного капитала ОАО «ЧАЗ» за 2005-2007 гг.
Долгосрочные обязательства составляют 22%, т.е. 1814341 тыс. руб., всех средств предприятия. Это свидетельствует о том, что предприятие будем иметь претензии кредиторов в долгосрочной перспективе. Данный показатель возрос в 2006 г. до 1730324 тыс. руб.
В 2007 г. изменилась ситуация с кредитами. Доля краткосрочной задолженности возросла до 1696302 тыс. руб., а долгосрочная уменьшилась до 763244 тыс. руб. Это говорит о сильном удешевлении банковского кредита, а также о возрастании зависимости предприятия от ситуации на рынке банковского кредитования, а также о недостаточности средств для уплаты поставщикам и подрядчикам. Кредиторская задолженность - это реальные долги фирмы своим контрагентам. Долги предприятия перед контрагентами - это доходы, относящиеся к прошлым периодам и расходы, относящиеся к будущим периодам. Действительно, наличие кредиторской задолженности в реальности означает факт получения предприятием дохода в виде вливания средств в его операции, в его бизнес. Однако кредиторская задолженность требует погашения - будущего оттока денежных средств. Тем более, что краткосрочная кредиторская задолженность должна быть выплачена за короткий отрезок времени, что предполагает высокие проценты за кредит.
Таким образом, предприятие осуществляет финансирование за счет заемных источников средств. Такая ситуация отрицательно характеризует положение хозяйствующего субъекта и свидетельствует о зависимости от заемных источников.
Из приведенной таблицы 2.1 видно, что размер уставного капитала в 2005 г., как и в 2006 г. составлял 321 тыс. руб., а в 2007 г. был увеличен до 619 тыс. руб., это возможно за счет увеличения добавочного капитала. Можно отметить, что величина резервного капитала на протяжении исследуемого периода оставалась неизменной. Кроме того, большую часть средств предприятия занимает добавочный капитал (сумма дооценки необоротных активов в результате прироста стоимости внеоборотных активов вследствие их переоценки; сумма превышения продажной стоимости акций над номинальной стоимостью акций от дополнительной их эмиссии). Добавочный капитал может быть использован на увеличение уставного капитала, погашение балансового убытка за отчетный год, а также на другие цели.
Величина добавочного капитала в 2006 и 2005 гг. оставалась неизменной. В 2007 г. она увеличилась почти в 2 раза с 1044631 тыс. руб. до 2084667 тыс. руб.
Если на предприятии прибыль не расходуется на потребление, то она остается как нераспределенная прибыль и является одной из форм резерва собственных финансовых ресурсов. В 2005 г. величина нераспределенной прибыли составила 221028 тыс.руб. (5,6% всех средств предприятия), и снизилась до 165513 тыс.руб. в 2006 г. Но в 2007 г. она достигла 407846 тыс.руб. (7,7 % общей суммы средств). Итак, величина нераспределенной прибыли свидетельствует о наличии у предприятия источника для дальнейшего развития. Такое снижение в 2006 г. и повышение в 2007 г. являются следствие того, что прибыль предприятия сокращается в 2005 и 2006 гг.
Причинами снижения прибыли в этот период могут быть повышение цен на материалы, аренду машин, изменение величины процентов за кредит, а также, возможно, нерациональное использование технологий и материалов.
Также основные источники формирования финансовых ресурсов ОАО «ЧАЗ» (выручка, проценты к уплате, прибыль) можно рассмотреть в отчете о прибылях и убытках, который является отчетом о финансовых результатах за определенный период. Рассмотрим данные отчета о прибылях и убытках в таблице 2.2.
Из приведенных данных таблицы 2.2 видно, что выручка составляла в 2005 г. 4099934 тыс.руб. В последующие годы она увеличилась и в 2006 г. была равна 4894854 тыс.руб., а в 2007 г. составила 5697772 тыс.руб. Это свидетельствует об увеличении объемов оказанных услуг и выполненных работ, т.е. об увеличении поступлений от этих видов деятельности. В 2007 г. ОАО «ЧАЗ» осуществляло поставку продукции во многие федеральные округа РФ, продолжало работу по расширению сети региональных складов, в 2008 г. планируется открытие дополнительные склады. География потребителей представлена на рисунке 2.2.
Основными отраслями-потребителями продукции ОАО «ЧАЗ» остаются предприятия машиностроения, золото -, газо -, нефтедобывающих отраслей и сельское хозяйство.
Таблица 2.2 – Финансовые результаты ОАО «ЧАЗ» за 2005-2007 гг., тыс. руб.
Показатель
2005
2006
2007
Выручка (нетто) от продажи работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)
4099934
4894854
5697772
Себестоимость работ, услуг
3347742
3928444
4502626
Валовая прибыль
752192
966410
1195146
Коммерческие расходы
37713
72469
102387
Управленческие расходы
359812
432606
418580
Прибыль (убыток) от продаж
354667
461335
674179
Проценты к получению
2213
1810
46671
Проценты к уплате
168020
236558
255487
Прочие доходы
2676912
1526957
1197413
Прочие расходы
2698697
1553119
1236611
Прибыль (убыток) до налогообложения
135396
200443
426167
Чистая прибыль (убыток)
88799
122149
290616
Увеличение объема продаж продукции обусловлено:
- развитием продаж запасных частей к тракторам и экскаваторам в страны Западной Европы;
- сотрудничеством с зарубежными партнерами «ALPEM» (Италия), «BASA» (Германия).
Рисунок 2.2 – География потребителей по субъектам Российской Федерации в 2007 г.
Так, можно отметить, что валовая прибыль (разница между выручкой и себестоимостью) тоже увеличилась за анализируемый период с 752192 тыс. руб. в 2005 г. до 1195146 тыс. руб. в 2007 г. На основе приведенных данных можно сказать, что предприятие работает прибыльно. Чистая прибыль возрастает с 2005 по 2007 гг., и составила в 2007 г. 290616 тыс. руб. по сравнению с 88799 тыс. руб. в 2005 г. Предприятие планирует дальнейший рост объёма продаж по кооперированным поставкам предприятиям машиностроения, в частности для автомобильной отрасли. Итак, можно сказать, что положение на предприятии улучшилось, так как оно стало в меньшей степени зависеть от заемных источников.
2.2 Направления использования финансовых ресурсов и денежных
средств на предприятии
Рациональность использования ресурсов сказывается на результатах деятельности предприятия. Устойчивость финансового положения предприятия в значительной степени зависит от правильности вложения финансовых ресурсов в активы. В процессе функционирования предприятия величина активов и их структура постоянно изменяются.
Еще раз обратимся к данным таблицы 2.2 и рассмотрим направления использования финансовых ресурсов ОАО «ЧАЗ» (уплата процентов за пользование кредитом, управленческие расходы, коммерческие расходы). Из приведенных данных видно, что себестоимость работ и услуг увеличивается в течение анализируемого периода. В 2005 г. она составила 3347742 тыс.руб., в 2006 г. 3928444 тыс.руб. и 4502626 тыс.руб. в 2007 г. При этом управленческие расходы показывают меняющуюся динамику. В 2005 г. их величина составляла 359812 тыс. руб., в 2006 г. она возросла до 432606 тыс. руб., а к 2007 г. сократилась до 418580 тыс. руб. Величина коммерческих расходов возрастает в течение анализируемого периода. С 37713 тыс. руб. в 2005 г. до 102387 тыс. руб. в 2007 г. Проценты к уплате в 2005 г. составили 168020 тыс.руб., в 2006 г. возросли до 236558 тыс.руб., а в 2007 г. были равны 255487 тыс.руб. По этим данным можно судить о результате деятельности организации за 2005-2007 гг. Так в 2005 г. организация сработала прибыльно за счет того, что были достаточно высокие прочие доходы 92676912 тыс. руб.), проценты к получению 92213 тыс. руб.). Но также были высокие управленческие расходы, коммерческие расходы. В 2006 г. прибыль организации возросла по сравнению с 2005 г. почти в 1,5 раза, в основном за счет уменьшения прочих расходов и за счет увеличения выручки от продаж. Наглядно динамику чистой прибыли можно увидеть на Рисунке 2.3. В 2007 г. предприятие получило 290616 тыс. руб. прибыли. На это повлияло увеличение прибыли от продаж, снижение управленческих расходов и прочих расходов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9