Рефераты. История философии и науки

Потому нельзя буквально говорить, что научные законы обнаруживаются в изучаемой дейс-ти (открываются). Они выдумываются (изобретаются) на основе изучения опытных данных с таким расчетом, чтобы их потом можно было использовать в получении новых суждений из данных суждений о действительности (в том числе - для предсказаний) чисто логическим путем. Сами по себе научные законы нельзя подтвердить и нельзя опровергнуть опытным путем. Их можно оправдать или нет в зависимости от того, насколько хорошо или плохо они выполняют указанную выше роль.

С точки зрения сферы действия законы делятся на общие, универсальные (закон сохранения энергии) и частные, действующие лишь в ограниченной области (закон общего развития).

По своему внутреннему содержанию законы делятся на законы строения (в основном законы, выражающие необходимые коррелятивные связи в системах), законы функционирования ( причинная и системная детерминация) и законы развития ( область причинной детерминации). В силу диалектики необходимости и случайности законы развития выступают как тенденции, которые прокладывают себе путь сквозь хаос случайностей.

По форме своего проявления законы делятся на динамические и статистические. Так любой брошенный камень вернется на землю в силу динамического закона, а количество очков на брошенных костях непредсказуемо, действует статистическая закономерность.





№ 11 Основания науки. Идеалы и нормы научного исследования.

Осн н: 1 идеалы и нормы познания -, 2- науч картина мира. 3-фил основание (идеи и принципы)-материализм!

Научное познание регулируется идеалами и нормативами, в кот выражены представления о целях научной деятельности и способах их достижения.

I блок: Среди идеалов и норм исследования выделяют а) познавательные установки, кот регулируют процесс воспроизведения объекта в различных формах н-о знания б) соц нормативы, кот фиксируют роль н и ее ценность для общественной жизни на определенном этапе исто-го развития, управляют процессом коммуникации исследователей, отношениями научных сообществ и учреждений друг с другом и с обществом в целом..

Познавательные идеалы наук имеют достаточно сложную организацию. выделяют : 1) идеалы и нормы объяснения и описания 2) док-ти и обоснованности знаний 3) построения и организации знаний. В совокупности они образуют своеобразную схему метода исс-кой дея-и, обеспечивающую освоение объектов определенного типа.

В содержании идеалов и норм научного исследования выделяют три уровня: 1-представлен признаками, кот отличают н от других форм познания. 2- представлен исторически изменчивыми установками, кот характеризуют стиль мышления, доминирующий в н на определенном этапе ее развития. 3-в кот установки второго уровня конкретизируются применительно к специфике предметной области каждой науки..

Специфика исследуемых объектов непременно сказывается на характере идеалов и норм научного познания, и каждый новый тип системной организации объектов, вовлекаемый в исследовательскую деятельность, требует трансформации идеалов и норм научной дисциплины. Идеалы и нормы регулируют построение различных типов теорий, осуществление, наблюдение и формирование эмпирических фактов. Процессы построения и функционирования научных знаний демонстрируют идеалы и нормы, в соответствии с которыми создавались научные знания. В системе таких знаний и способов их построения возникают своеобразные эталонные формы, на которые ориентируется исследователь.

2  оснований н составляет н к м. В развитии совр научных дисциплин особую роль играют обобщенные схемы - образы предмета исследования, посредством кот фиксируются осн системные хар-ки изучаемой реальности.

Обобщенная характеристика предмета исследования вводится в картине реальности посредством представлений 1) о фундаментальных объектах, из которых полагаются построенными все другие объекты, изучаемые соответствующей наукой. 2) о типологии изучаемых объектов. 3) об общих закономерностях их взаимодействия. 4) о пространственно - временной структуре реальности. Все эти представления могут быть описаны в системе онтологических принципов, которые выступают как основание н теорий соответствующей дисциплины. Каждая из конкретно- исторических форм картины исследуемой реальности может реализовываться в ряде модификаций, выражающих основные этапы развития н знаний. Картина реальности обеспечивает систематизацию знаний в рамках соответствующей н. С ней связаны различные типы теорий н дисциплины, а так же опытные факты, на кот опирается и с кот должны быть согласованны принципы картины реальности. Связь картины мира с ситуациями реального опыта отчетливо проявляется, когда н начинает изучать объекты, для кот еще не создано теорий и кот исследуются эмпир методами. Кроме непосредственной связи с опытом к м имеет с ним опосредованные связи через основание теорий, которые образуют теоретические схемы и сформулированные относительно них законы.

К м можно расс в качестве некоторой теоретической модели исследуемой реальности. Но эта модель отличается от моделей конкретных теорий: 1) на одну и ту же к м  может опираться множество теорий. 2) специальную к м  можно отличить от теоретических схем. анализируя образующие их абстракции Идеальные объекты, образующие к м , и абстрактные объекты, образующие в своих связях теоретическую схему, имеют разный статус.

3 основания н - философский, осуществляется посредством фил идей и принципов, кот обосновывают онтологические постулаты н, а также ее идеалы и нормы. В фундаментальных обл исследований развитая н имеет дело с объектами, ни в производстве, ни в обыденном опыте еще не освоенными, поэтому н к м не только в период их формирования, но и в последующие периоды перестройки нуждаются в своеобразной стыковке с господствующим мировоззрением той или иной эпохи. Такую стыковку обеспечивает фил основание н, наука использует в качестве обосновывающих структур лишь некоторые идеи и принципы. В гетерогенности фил оснований выделяют две взаимосвязанные подсистемы: онтологическую, представленную сеткой категорий, кот служат матрицей понимания и познания исследуемых объектов, и во вторых - эпистемологическую, выраженную категоральными схемами, кот характеризуют познавательные процессы и их результат. Обе подсистемы исторически развиваются в зависимости от типов объектов, кот осваивает н и от эволюции нормативных структур, обеспечивающих освоение этих объектов.


















№ 12 Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в науке.

Понятие "ф о н" выражает фил идеи и принципы, кот содержатся в данной н (научной дисциплине, концепции и т.п.) и дают самые общие ориентиры для познавательной деятельности. Ф о н наряду с функцией обоснования уже добытых знаний выполняют также эвристическую (участвуют в построении новых теорий) и методологическую фу-и. Являясь средством приращения нов зн-я, они способствуют фор-ию нов методов н исс-я.

Фон разнородны и историчны: при переходе от одного этапа развития н к другому в ходе научных революций один их "набор" сменяется другим, но определенная преемственность при этом сохраняется. Пересмотр картины мира и идеалов познания всегда начинается с критического осмысления их природы. Если ранее они воспринимались как выражение самого существа исследуемой реальности и процедур научного познания, то теперь осознается их относительный, преходящий характер. Такое осознание предполагает постановку ? об отношении картины мира к исследуемой реальности и понимании историчности идеалов познания. Постановка таких ? означает, что исследователь из сферы специально научных проблем выходит в сферу фил проблематики. Фил анализ является необходимым моментом критики старых оснований научного поиска. К фон относят: 1. Научная картина мира 2.Идеалы и нормы науч. Исс-ия 3. Ф-ские принципы и идеи.

1.                       Н.к.м. – обобщенная схема видения реальности (представления о типах элементарных объектов, их взаимодействиях, пространственно-временных характеристиках). Складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях исторического развития науки. Ее задача – обоснование теории, связь ее с окружающим миром, соединение абстракции (теория) с наглядными формами. Картина реальности обеспечивает систематизацию знаний в рамках соответствующей науки. С ней связаны различные типы теорий н дисциплины (фунд-е и прикл), а также опытные факты, на которые опираются и с которыми должны быть принципы картины реальности.

2.                       Идеалы и нормы н. исследования – схема освоения объектов, характеристики кот представлены в теор.-эмпирической форме. Они выражают ценностные и целевые установки н, отвечая на вопросы: для чего нужны те или иные познавательные действия, какой тип продукта (знания) должен получить в результате их осуществления, и каким способом получить этот продукт? Выделяют: 1-идеалы и нормы объяснения и описания; 2---//-- доказательности и обоснования знания; 3---//-- построения организации знания.

Ф. идеи и принципы. Ф – внешний взгляд на здание н (и не только н), на ее фундамент. Именно ф. предлагает новые идеи построения фундамента при его разрушении (при н революции). В качестве фундамента для н надстройки выступают фил идеи и принципы.

Наука ценностно-нейтральна по отношению к миру. Для н нет понятий «плохой» или «хороший» и т.п. А это очень важно для мировоззрения, где такие понятия являются центральными. Именно ф. вносит основной вклад в формирование мир-ия, кот присуще каждому человеку, в том числе и ученому, и «руководит» его деятельностью.

Роль ф в н: 1- интегративная (синтетическая)-обоьщение видения мира. 2-критическая (целостная оценка явлений: сильные и слабые стороны). 3-антологическая (материализм)-разрабатывает модели реальности. 4-гносеологическая (методологическая) – вооружает  категориями для познания. 5-оксеологическая (мировозз-я)-ценностные установки, ответ на ? зачем?. 6-силективная (отбор)- отбор проблем, способов решения от миров установок ученого. 7-умозрительная (прогнозирующая).


СОЦИОБИОЛОГИЯ  — научное направление, изучающее биологические основы социального поведения и социальной организации у животных и человека на базе теоретических представлений и методов популяционной биологии (экологии  и генетики популяций) и синтетической теории эволюции (современного дарвинизма). Основатель С. — американский биолог Э. Уилсон. С. изучает биологические функции поведения и социальной организации с точки зрения генетической приспособленности. В синтетической теории эволюции под приспособленностью понимается способность особи производить потомство и тем самым передавать ему свои гены.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.