Рефераты. История философии и науки

Следует учитывать, что если до введения понятия «хронотоп» считалось, что про-о мы познаем, а вр ценностно переживаем, то понятие «хронотоп» отразило «ценностный вес Я и другого» в контексте целостного и одновременно длящегося про-вр лика эпохи. Мы переживаем и процессы, связанные со вр, и про-е очертания, ландшафты, стили ушедших эпох, кот даны нам через произведения искусств. Эстетический образ пространства рождает ту дополнительную энергию, кот вызывает самые лучшие помыслы человека и направляет его к обустраиванию собственной среды.

 Архитектурные решения при строительстве города или предместья — это сферы чел дея-и, и, одновременно, образы про-а, упорядоченного в соответствии с культурным вр той или иной эпохи.

Итак, понятие «хронотоп» не просто указывает на единство про-вр характеристик, но подчеркивает именно конкретно-ист единство, т.е. такое единство, в кот приоритет отдан хроносу, вр. Здесь врпредстает в своем «содеянном виде».

В наст врв связи с процессами глобализации, можно говорить о значимости понятия хронотопа для актуального осмысления единства прост-вр трансформаций. Заключающаяся в понятии «хронотоп» возможность создания интегрированного образа мира позволяет не только выявить общие хар-и жизни и тенденции развития, но и понять человеческое измерение мира и исторического процесса в целом. При этом очевидной становится ответственность каждого чел за то или иное формирование событийных «мировых линий» (Ухтомский). Эта ответственность формиру­ется раньше всякого рационального размышления, ибо, как считал А. Ухтомский, «сердце, интуиция и совесть — самое дальнозоркое, что у нас есть». Угадываемая и предполагаемая ритмика событий в их хронотопной перспективе является особо значимым звеном социально-политических прогнозов и мировоззренческих ориентации.


37.      Коммуникативность в науках об обществе и культуре.

Ком природа соц-гум знания обладает интересной особенностью: когда система этого знания начинает наблюдать самое себя, фиксировать то, что про­исходит в ней и вне ее, она становится аутопоэтической, т.е. обладающей способностью к самоописанию и воспроизводству собственных смыслов. В процессе ком и происходят обмен смыслами, движение семантической, эмоциональной, вербальной и других видов инф. Образуется широкое ком поле, границы кот сливаются с границами самого общества и простираются как в прош, так и в буд. Ком может осуществляться в режиме как полож, так и отриц обратной связи. В ней нет изначальной тенденции к консенсусу. В этом смысле ком уровень — это очень зашумленная сфера, наполненная выбросами разнокачественных энергий. Возможна ситуация ком энтропии (хаоса).

Г.Щедровицкий выделил 3 типа ком стратегий: (а) презентация; (б) манипуляция; (в) конвенция. Презентация связана с предоставлением основных содержательных и смысловых характеристик и их объективным отражением. Манипуляция предполагает навязывание адресату внешней для него цели, а потому и использует скрытые механизмы влияния и действия, кот в ментальное агента адресата разрушают ком понимание, формируют про-о некомпетентности. Конвенция направлена на достижение соглашения и характеризуется тем, что субъекты при решении соц, интерсубъективных проблем, выступают партнерами, помощниками. Их называют «модераторами» (от лат.— умеряющий) коммуникации.

Структура ком включает в себя: (а) отправителя инф (коммуниканта); (б) сообщение; (в) реципиента (получателя инф).

В зав от специфики адресата ком процесс делится на: (а) аксиальный, когда инф направляется отдельным индивидам; (б) ретинальный (от лат. retina — сеть) процесс, когда инф направлена множеству вероятностных адресатов. При этом и в том, и в другом случае важны ком ключи, для кот характерны целесообразность и функциональность, поэтому бред не может считаться коммуникативным актом.

По организационным формам ком делится на: (а) деловую; (б) совещательную; (в) презентационную. По типу протекания ком процесса можно выделить: (а) мо­нолог; (б) диалог; (в) полилог, а по характеру взаимодействия участников ком: (а) противоборство; (б) компромисс; (в) сотрудничество; (г) уход; (д) нейтралитет.

Чел со дня своего рождения попадает в сеть непосредственных ком отношений, свойственных данной культуре, и становление его сознания немыслимо вне ком воздействий. Соц-гум знание имеет ком природу, кот может проявляться и опосредованно (книги, учебники, опредмеченные ценности культуры и сокровища чел гения).

Различные соц-гум н изучают свой аспект ком. Фил видит в ком одно из атрибутивных свойств универсума, связанное с наличием в нем исходной инф разнородности. В фокусе внимания соц находятся ком связи и отношения различных соцгрупп. Политология изучает политпроцессы с т зр инф обмена. Культурологию интересуют процессы трансляции культурных ценностей.    Научные конвенции и моральная ответственность ученых.

Вопрос о конвенции (от лат. convention — соглашение) в области н знания был поднят в конце XIX века и до сих пор является остро дискуссионным. Обоснование конвенций как неустранимого элемента н исследования принадлежит выдающемуся мат современности А. Пуанкаре, кот считал, что конвенцию необходимо ввести в основания н, так как она способствовала эффективному развитию н знания в клас естествознании. «Некоторые основные начала н следует понимать как конвенции, условно принятые соглашения, с помощью кот ученые выбирают конкретное теор описание физических явлений среди ряда различных одинаково возможных описаний», — писал он. Подчеркивая условность конвенций, Пуанкаре тем не менее всегда отрицал их произвольность, аргументируя это тем, что если бы мы были перенесены в другой мир (например, неевклидовый), то остановились бы на других положениях.

Можно выделить умеренный и радикальный конвенциализм. С т зр умеренного конвенциализма, кот придер­живался А. Пуанкаре, соотношение концептуального уровня н и реальности зависит от выбора понятийных средств, правил, а также прагматических критериев, норм и идеалов. В этом смысле конвенциальные элементы неустранимы из корпуса и оснований н. Позиция радикального конвенциализма, ко­т разделяли выдающиеся логики Р.Карнап и К.Айдукевич, состояла в убеждении, что только с н конвенциями связан принцип толерантности в н. На основе конвенций возможна международная коопера­ция ученых, а также консолидация ученых в н сообществе. Это с особой очевидностью проявляется в обл символической логики, где каждый ученый может строить свою собственную логическую систему и предлагать любые аксиомы и синтаксические правила. В отношении же н дисциплин, кот отражают реальную онтологию и строят картину мира, произвольность допущений ограничена.

В наст вр в связи с угрозой глобальных кризисов вопрос о н и моральной ответственности ученых становится особенно актуальным. Экспансия техногенного развития, загрязнение окружающей среды, лавинообразный рост н инф оказываются патогенными (от греч. patos — страдание + генезис) для жизни людей факторами. Человечество оказывается беспомощным в контроле над возрастающей технической мощью совр цив. Совр биомедицина расширяет технологические возможности контроля и вмешательства в естественные проблемы зарождения, протекания и завершения чел жизни. Различные методы искусственной репродукции чел, замены пораженных органов и тканей, вмешательство в генетический код чел, активное воздействие на процессы старения приводят к возникновению реальной опасности разрушения исходной биогенетической основы телесности и психики чел. Особые проблемы вызывает коммерциализация таких сфер врачебной деятельности как трансплантация органов.

Одним из моментов ком природы соц-гум п является индоктринация, т.е. внедрение, распространение или внушение (нецеленаправленное или целе­направленное) какой-либо доктрины. В общем плане индоктринация понимается как внедрение в семантическое про-о какой-либо доктрины, что может сопровождаться разнообразными изменениями сознания вплоть до потери собственной индивидуальности и идентичности. В истории нашей страны в обществен­ное сознание успешно внедрялись многие идеи: «народной власти», «врагов народа», «коммунизма как светлого будущего», идея «перестройки» и, на­конец, пришедшая ей на смену, идея «рынка» как эффективного механизма постиндустриального развития. Внедрение и распространение этих идей обеспечивалось соответствующими механизмами фор-ия общественного сознания. Индоктринацию можно рассматривать как целенаправленный процесс, кот имеет своей целью связать и объединить различных индивидов, с помощью унифицирования их мышления и мировосприятия. Индоктринация создает некую новую реальность, кот может противоречить дейс-и, а соц субъект, приняв инф об этой реальности, отрывается от собственного опыта социализации, от реальных представлений о реальной действительности. Происходит как бы своеобразное отторжение суб от реального окружающего его мира и погружение в специально созданное ментальное про-о.

Процесс индоктринации должен соответствовать определенным параметрам: (а) доминирующая доктрина должна обладать «хорошими» характеристиками: целостностью, завершенностью, самодостаточностью, непротиворечивостью, наличием идеалов и целей, быть тотальной (от лат. totalis — полный, всеохватывающий); (б) «погружение» в доктрину должно быть полным. То есть условиями успешного протекания процесса индоктринации являются тотальность, тоталитаризм и тотальный контроль, что предполагает включение в ареал ее распространения не только взрослых, но и детей; (в) процесс индоктринации должен имеет достаточно жесткие репрессивные механизмы, предполагающие служение данной доктрине, веру в нее, идентификацию с ее основными ценностями и регулятивными идеями.

Структура индоктринации включает: (а) жесткое ядро: основная идея и совокупность основных принципов, ею обусловленных; (б) слои защитного пояса: установки, символика, система ритуалов, совокупность правил поведения, которые являются фильтрами, защищающими жесткое ядро индоктринации; (в) механизм запретов и разрешений, наказаний и поощрений, гарантирующий работу фильтра.

Широкому распространению индоктринации в совр усл способствуют такие критические социокультурные усл, как агрессивность и плотность инф среды, нарастающее давление глобальных проблем, геополитическое противостояние, психол безграмотность и беспомощность основной массы населения, не умеющей защитить себя от инфвлияния.

Согласно совр философско-методологическим разработкам основной целью процессов индоктринации в совр мире являются уменьшение разнообразия, ориентация на доминирование унификации, усреднения идеологических и мировоззренческих идеалов. Однако если побеждает, например, только одна идеология, направляющая развитие общества соответственно в одном направлении, то это оценивается как фак­тор регресса, как давление регрессивного механизма монизма, утверждающего некий идеал в форме постулата.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.