Рефераты. История философии и науки

Однако новая теория никогда не отбрасывает старую теорию целиком, многие достижения последней сохраняются и после научной революции. Факты, полученные на основе старой теории, могут быть уточнены и даже переосмыслены новой теорией, но они не отбрасываются целиком. Пр, многие факты, установленные учеными в период господства флогистонной теории горения, сохранились в последующем развитии химии; наблюдения Тихо де Браге помогли Кеплеру открыть законы движения планет, хотя Тихо не был коперниканцем; факты, установленные классической механикой, в уточненном виде сохраняются релятивистской механикой и т.д. Понятия и законы старой теории сохраняют часть своего содержания при переходе их в новую теорию. Наиболее ярко преемственность н теорий проявляется в обл техники. Технические устройства целиком принимаются новой теорией.

1 глоб н р. 16-17 в. Если для натурфилософии античности и для «преднауки» средневековья было характерно простое приращение знаний (а иногда и вымыслов), то с 16 в происходит радикальное изменение миропонимания. Это явилось следствием появления гелиоцентрического учения (Н Коперник «Об обращении небесных сфер») в космологии и последующего создания классической механики. 1 н р считается началом формирования современного естествознания, базирующегося на экспериментальной методологии. Возникает класс н Нов вр.

Коперник показал ограниченность чувственного познания, продемонстрировал слабость принципа объяснения окр мира на основе непосредственной видимости и доказал необходимость для науки критического разума.

Крупнейшим представителем математико-экспериментальной н выступают Г Галилей и И Ньютон.

Галилей сформулировал принцип инертности. Бол значение для становления механики имело исслед Галилеем свободного падения тел (скорость свободного падения не зависит от массы, как думал Аристотель).

Гавной заслугой Иоганна Кеплера было открытие законов движения планет. Но он не объяснил причины их движения. В полной мере динамика-учение о силах и их взаимодействии –бала создана позднее И Ньютоном, творчеством кот завершилась первая научная революция (диф и инт исчисление, закон всем тяг).

2 глоб н р. 2 пол 18-19 в. Революционный период хар-ся: 1-формирование нового естествознания – дисциплинарно организованной н. 2- становыление нового типа мышления, для кот характерно исследование процессов изменения и развития в природе и обществе. 3- «вымыванием» из естествознания преждних натурфилософскох представлений.

Были созданы естественнонаучные основания для появления принципиально новой научно-фил картины мира.Новые научные идеи открыли диалектический характер явлений природы. Начало положил нем ученый и фил Иммануил Кант «Всеобщая ест ист и теория неба» - попытка ист-го объяснения происхождения солнечной системы.

Для утверждения идеи развития важную роль сыграла работа анг естествоиспытателя Ч Лайеля «Основы геологии» - удар по теории катастроф, он показал, что изменения под влиянием тех же факторов, что и в прошлом.

Геологический эволюционизм оказал немалое влияние на дальнейшие совершенствование эволюционного учения в биологии. Ч Дарвин создал теорию эволюции животных и растительных видов. Открытие периодического закона хим элементов Дмитрием Ив Менделеевым. Он показал, что сущ закономерная связь между хим элементами. В результате появилась возможность предвидеть свойства ряда новых, еще не открытых элементов. Т О. основополагающие принципы диалектики – принцип развития и принцип веобщей взаимосвязи – во 2 пол 18 в и особенно в 19 в прочно вошли в естествознание и стали основой формирования новой к м.

3 гл н р. Кон 19-сер 20в. Окончательно преодолены остатки прежних механ представлен6ий о мире, созданы квантово-релятивистские представления о физической реальности. В физ-открытие сложного строения атома, в биол-генетика, в космологии – концепция нестандартной Вселенной. Некласс. Н. –понимание относительной истинности теорий и картины природы, выработанной на опред этапе естествознания. Картины реальности, выработанные в отдельных н, на этом этапе еще сохраняли свою самостоятельность, но каждая из них участвовала в формировании представлений, кот включались в общенаучную картину мира. Энштейн, Кюри.

4 гл н р.  20в. 1-углубление познания мира на уровне микрообъектов и микроявлений. 2-Проникновение н в космос, космизация н. 3-расширение лидирующей группы н. взаимодействие н. 4-поиск новых видов энергии. 5-компьютеризация н познания. Единовременные и связанные револ в н,  технике, произ-ве.

№ 15 Наука как социальный институт. Научные сообщества, их типы. Способы трансляции научных знаний.

ИНСТИТУТ (лат  установление)- 1) название различных специализированных учебных заведений (среднее, высшее, повышения квалификации и т.п.) и научно-исследовательских учреждений; 2) совокупность норм права в какой-либо области общественных отношений, та или иная форма общественного устройства.

И возникают в ходе развития чел-о общ, возникновение связано с объективными потребностями социума в регулировании общественно значимых сфер деятельности. Чел общество закрепляет некоторые типы соц отношений, чтобы сделать их обязательными для членов определенного сообщества или определенной соц группы.

ПР, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей.

Т О, соц и – это исторически обусловленные формы организации и регулирования общественной жизни

Термин «соц и» употребляется в самых разнообразных значениях.

Одним из первых развернутое опр соц и дал амер социолог и экон Т. Веблен. Он расс эволюцию общ-а как процесс естественного отбора соц и. По своей природе они представляют привычные способы реагирования на стимулы, которые создаются внешними изменениями. Л. Бовье, соц и – это система кул элементов, ориентированных на удовлетворение набора конкретных соц потребностей или целей. В соц отечественной лит-е соц и определяется как основной компонент соц структуры общества, интегрирующий и координирующий мн-о индивидуальных действий людей, упорядочивающий соц отношения в отдельных сферах общ жизни.

С.С.Фролову соц и – это организованная система связей и соц норм, кот объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. М.С.Комарова, соц и представляют собой ценностно-нормативные комплексы, посредством кот направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах – экономике, политике, культуре, семье и др.

История н как соц и совпадает с историей самой науки. Н как соц институт включает в себя, прежде всего, ученых с их знаниями, квалификацией и опытом; разделение и кооперацию н труда; четко налаженную и эффективно действующую систему н инф-ии; н организации и учреждения, н школы и сообщества; экспериментальное и лабораторное оборудование и др. В совр усл-ях первостепенное значение приобретает процесс оптимальной организации управления н и ее развитием. Само существование н как специфического соц и, ее все возрастающая роль в обществе в конечном счете обусловлены тем, что н призвана выполнять в системе общественного разделения труда функции, связанные с осуществлением деятельности по формированию и развитию н знания, определенных норм познавательного отношения к действительности.

Н как соц и – это профессионально организованное функционирование н сообщества, эффективное регулирование взаимоотношений м/у его членами, а также м/у н, обществом и государством с помощью специфической системы внутренних ценностей, присущих данной соц структуре, с помощью научно-технической политики общества и гос, а кроме того, с помощью соответствующей системы законодательных норм

Ценностные эмпиративы н, как соц структуры (соц самооценочность н): универсализм, коллективизм, бескорыстность, организационный скептицизм, рационализм (в том смысле в каком он принимается на данном этапе научного развития), эмоциональная нейтральность. В фил и социологии н, данным термином обозначается совокупность профессиональных ученых, т.е. людей со специальной подготовкой, соц функцией кот является получение знаний.

Н.с. в совр и широком смысле этого слова начало формироваться в Европе в 16—17 в вместе с возникновением первых н академий. В 1438 Козимо Медичи основал во Флоренции Платоновскую академию; в 1542 в Риме возникает Витрувианская академия, в 1603 — Академия Дей Линчей, в 1607 — Академия дель Чименто и т.д. Важнейшую роль в формировании Н.с. сыграли: Лондонское королевское общество (1660) и Парижская академия наук (1666). Выдающаяся заслуга в создании последней принадлежит монаху-минориту М.Мерсенну, благодаря деятельности кот, были установлены н контакты между ведущими учеными того времени: Р.Декартом, Б.Паскалем, Г.Галилеем, Э. Торичелли, П. Ферма и мн др. Большую роль в формировании Н.с. сыграли научные журналы, международные конгрессы и конференции ученых, конкурсы на решение тех или иных важных н проблем, н премии. В 18 в. В Европе уже сложилось международное Н.с. с единым пониманием целей н и ее методов.

Функции н: 1) культурно-мировоззренческие;

2) как непосредственной производительной силы;

3) как социальной силы, связанной с тем, что научные знания и методы ныне всё шире используются при решении самых различных проблем, возникающих в ходе общественного развития.


a)Школа Эпикура – «Сад»      

b)Школа Аристотеля – школа «Лицей»

c)Школа Платона – «Академия»

d)«Стоики» - стоицизм

e)Александрийская школа – сосредоточены все виды наук


f)                         Монастырские школы.                     1167г. – образование университета

Говоря о формах организации, имеют ввиду способы социализации.

Исторические типы науч. сообществ:

1) Философские школы                              2) богословские школы

3) республика ученых (нач.17 века);          4)  научные сообщества эпохи дисциплинарно – организационной науки (18-19 век)

5)междисциплинарные сообщества науки (20 век)

6) научные школы (сообщества единомышленников в решении одних и тех же проблем)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.