Рефераты. Алтайский этнос в системе российской государственности

Характеризуя межэтнические отношения, можно отметить, что на территории республики серьезных этноконфликтных ситуаций не наблюдалось и что жители региона имеют высокий уровень толерантности по отношению к друг другу. Активный диалог разных культур обеспечивает не просто стабильность, но и дружное соседское проживание в Республике Алтай.

Глава I Республика Алтай как субъект Российской Федерации

1.1 Исторический очерк Горного Алтая

Первобытно - общинный строй в Горном Алтае.

Заселение Горного Алтая первыми людьми происходило через Среднюю Азию, где рано сложились благоприятные условия для жизни человека. Они двигались вдоль горных цепей Памира и Тянь-Шаня на Алтай, а отсюда - заселяли другие территории Сибири.

Самым древним местом появления человека на территории Сибири и Дальнего Востока считается Горный Алтай. Первую стоянку людей на берегу речки Улалинки обнаружил в 1961 году известный ученый академик Алексей Павлович Окладников. Теперь установлено, что в Горном Алтае человек появился полтора миллиона лет назад.

Древние люди Горного Алтая были охотниками. Они устраивали коллективную охоту на таких гигантских животных как мамонты, шерстистые носороги, кости которых до сих пор находят на территории Горного Алтая, а часть из них хранится в местном краеведческом музее. Мясо этих животных употреблялось в пищу, а из шкур делали одежду и жилье. В теплое время года жили в шалашах, покрытыми ветвями, а также шкурами животных. Жили они также в пещерах, которые служили им удобным природным убежищем. Пещер, пригодных для их жилья, в Горном Алтае было очень много, например, одной их них является Усть - Канская, по реке Чарыш. В ней 30 тысяч лет назад жили люди, спасаясь от дождя, снега, ветра. На территории Алтая стоянки людей древнекаменного века обнаружены в Усть-Семе, близ сел Сростки, Фоминской, Бектемировской, Урожейной, Усть - Кана. Потапов Л. П. Очерки по истории алтайцев. М. 1958.С.34.

В новый каменный век, по мере таяния и отступления ледников к северу, существенно изменился климат Горного Алтая, как и на большей части Сибири. Со временем сложились природные условия и климат современной нам эпохи. Такие гигантские животные как мамонт, носорог, постепенно вымерли. Вместо низкорослых кустарников и деревьев, приледниковой зоны появилась тайга с хвойными и лиственными деревьями. Возник современный животный мир. Подверглись большим изменениям также образ жизни людей и их хозяйство. Орудия труда и охоты стали более совершенными, хотя оставались каменными. Следы стоянок и захоронений людей этого времени в Горном Алтае найдены у села Маймы, на устье реки Куюм, на устье реки Семы, близ деревни Сростки и в других местах. История Горного Алтая. Гоно - Алтайск.2002.С.54. В этот же период появляются гончарные изделия. Люди научились делать разные сосуды больших и малых размеров. У древних горноалтайцев появились лук и стрелы, как и в других местах. Появление лука со стрелами позволяло больше заготавливать пищи. Люди стали приручать диких животных. Домашними становились лошадь, овцы. Козы, крупнорогатый скот. Зарождается первобытное земледелие. Наряду с охотой и земледелием первые жители Алтая занимались рыболовством. Тадыев П.Е. Из прошлого Горного Алтая. Горно-Алтайск.1976 г. С.7. С. И. Руденко считал, что реки Горного Алтая не изобиловали рыбой, поэтому рыболовство играло в горноалтайском хозяйстве ничтожную роль. Руденко С. И. Культура населения Центрального Алтая в Скифское время. -М.Л., 1953.С. 260. Действительно, древние племена рисовали на камнях те животные, которые для них имели наибольшее значение, а изображения рыб нигде не встречаются, следовательно, рыбу в пищу употребляли редко.

В этот период зарождается искусство, появляются религиозные верования. По сравнению с древнекаменным веком люди новокаменного века продвинулись далеко вперед в своем развитии, они заселяли новые территории, обзаводились своим хозяйством.

C III тысячелетия до н. э. кроме камня, глины и кости, человек на территории Южной Сибири , включая и Горный Алтай, стал использовать и металл. Первым металлом стала самородная медь, которую находили на поверхности земли. Из нее делали иголки, шилья, маленькие ножи, различные кольца, брошки и другие бытовые изделия и украшения. Человек стал искать способ сделать этот металл более твердым, и он пришел к открытию сплава меди и олова. Сплав этих металлов является великим открытием человечества. Результатом этой металлургии было открытие бронзы. На территории Сибири впервые она была открыта в Горном Алтае. Модоров Н.С. История Горного Алтая.1993.Горно - Алтайск.С.26.

Самой яркой культурой древнего населения Горного Алтая является Пазырыкская. Это название дано по названию местности Пазырык, которая находится близ села Балыктуюль Улаганского района. Пазырыкские курганы - это могильники умерших людей. Они относятся к VII - III в. до н.э. Благодаря образовавшейся вечной мерзлоте, в курганах хорошо сохранились многочисленные изделия из дерева и кожи, шерстяные и шелковые ткани, меховая одежда и даже забальзамированные тела захороненных людей, трупы лошадей.

Многочисленные находки из Пазырыкских захоронений ставят Горный Алтай на одну ступень с великими культурами, с центрами древней культуры Средней Азии, Кавказа и Причерноморья. Эти находки свидетельствуют о том, что древние жители Горного Алтая являлись создателями культурных ценностей, заслуженно вошедших в сокровищницу мировой культуры. История научного изучения памятников этого времени уходит в XIX век, начинаясь, главным образом, с раскопок В.В. Радлова в 1865 г., однако наиболее яркие материалы были добыты уже в XX веке в результате исследований М.П. Грязновым Грязнов М.П.Первый Пазырыкский курган. - Л. 1950. и С.И.Руденко Руденко С.И. Раскопки Пазырыкской группы курганов //Краткие сообщения Института истории материальной культуры, вып.XXXVII. - М.:Изд - во АН СССР,1951. - С.106 - 116. больших гороно - алтайских курганов с каменной наброской, содержавших захоронения вождей племен.

Одной из последних находок пазырыкского времени стали курганы, детально исследованные археологом Н.В. Полосьмак в долине Укок. Благодаря этой работе был сделан значительный вклад в историческую науку. Среди изученных курганов встречаются и рядовые погребения, и пышные усыпальницы вождей, где присутствует большое количество золотых изделий и изделий из дерева, покрытых золотой фольгой. «Разные по социальному уровню погребения пазырыкского периода говорят о том, что высший общественный слой еще только формировался, что процесс социального разграничения только начинался.» Киселев С. В. Древняя история Южной Сибири.М.1951.С.359.

Найденные в курганах дорогие шелковые ткани, ракушки свидетельствуют о существовании обмена между Горным Алтаем и странами Средней Азии. Из Горного Алтая вывозился мех ценных пушных зверей, в частности соболя, и конечно, золото. О занятии охотой на ценного пушного зверя свидетельствует одежда из меха горностая, найденная Радловым в Катандинском кургане, находки С. И Руденко и Н.В. Полосьмак одежды из соболя, белки, горностая и барса в пазырыкских курганах. История Республики Алтай - Горно - Алтайск. 2002. С.184. В обмен на эти товары горноалтайцы получали из Средней Азии дорогие ткани и ковры, изделия из драгоценных камней, бусы, бисер, а с Индийского океана - ценные раковины каури. Торговые связи поддерживались и с далеким Китаем, откуда привозились шелковые ткани. Таким образом, предки современных народов Южной Сибири и Средней Азии постоянно поддерживали торгово-экономические связи со многими народами Востока. Тишкин А.А. Основные аспекты изучения скифской эпохи Алтая. Барнаул.2004.С.17 - 50.

Из домашних животных древние горноалтайцы разводили лошадей, крупный мелкий рогатый скот. Лошадь использовалась не только в качестве средства передвижения, мясо ее употреблялось в пищу, из кобыльего молока приготовляли кумыс.

Наряду с овцами грубошерстной породы, жители древнего Алтая разводили тонкорунных овец. Найдено много изделий из овечьей шерсти, войлочные покрышки конских седел и потники, одежда людей. Они разводили также коров и яков, держали кур.

Древние жители умели строить деревянные дома. Исследовав пазырыкские погребальные конструкции, можно сделать вывод, что люди, которые их сооружали, обладали набором профессиональных навыков, необходимым для возведения деревянных жилищ и хозяйственных построек. Полосьмак Н.В. Всадники Укока. Новосибирск.2001.С.19. О наличии таких навыков свидетельствует и С.В. Киселев. Но наиболее распространенными их жилищем была войлочная передвижная юрта - кибитка. Такой тип жилища определялся характером скотоводческого хозяйства, связанного с сезонными перекочевками.

Одежда древних горноалтайцев была хорошо приспособлена к местному климату и образу жизни. В основном материалом для одежды служили кожа, войлок и шерсть, также присутствовали элементы меха.

Из домашних вещей у них были чаши для питья, металлическая посуда и специальные на поддонах медные, так называемые «скифские», котлы для варки пищи.

В Пазырыкских курганах были также найдены ковры с изображениями божеств. Присутствие в различных курганах китайских тканей говорит о достаточно прочных в ту пору связях Горного Алтая с Китаем. Однако более давним были культурные связи древних горноалтайцев с Передней Азией, о чем свидетельствует обнаруженные в одном из курганов очень редкие ткани.

Были обнаружены повозки, украшенные разного рода рисунками.

Однако самыми замечательными находками этих курганов являются произведения изобразительного искусства. Многочисленные образы художественной резьбы по дереву и рогу, вырезки из кожи и многое другое достигли совершенства даже с нашей современной точки зрения.

Замечательны многочисленные золотые украшения, просто литые или со вставками из самоцветов. Наличие в курганах множества изделий покрытых золотой фольгой наталкивает на мысль, что пазырыкцев интересовал не само золото, а его блеск. Возможно у них существовал культ солнца, поэтому они им важен был золотой блеск изделий. Господствующим сюжетом в этом искусстве является изображение зверей, причем приемы изображения чрезвычайно разнообразны.

Это был период, когда произошло общественное разделение труда, т.е. выделение скотоводческих племен. Развитие скотоводства и земледелия, новые орудия труда позволили развить производство в более широких масштабах. В связи с этим возрастает роль мужчины. Родовая община стала распадаться на патриархальные семьи с мужчинами во главе. Семьи объединялись по мужской линии в роды, а роды - в племена. Сложился патриархат. Однако прошло немало времени, пока он был заменен государством.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.