Рефераты. Алтайский этнос в системе российской государственности

Весной 1879 г., перейдя российско-китайскую границу, группа казахов из рода Кирей численностью до 1000 кибиток перекочевала из Западной Монголии в Чуйскую степь Горного Алтая. Пришельцы сразу же повели себя агрессивно, угоняя скот, разоряя и захватывая кочевья алтайцев. В это время русскими властями предпринимались определенные шаги, вплоть до применения вооруженных действий, с целью защитить интересы алтайцев. В частности удалось отбить у казахов более 1100 угнанных лошадей и вытеснить большую часть киреитов в пределы Цинской империи. Однако часть казахов осталось в Чуйской долине.

Кирейские роды Кобеш и Джелкаши обратились к русским властям с просьбой разрешить им кочевать в районе реки Чуй, обещая жить мирно. Разрешения на этот счет не последовало, но и действенных мер по выселению казахов не было предпринято. Несмотря на свои обещания властям не предпринимать агрессивных действий в отношении алтайцев, казахи-киреиты, являясь подданными Цинской империи продолжали грабежи и насилия коренного населения Чуйской степи, занимая лучшие алтайские кочевья. Жалобы алтайцев властям на этот счет оставались без последствий. В Чуйской долине российская власть была представлена одним урядником, находящимся в Кош-Агаче, который не мог предотвратить бесчинств со стороны казахов. Держать же на Чуе воинскую команду власти считали нецелесообразным.

В конце 1880-х гг. в Чуйскую долину переселились казахи из рода Сарыкалдака. В 1893 г. на Чую перекочевало порядка 100 кибиток казахов Чингистайского рода. В отличие от киреитов, они являлись российскими подданными и были приписаны к волостям Семипалатинской области. Однако и эти пришельцы вели себя агрессивно. Их появление повлекло за собой дальнейшее стеснение алтайцев « в зверопромышленности и в сборе кедровых орехов». На этот раз российские власти предприняли соответствующие меры, и большая часть казахов была выдворена в 1894 г. за пределы Горного Алтая. Однако часть из них, как и ранее часть киреитов, сумели закрепиться на Чуе. Октябрьская И.В. Казахи Алтая: проблема новых идентичностей.// Этнография Алтая и сопредельных территорий: Материалы международ. науч. - практ. конф. Вып. 6. Барнаул. 2005. С.39 - 45.

По данным переписи 1897 г., в Чуйской долине проживало 559 казахов. К этому времени власти смирились с их присутствием на юге Горного Алтая. В 1898 и 1900 гг. киреиты, прикочевавшие на Чую в 1879 г., были поэтапно приняты в российское подданство и приписаны ко 2-й Чуйской волости. Отныне они должны были выплачивать алтайцам этой волости ежегодно 500 руб. за пользование пастбищными угодьями.

Род Сарыкалдака и чингистайцы получили официальное разрешение властей на жительство в Чуйской долине только в 1913 г. с образованием в урочище Юстыд особой Киргизской волости. Те из казахов, кто не принял российское подданство, по договоренности с китайскими властями подлежал немедленной высылке на сопредельную территорию Китая. Несмотря на это, захваты кочевий продолжались, накаляя тем самым межэтническую обстановку. Алтайцы были полностью вытеснены за 50-километровую зону вдоль российской границы. Андреев И.Г. Описание Средней орды киргиз - кайсаков. Алматы: Гылым, 1998. С.153 - 165.

К 1917г. на юге Горного Алтая проживало уже около 2000 казахов. Высокий уровень сплоченности, взаимопомощь и сохранение родовых связей с основными этническими массами позволили казахам составить серьезную конкуренцию алтайскому этносу в Чуйской долине Горного Алтая. О.В. Боронин ,А.Ю. Быков «Исторические предпосылки сложения негативных элементов в восприятии казахов алтайцами.»// Население, управление, экономика, культурная жизнь Сибири XVIII начала XXв. Барнаул, 2003. С.68-71. Эта конкуренция нередко во второй половине XIX-начале XX в. принимала формы межэтнической конфронтации.

Однако не всегда отношения между казахскими и алтайскими национальностями имели негативный оттенок. Глубокое знакомство с лучшими традициями и обычаями, проведение совместных культурных, спортивных, образовательных мероприятий с лозунгом «Наш общий дом - Алтай», историческая апелляция, заостренная не на конфликтности, а на общности тюркского происхождения, многовековой традиции совместного проживания в едином пространстве служат не только выработке взаимной толерантности, но и укреплению дружеских отношений между алтайцами и казахами.

Таким образом, переселившиеся русские крестьяне селились рядом с алтайцами, перенимая у них необходимые навыки для выживания в местных условиях. В то же время, переселенцы влияли на аборигенов - кочевой народ постепенно становился оседлым, алтайцы интенсивней стали заниматься земледелием и принимали православие. Живя бок о бок с русским народом, алтайцы многое взяли у них, собственные традиции трансформировались, многие обычаи были забыты. Алтайцы, вместе с другими народами, прошли тяжелые испытания, которые принесла Гражданская, Великая Отечественная войны и репрессии. Исследовав переписи населения 1926 г., 1939 и 1989 г. стало очевидно, что население республики развивалось не равномерно, как и все население страны. Причиной такого дисбаланса в развитии всего населения послужили вышеназванные события. Данные переписей отражены в диаграмме. ( Приложение 3, диаграмма 1).

Несмотря на большие потери, население страны сумело восстановить свою прежнюю численность. Последняя Всесоюзная перепись 1989 г. Зафиксировала прирост населения всего Советского Союза. Население Горного Алтая за столетие (с1897г по 1989 г.) увеличилось с 42 тыс. человек до 191 тыс. человек. Численность собственно алтайцев с 34 до 59 тыс. человек. Национальный состав населения СССР. По данным всесоюзной переписи населения 1989г. М.1991. С.32. (Приложение 4 Таблица 2)

В 1989 г. Стали очевидны результаты процесса ассимиляции алтайцев - больше стало смешанных семей, людей, не владеющих родным языком, не знающих своих традиций и обрядов.

В настоящее время в Республике Алтай проживают также и представители других национальностей, таковыми являются украинцы, немцы, белорусы, мордва и др.

Таким образом, жители Республики Алтай различаются по многим параметрам, этнического, лингвистического и религиозного характера. Так, по этноязыковой принадлежности они распределяются на славянскую и тюркскую группы, а по вероисповеданию - на христианскую (православную), бурханистсткую и мусульманскую общины.

По пространственной мобильности они делятся на две большие группы: 1) Национальные группы, коренная территория которых располагается вне территории Горного Алтая. По переписи 2002 года большинство (57,4%) населения РА составляют русские - основной народ РФ. Казахи составляют 6%, а остальные национальные группы (украинцы, белорусы, немцы, мордва, азербайджанцы и др.) - 3,1% всего населения РА. Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года по Республике Алтай. (статистический сборник). Горно-Алтайск. 2005.С. 12.

2) Коренные жители - алтайцы и этнические группы теленгитов, тубаларов, челканцев (33%). Кроме того, проживали также кумандинцы и телеуты, но их основная часть жила соответственно в соседнем Алтайском крае и Кемеровской области. Согласно постановлению правительства РФ от 24 марта 2000 г. (№255) указанные этнические группы получили официальный статус коренных малочисленных народов России. Судьбы коренных народов Горного Алтая (Из истории национально - государственного строительства. 1800-1940 гг.). Горно-Алтайск.2004. С.154. Для большей части алтайцев жизненное пространство ограничено территорией РА, поскольку за ее пределами в 2002 г. проживает менее десятой их части (7,1%).

В настоящее время численность алтайских народностей составляет около 60 тыс. человек. Данная ситуация хорошо просматривается на диаграмме (Приложение 3, диаграмма 2).

Таким образом, можно сделать вывод, что современный этнический состав Республики Алтай представляет собой весьма разнообразную картину. По данным переписи 2002 года видно, что большинство населения - это русские, титульный этнос составляет около 30% от всего населения республики, также небольшой процент занимают казахи, проживающие в основном в Кош - Агачском районе. Также в республике проживают многие другие национальности: украинцы, белорусы, молдаване, в последнее время намечается приток эмигрантов из Средней Азии. Необходимо отметить, что в данной ситуации высок процент ассимиляции титульного этноса и не только. В Республике Алтай, как и во всей стране, происходит процесс ассимиляции малых народов в результате смешанных браков, происходит потеря родного языка и традиций.

По данным переписи 2002 года более 1/10 алтайцев считали родным языком главным образом русский язык, в том числе больше ј в городе. Но, тем не менее, все сельское население южных и центральных районов Горного Алтая разговаривает на алтайском языке. Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года по Республике Алтай. (статистический сборник). Горно-Алтайск. 2005. С. 18.

В Республике Алтай, начиная с 1990 - х гг. начинается процесс возрождения традиционных культурных и духовных ценностей разных народов. Проходит череда собраний - праздников алтайских сёоков (родов), первые всенародные игры - Эл Ойын, всеобщие съезды (курултаи) алтайского народа. Все это свидетельствовало о начале естественного процесса этнической самоидентификации, самоорганизации алтайцев на основе возрождения традиционных культур (духовных, материальных) ценностей. На этой волне возрождаются традиции и обычаи других национальностей республики, идет активный диалог между различными культурами, что свидетельствует о высоком уровне толерантности населения республики.

2.2 Титульный этнос Республики Алтай

Алтайцы являются титульным этносом Республики Алтай. Они, как было сказано, делятся на северных и южных алтайцев. К северным алтайцам принято относить тубаларов, челканцев, кумандинцев, а к южным - телеутов, теленгитов, телесов и алтай - кижи. В настоящее время алтайцы составляют примерно 30% (около 60 тыс. человек) от всего населения республики.

Разделение алтайцев на северных и южных не случайно. Разнообразие традиционной культуры коренных жителей Горного Алтая имеет глубокие корни, связанное с их происхождением и этнической историей. Этот вопрос привлекал внимание отечественных исследователей с XIX века. В числе первых был Гельмерсен Г., взгляды которого оказали сильное влияние на последующих исследователей. В ходе знакомства с жизнью и бытом кумандинцев низовья Бии, он обнаружил в их внешнем облике и одежде большое сходство с угро-финскими народами и их культурой. Он считал, что большинство северо-алтайских племен состоит в этническом родстве с тувинскими племенами. Характеризуя восточные и северные племена Алтая (телесов и телеутов), он отметил, что их неправильно называют калмыками, они потомки первоначальных обитателей края. Гельмерсен Г. Телецкое озеро и телеуты восточного Алтая.// Горный журнал. СПб., 1840. Кн. 2. С 34-41.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.