Рефераты. Займы органов власти субъектов РФ и их роль в развитии территории

· размещение средств на депозитах;

· размещение средств в государственные ценные бумаги (ГКО, ОФЗ, КО, ОВВЗ), а также облигации и векселя;

· кредитование предприятий и банков;

· арбитражные сделки с акциями приватизированных предприятий;

· риэлторские сделки;

· прочие операции (форвардные сделки, ипотечные облигации).

Бывает привлеченные средства предаются эмитентом в управление тем или иным кредитно-фи­нансо­вым и инвестиционным институтам, с которыми заключаются соответствующие договора. Упол­номоченные орга­низации  осуществляют финансовые операции со средствами займа. Чаще всего сред­ства вкладываются на банковские депозиты и в ГКО (но эта информация является коммерческой тай­ной).

c)  Средства бюджета. К ним для обслуживания займа прибегают Минфин Республики Саха (Якутия) и  Республики Татарстан, частично - администрация Ярославской области и некоторых других областей. Счи­тается, что при умелом управлении механизмом займа, рефинансирова­нии и реструктури­зации долга можно добиться удешевления обслуживания бюджетных расходов:

· при выпуске долговых обязательств типа ГКО снижение стоимости обслуживания долга эмитент может добиться за счет выпуска новых серий под более низкий процент, за счет инфляционного обесценения долга, ведущего к образованию “инфляционного дохода” эмитента;

· в рамках бюджетного займа “выигрыш” может быть также реализован за счет погашения сущест­вующей задолженности бюджета, например, по ранее взятым кредитам коммерческого банка, бо­лее дешевы­ми реализациями займа;

· средства займа могут эффективно размещаться в социально значимые бюджетные расходы;

· конверсия бюджетной задолженности на “нерыночных условиях”, т. е. выпуск “дешевых” для эми­тен­тов долговых обязательств типа КО Минфина РФ в счет существующей задолженности местного бюдже­та перед предприятием.

d) Приватизация государственной (муниципальной) собственности может рассматриваться в качестве бюджетного источника, которая носит временный характер до завершения процесса разгосудар­ствления соб­ственности. Технически он реализуется путем конвертации облигаций в акции приватизи­рованных предпри­ятий и за счет денежных средств, полученных от реализации акций объектов государ­ственной и муниципаль­ной собственности на аукционах, в той части, в которой они принадлежат эми­тенту.

Существует несколько форм выплаты дохода (погашения облигаций):

a)  Погашение в денежной форме - это выплата процентов по облигациям и оплата стоимости об­лига­ции. Эмитент аккумулирует необходимые средства несколькими путями:

· образуя специальный резервный фонд займа (до 50 % от привлеченных средств),  средства кото­рого наращиваются различными финансовыми инструментами (игра на рынке ГКО);

· вкладывая свободные привлеченные средства на депозитные счета в коммерческие банки;

· продавая по рыночной цене части просроченных целевых объектов.

Погашение в денежной форме по способу выплаты дохода подразделяется на четыре вида:

· облигации с фиксированным доходом на все время займа (в 1995 г. было 12 выпусков);

· облигации с переменным (плавающим) доходом (купоном), который изменяется в зависимости от ко­леба­ний ставки процента, избранного в качестве ориентира (43 выпуска);

· дисконтные (бескупонные). Сюда относятся краткосрочные бескупонные обязательства типа ГКО. Они облегчают техническую сторону дела, избавляют от необходимости проводить регуляр­ные выплаты процентов (12 выпусков);

· беспроцентные облигации, процент не начисляется вообще, а доход складывается за счет раз­ницы в курсовой стоимости, образуемой при продаже облигаций на вторичном рынке или эмитенту по возросшей индексированной номинальной стоимости (24 выпуска) /37, № 6, с. 42/.

b) Натуральная (неденежная) форма имеет следующие варианты погашения:

· жильем, т. е. квартирами. Облигации в таком случае имеют как бы двойственное выраже­ние но­ми­нала - в рублях и кв. метрах жилья - и по сути представляют обязательство предоставить инвес­тору опреде­ленное количество кв. метров жилья при условии накопления необходимого количества бу­маг, соответству­ющего площади квартиры. Подобные займы выпускались или выпускаются Самарской, Ульянов­ской, Орен­бургской, Новгородской областями и Чувашской республикой, Республи­кой Татарстан;

· установкой телефонных номеров;

· землей;

· ценными бумагами, в том числе путем обмена облигаций на акции предприятий или на об­лигации нового выпуска.

c)  Дополнительные розыгрыши призов (лотерей). Так разыгрывались:

· земельные участки;

· вещевые лотереи (в рамках первого Нижегородского областного займа 1992 г. регулярно разыгрывались товары местного производства);

· квартиры;

· дополнительные облигации.

В отдельных случаях использовались различные комбинации форм выплаты дохода по обли­га­циям (например, по условиям выпуска займа Астраханской области 1994 г. предусмотрена выплата до­ходов как в денежной форме - 60 %, так и в форме розыгрыша товаров и квартир, построенных на сред­ства займа).

Сама процедура выпуска субфедеральных займов  достаточно сложна и состоит из ряда этапов:

a)  решение администрации об организационных мероприятиях по подготовке и проведению займов;

b) законодательное утверждение основных параметров займа и гарантий по нему в Законода­тельном собрании;

c)  принятие администрацией нормативного документа, регламентирующего порядок, условия, состав участников, сроки проведения займов. К участникам  областных займов относятся:

· орган власти - финансовое управление;

· генеральный менеджер займа, которым является финансовая компания, ее функция заклю­ча­ется в разработке проспекта эмиссии, определении покрытия ценных бумаг;

· уполномоченный банк по займу, который управляет средствами фонда погашения, выпла­чи­вает до­ходы, осуществляет погашение ценных бумаг;

· генеральный агент по размещению, который осуществляет первичное размещение ценных бу­маг, определяет круг инвесторов, создает рекламу;

· регистратор, который ведет реестр держателей областных облигаций;

· профессиональные участники рынка ценных бумаг: брокеры, дилеры, финансовые инсти­туты.

d) принятие администрацией нормативного документа об обеспечении областного займа;

e)  заключение администрацией двусторонних и многосторонних договоров между основными участ­ни­ками займа;

f)  подготовка проспекта эмиссии и его регистрация в Минфине РФ.

В процессе  выпуска займов задействованы три стороны: эмитент (исполнительный орган власти субъ­ектов РФ), посредник (профессиональный участник фондового рынка) и инвесторы. В редких случаях местные органы власти самостоятельно осуществляют распределение своих облигаций. Это воз­можно только при небольших объемах выпуска ценных бумаг. В большинстве случаев они прибегают к услугам профессио­нальных участников фондо­вого рынка.

Возможны три схемы размещения посредниками эмиссии облигаций: на агентских условиях, ди­лерских и смешанных агентско-дилеровских условиях. В развитых странах широкое распространение по­лучила ди­лерская схема, когда эмитент сразу продает всю эмиссию одному или нескольким дилерам, ко­торые самосто­ятельно реализуют облигации. Эта схема взаимовыгодна и для эмитента - всю сумму эмиссии он получает сразу, и для посредника - он по­лучает приличный доход. В России наибольшее рас­пространение получило размещение на агентских условиях. Но российские инвестиционные институты в настоящее время не распо­лагают достаточным капиталом для выкупа большей части выпусков на  себя и предпочитают работать за комиссионное вознаграждение, которое может быть от 2 до 10 %  от суммы реализованных ценных бумаг.

Эмитенты объективно заинтересованы в более полном распространении выпуска облигаций. Поэтому условия не предусматривают ограничения на потенциальных инвесторов. В отдельных случаях ограничения все-таки устанавливаются по различным причинам. Отмечены следующие случаи ограни­чений:

¨ограничения по участию физических лиц в аукционах по первичному размещению облига­ций; к участию в аукционах по первичному размещению обязательств типа ГКО допускаются только юридические лица, отвечающие определенным требованиям;

¨ограничение по количеству облигаций;

¨ограничения по категориям инвесторов;

¨ограничения по территориальному признаку.

Рассмотрим более подробно размещение субфедеральных облигаций на дилерских условиях (андеррайтинг) и на агентских условиях ( в форме аукциона).

a)  Андеррайтинг. Если у региона отсутствует кредитная история, что характерно для большин­ства ре­гионов России, то размещаемые по схеме андеррайтинга ценные бумаги изначально низколик­видны. Низкая ликвидность объясняется недостатком информации о финансовом состоянии эмитента, “нераскрученностью” в средствах массовой информации и в среде потенциальных участников рынка, от­сутствует у большинства региональных администраций опыта по обслуживанию долговых инстру­мен­тов.

Размещение облигаций по схеме андеррайтинга хотя и гарантирует определенный объем раз­мещения, но не создает предпосылок для дальнейшего развития рынка и повышения ликвидности бумаг, т. к. такие бу­маги ассоциируются у инвестора с высокорисковыми долговыми вложениями. Схема размещения через ан­деррайтинг целесообразна, если бумага (заемщик) уже известны на рынке. В противном случае выкуп андер­райтером части или всего объема выпуска по цене, зафиксиро­ванной на мо­мент подписания сторонами соот­ветствующего договора, может привести к несоблюдению интересов эми­тента и завышению стоимости заим­ствований.

Обращение выкупленных андеррайтером бумаг приобретает для эмитента вторичное значение, но в связи с необходимостью формирования кредитной истории и соответствующего позитивного вос­приятия участниками рынка новых финансовых инструментов эмитента необходимо учитывать, что об­ращение дол­говых обязательств на внебиржевом рынке или на региональных площадках с малым чис­лом участников требует серьезной, продуманной и обширной рекламы, а, следовательно, это приведет к рос­ту затрат по про­екту. Кроме того, в нынешней российской рыночной ситуации андеррайтинг снижает в глазах по­тенциаль­ных инвесторов рейтинг бумаги, позволяя предполагать несоответствие уровня долговых обя­зательств эми­тента требованиям крупных бирж.

b) Биржевое размещение. Путем формирования цены отсечения на биржевом аукционе бирже­вое раз­мещение позволяет максимально приблизить доходность размещаемых бумаг к текущей доход­ности анало­гичного финансового инструмента, и следовательно, максимально снизить стоимость заим­ствова­ний для эмитента. Аукцион дает возможность охватить максимальное число участников. В свою очередь работа, прово­димая генеральным агентом среди участников, позволяет еще до аукциона спрогнозировать ре­аль­ный объем размещения и вероятностную цену отсечения. Появляется возможность  успешно сочетать преимущес­тва биржевого размещения и схема андеррайтинга. Система биржевого аукциона облегчает приобретение цен­ных бумаг инвесторами, позволяет учесть взаимные интересы эмитента и участников рынка, обеспечивает более высокий уровень “паблисити” и выявить реальную степень инвестиционной привлекательности раз­мещаемых ценных бумаг.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.