Рефераты. Японская модель управления на рубеже ХХI века: традиционное и современное

В 80-х годах, в результате повышения интереса к причинам «японского экономического чуда», появляются работы отечественных исследователей посвящённые различным аспектам социального, экономического и политического развития Японии в этот период. В 1981 году появляется  книга «Современный монополистический капитализм: Япония».[3] Данный труд представляет собой сборник исследований посвященных определённым аспектам экономического развития Японии на современном этапе. Кроме того, следует отметить работу А.И. Соколова «Япония: экономика и образование».[4] Автор даёт характеристику японскому образованию и проводит четкие взаимосвязи между развитием экономики и развитием образования.

Во второй половине 80-х годов появляются, переведённые на русский язык, работы зарубежных  исследователей японской экономики. В большинстве случаев – это работы японских авторов. Среди этих исследований следует выделить труд японского специалиста в области экономики Окумуры Хараси «Корпоративный капитализм в Японии».[5]Исследование посвящено истории развития японских корпораций и характеристике как внутри корпоративных, так  и меж корпоративных связей. Пристальное внимание автор уделил структуре японской корпорации. В 1986 году появляется перевод исследования японского экономиста Масанори Моритани «Современные технологии и экономическое развитие Японии»[6]. Оно посвящено проблеме научно-технического развития и его влияния на развитие японской экономики.

Отдельно можно выделить работы, посвященные исследованию истории развития крупных японских компаний. М.В. Сутягина провела блестящее исследование истории развития одной из старейших монополистических групп Японии – корпорации «Сумитомо».[7] Работа содержит  факты, относящиеся к истории этой корпорации с периода феодализма и до наших дней. Автор попыталась не только воссоздать историю развития монополистической группы «Сумитомо» но и постаралась дать детальную характеристику структуры и организации этой старейшей в Японии корпорации. В середине 80-х годов появляется перевод книги японского историка Ясуока Сигэоки «История Мицуи»[8], как и предыдущая работа, этот труд посвящён истории и развитию ещё одного старейшего концерна Японии – Мицуи.

К следующей группе работ следует отнести исследования посвящённые характеристике японской системы управления в целом и основных её принципов. В основном это работы зарубежных исследователей переведённые на русский язык.  Во второй половине 80-х годов появляется перевод книги  японского исследователя Т. Коно «Стратегия и структура японских предприятий».[9]Данная работа посвящена детальному разбору методов управления на всех уровнях японского предприятия. Особое внимание уделяется процессу выработки стратегии предприятия высшим руководством компании. Заслуживает внимание работа М. Шонбергера «Японские методы управления производством», [10] перевод которой появился в 1988 году. Автор детально разбирает основные механизмы управления внутри японского предприятия, останавливаясь на детальной характеристике таких принципов японской системы как, пожизненный найм, групповое принятие решений и контроль качества на всех уровнях предприятия.

 Определённый интерес представляет работа Р. Шимизу «Высшее управление японскими фирмами»[11]Автор достаточно подробно разбирает основные принципы японского менеджмента, уделяя основное внимание, высшему звену управленческой иерархии, характеризуя социальный состав, положение в обществе и характерные черты высших управляющих японских корпораций. В 1993 году появился перевод книги У. Оучи «Методы организации производства японский и американские подходы».[12] Данное исследование является на данный момент одним из лучших, среди работ посвященных японской системе управления, а Уильям Оучи является одним из наиболее компетентных исследователей японского менеджмента. В своём труде Оучи приводит характеристику основных теорий управления: теории Х и теории Y, и выделяет особую, японскую систему управления условно называя, её – теория Z. Кроме того, Оучи достаточно подробно характеризует основные принципы японского менеджмента, используя сравнение с принципами американской системы. Однако следует отметить, что автор мало внимания уделяет вопросам о традиционных корнях японской системы управления.

Кроме того, в начале 90-х годов появились труды отечественных специалистов в этой области. Из них заслуживает внимания исследование В. Вахрушева «Принципы японского управления»,[13] и труд В.А. Пронникова и И.Д. Ладанова «Управление персоналом в Японии».[14]Исследование посвящено особенностям управления на японских предприятиях. Рассматриваются вопросы мотивации рабочих, формированию корпоративного сознания, выдвижения потенциальных менеджеров внутри предприятия. Особое внимание авторы уделяют психологическим аспектам данного вопроса.

Отдельно следует выделить работы посвящённые характеристике определённых принципов японской системы управления (пожизненный найм, планирование, контроль качества, групповое принятие решений). В этой группе следует уделить внимание исследованию японского специалиста  в области менеджмента И. Каору «Японские методы управления качеством»,[15]в котором автор, при описании основных составляющих японской системы управления, подробно останавливается на характеристике процесса контроля над качеством со стороны менеджеров на японских предприятиях. Из работ отечественных исследователей, следует отметить труд Т.Н. Матрусовой «Япония: материальное стимулирование в фирмах».[16]Автор уделяет внимание проблемам оплаты труда, материальной заинтересованности и стимулирования персонала японских предприятий.

Ещё одна большая группа работ, которую следует выделить, это работы непосредственно посвящённые менеджменту. В них японская система управления представлена как одна из возможных моделей управления. В данных исследованиях очень часто сведения о принципах японской модели управления носят поверхностный, описательный характер, а сами работы, в большинстве случаев представляют собой учебные пособия.

 Среди исследований этой группы следует обратить внимание на труд В.Н. Чернышёва «Человек и персонал в управлении».[17] Данное исследование содержит достаточно полные сведения об основных принципах японского менеджмента. Основной упор в работе делается на то, какую роль играет менеджмент и менеджер в системе управления предприятием. Кроме того, следует обратить внимание на две работы появившиеся в 1997 году, посвященные истории менеджмента, в которых содержатся некоторые сведения о японской системе управления. Первая – это работа Э.Уткина «История менеджмента»[18] и вторая «История менеджмента»[19] под редакцией Валового. Эти работы носят характер учебных пособий, где детально показана история развития менеджмента, как составной части экономики. Определённый интерес представляет работа П. Журавлёва «Мировой опыт в управлении персоналом».[20]Автор на примере зарубежных стран, в том числе и Японии, постарался раскрыть основные принципы в работе с персоналом предприятий и фирм.

Необходимо отметить, что с начала 90-х годов сведения о некоторых аспектах японской системы управления стали публиковаться и в периодической печати.

        Материалы по данной проблеме, в основном публикуются в изданиях, которые можно отнести к профессиональным, производственно-отраслевым изданиям, рассчитанным в большей степени для специалистов разных отраслей. В большинстве случаев это журналы, посвящённые вопросам экономики, такие как: «Мировая экономика и международные отношения», «Вопросы экономики», «Экономика и жизнь» и т.д. Кроме того, материалы, посвященные развитию японской экономики, публикуют в периодической печати общеполитического характера, например в  газетах: «За рубежом», «Известия» и т.д. 

Материалы, опубликованные на страницах периодической печати, представляют собой статьи по определённым проблемам. В свою очередь их можно разделить на статьи корреспондентов и журналистов, и статьи специалистов, экспертов, экономистов. Из статей опубликованных в периодической печати и посвящённых вопросам, связанным с  японской моделью управления, следует отметить статью Н. Геронина «Япония, что такое пожизненный найм», опубликованную в журнале «Союз» за 1990 год № 17.[21]Автор детально рассмотрел механизм одного из главных принципов японской системы управления – пожизненного найма. В 1992 году в журнале «Новый мир» была опубликована статья Ю.Спекончука «В ожидании чуда»,[22] в которой он дал характеристику современному экономическому состоянию Японии, и на основе этого сделал прогноз развития японской экономики в ближайшем будущем. В этом же году в журнале «Вопросы экономики появляется  переведённая на русский язык статья Н. Ёнемура и Х. Цукамото «Опыт послевоенной Японии в реформировании экономики».[23] Японские авторы постарались раскрыть основные механизмы реформирования экономики, которые были использованы в послевоенный период японским правительством.

Поиску причин, повлиявших на быстрое развитие японской экономики, посвящены статьи О. Лукашенко и С. Побываева «Японская экономическая

реформа»[24] и статья С. Комарова «Корни японского феномена»,[25] опубликованные в журналах «Вопросы экономики» и «Экономика и жизнь». В этих статьях авторы попытались выявить весь спектр факторов повлиявших на экономическое развитие Японии во второй половине ХХ века. Особое внимание было уделено социальным аспектам этого процесса.

     Кроме того, следует обратить внимание на статью Ю. Белоконя «Открытость экономики и экономический прогресс: опыт Японии»,[26] опубликованной в журнале «Мировая экономика и международные отношения» в 1997 году. В статье автор сделал попытку проанализировать основные причины прогресса японской экономики, связав его с внешнеэкономическими связями Японии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.