Анализ динамики
заключения контрактов Забайкальской железной дороги по годам показывает резкое
снижение деятельности предприятия по внешнеэкономическим контрактам. Так, если
в 1996 году заключено 29 контрактов (33,4% от всего количества), то в 2001 году
– только 5 контрактов (5,8% от общего количества, что составляет 17% от уровня
1996 г). В связи с этим
71.
рассмотрим причины снижения
активности Забайкальской железной дороги во внешнеэкономической сфере, которые
заключаются в следующем.
Значительное изменение
внутриполитической и экономической ситуации в стране за последние несколько
лет, в результате чего многие российские предприятия, ориентированные на
рыночный спрос, стали выпускать качественную продукцию производственного и
хозяйственного назначения по приемлемым ценам, при этом в целом решены проблемы
взаиморасчетов. С учетом новой обстановки служба снабжения Забайкальской
железной дороги стала заключать все больше договоров на поставку необходимых
материалов и оборудования с российскими предприятиями.
Выполнение основной задачи
соответствующими подразделениями Забайкальской железной дороги по частичной
реконструкции пограничной станции Забайкальск и в настоящее время нет
производственной необходимости в продолжении капитального ремонта
железнодорожного пути с привлечением китайской рабочей силы.
Снижение масштабов строительства
объектов соцкультбыта в связи с решением Министерства путей сообщения (МПС) о
передаче названных объектов в муниципальную собственность, что привело к отказу
заключения контрактов с китайскими контрагентами.
Уменьшение МПС ассигнований на
капитальное строительство объектов производственного назначения для
Забайкальской железной дороги, на строительство которых ранее также
привлекалась китайская рабочая сила.
Усиление контроля со стороны МПС за
осуществлением внешнеэкономической деятельности управлений железных дорог РФ
посредством учреждения при министерстве экономического совета, на котором
происходит согласование всех сделок на сумму свыше 50 тыс. долларов США.
Планируемое МПС в рамках реформы
железных дорог России присоединение части Забайкальской железной дороги к
Восточно-Сибирской и
72.
другой ее
части – к Дальневосточной железным дорогам на правах структурного
подразделения последних, что фактически означало упразднение управления
Забайкальской железной дороги, как головного предприятия. Ситуация некоторой
неопределенности в будущем статусе управления Забайкальской железной дороги
заметно осложнило планирование внешнеэкономической деятельности.