· по принципу отложенных в признании затрат — ремонтные затраты, не признанные в бухгалтерском учете расходами периода, в котором они сформированы, но станут ими в будущих отчетных периодах, когда ремонтные работы будут полностью использованы. Рассматриваемый принцип широко используется предприятиями с относительно небольшим и в известной мере изношенным, почти не обновляемым парком оборудования, машин, транспортных средств и других объектов основных средств. При таком парке основных средств равномерный в течение отчетного года вывод объектов в ремонт, в первую очередь капитальный, практически невозможен. В отчетном периоде образуется резкий рост затрат на производство, не компенсируемых доходами отчетного периода (нарушается принцип соотношения затрат с доходами). Поэтому правомерно признание фактических ремонтных затрат в составе расходов будущих периодов. Порядок списания расходов будущих периодов (отложенных затрат) в затраты текущего отчетного периода на виды основной деятельности регламентируется учетной политикой организации (профессиональным мнением бухгалтера).
Затраты, производимые при ремонте объекта основных средств, отражаются на основании соответствующих первичных учетных документов по учету операций отпуска (расхода) материальных ценностей, начисления оплаты труда, задолженности поставщикам за выполненные работы по ремонту и других расходов.
Затраты на ремонт объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете по дебету соответствующих счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счетов учета произведенных затрат.
В целях организации контроля за своевременным получением объектов основных средств из ремонта инвентарные карточки по этим объектам в картотеке рекомендуется переставлять в группу «Основные средства в ремонте». При поступлении объекта основных средств из ремонта производится соответствующее перемещение инвентарной карточки.
В целях равномерного включения предстоящих расходов на ремонт объектов основных средств в затраты па производство (расходы на продажу) отчетного периода организация может создавать резерв расходов на ремонт основных средств (в том числе арендованных). Для принятия решения об образовании резерва расходов на ремонт основных средств используются документы, подтверждающие правильность определения ежемесячных отчислений, как, например, дефектные ведомости (обосновывающие необходимость проведения ремонтных работ); данные о первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объектов основных средств; сметы на проведение ремонтов; нормативы и данные о сроках проведения ремонтов; итоговый расчет отчислений в резерв расходов на ремонт основных средств.
При образовании резерва расходов на ремонт основных средств в затраты на производство (расходы на продажу) включается сумма отчислений, исчисленная исходя из годовой сметной стоимости ремонта.
В бухгалтерском учете образование резерва расходов на ремонт основных средств отражается по дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счета учета резервов предстоящих расходов (соответствующий субсчет).
По мере выполнения ремонтных работ фактические затраты, связанные с их проведением, независимо от способа их выполнения
(хозяйственного или с привлечением подрядчика) списываются в дебет счета учета резервов предстоящих расходов (соответствующего субсчета) в корреспонденции с кредитом либо счета, на котором предварительно учитываются указанные затраты, либо счетов учета расчетов.
При инвентаризации резерва расходов на ремонт основных средств излишне зарезервированные суммы в конце отчетного года сторнируются и отражаются в бухгалтерском учете методом красного сторно по дебету счета учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счета учета резервов предстоящих расходов.
В случаях, когда окончание ремонтных работ по объектам основных средств с длительным сроком их производства и существенным объемом указанных работ происходит в следующем за отчетным году, остаток резерва на ремонт основных средств, образованного в отчетном году, допускается не сторнировать. По окончании указанных ремонтных работ излишне начисленная сумма резерва отражается по дебету счета учета резервов предстоящих доходов и расходов в корреспонденции с кредитом счета прибылей и убытков в качестве внереализационных доходов.
Учет затрат, связанных с модернизацией и реконструкцией (включая затраты по модернизации, осуществляемой во время ремонта, выплняемого с периодичностью более 12 месяцев) объекта основных средств, ведется в порядке, установленном для учета капитальных вложений. Затраты па восстановление объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся.
Если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования объекта основных средств (срок полезного использования, мощность, качество применения и т. п.), то затраты на модернизацию и реконструкцию такого объекта после их окончания увеличивают его первоначальную стоимость. В технические паспорта и другие подобные документы необходимо внести соответствующие изменения данных. Прием законченных работ по достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации объекта основных средств оформляется соответствующим актом.
2.4. Общие вопросы перемещения и выбытия основных средств
Объекты основных средств, выбывшие из имущества организации по различным причинам или утратившие пригодность к извлечению экономической выгоды (даже если они находятся в рабочем состоянии), подлежат списанию с бухгалтерского учета. Выбытие основных средств имеет место в следующих случаях:
· полный физический износ (ветхое состояние), исключающий технически безопасную возможность продолжения эксплуатации актива;
· моральный износ;
· продажа излишних и ненужных объектов юридическим и физическим лицам, в том числе по договорам мены имущества, договорам залога (если залогодатель не в состоянии погасить долг по полученной ссуде под залог имущества в соответствии с договором залога имущества), в связи с банкротством организации и т. д.;
· продажа отдельных объектов основных средств или объектов основных средств в составе имущественного комплекса (предприятия) или его части, относящихся к прекращаемой деятельности, в результате заключения единой сделки; , .,
· ликвидация (гибель, порча, при которой актив не подлежит восстановлению) вследствие различных аварий, наводнений, пожаров и других стихийных бедствий;
· передача в качестве имущественного вклада (первоначального и последующих) в уставный (складочный) капитал других организаций;
· передача по договору дарения и иным безвозмездным основаниям;
· частичная ликвидация при реконструкции и модернизации;
· продажа арендодателем объектов основных средств, сданных в текущую аренду на условиях их выкупа арендатором после окончания срока аренды;
· передача основных средств в общее имущество по договору совместной деятельности в форме простого товарищества товарищу, ведущему общие дела товарищества;
· изъятие основных средств по решению судебных органов путем ареста, конфискации, выемки, национализации, реквизиции и т. п. (ст. 235, 237, 243 ГК РФ);
· выбраковка животных из основного стада;
· хищения, недостача активов;
· другие причины.
Решение о списании основного средства принимает организация — собственник этого имущества. Вместе с тем возможен вариант, когда имущество принадлежит организации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В этом случае решение о выбытии и реализации основных средств должно приниматься собственником.
Для подготовки управленческого решения о целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта основных средств, возможности и эффективности его восстановления и, следовательно, о списании его с бухгалтерского учета с оформлением документации на выбытие актива приказом руководителя организации создается комиссия. В состав комиссии входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств. Для участия в работе комиссии могут приглашаться представители инспекций, на которые в соответствии с законодательством возложены функции регистрации и надзора на отдельные виды имущества. В приказе о создании комиссии ставятся задачи и определяются рабочие процедуры, которые предстоит выполнить членам комиссии: обосновать непригодность актива к дальнейшей эксплуатации, определить наличие и вес цветных и драгоценных металлов, находящихся в разбираемом инвентарном объекте, установить наличие годных запасных частей, строительных конструкций, металлического лома, строительных материалов, оформить пакет документации и т. п.
В компетенцию комиссии входит:
· осмотр объекта основных средств, подлежащего списанию с использованием необходимой технической документации, а также данных бухгалтерского учета, установление целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта основных средств, возможности и эффективности его восстановления;
· установление причин списания объекта основных средств (физический и моральный износ, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации,
· длительное неиспользование объекта для производства продукции, выполнения работ и услуг либо для управленческих нужд и др.);
· выявление лиц, по вине которых происходит преждевременное выбытие объекта основных средств, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной законодательством;
· возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов выбывающего объекта основных средств и их оценка исходя из текущей рыночной стоимости, контроль за изъятием из списываемых в составе объекта основных средств цветных и драгоценных металлов, определение веса и сдачи на соответствующий склад; осуществление контроля за изъятием из списываемых объектов основных средств цветных и драгоценных металлов, определением их количества, веса;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17