Рефераты. Учет, анализ и аудит операций по заработной плате

Порядок исчисления и уплаты единого социального налога

С 1 января 2002 г. введены существенные изменения и дополнения в порядок исчисления и уплаты единого социального налога (ЕСН). В первую очередь это связано с проводимой реформой пенсионной системы и вступлением в силу Федерального закона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", что не могло не отразиться на порядке исчисления и уплаты ЕСН, следствием чего явилось принятие Федерального закона от 31.12.01 г. N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты о налогах и сборах".

С принятием указанных Законов налогоплательщики наряду с уплатой ЕСН обязаны производить уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые поступают в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) и направляются на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии. При этом доля ЕСН, ранее зачисляемая в ПФР, теперь поступает в федеральный бюджет и выделяется на финансирование базовой части трудовой пенсии. В связи с этим установлен новый порядок расчета налогоплательщиками сумм ЕСН.

Плательщики ЕСН

Введенные изменения коснулись плательщиков единого налога на вмененный доход и сельскохозяйственных товаропроизводителей. Так, с 1 января 2002 г. плательщики единого налога на вмененный доход (организации и индивидуальные предприниматели) уплачивают ЕСН в порядке, установленном главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), в редакции Закона N 198-ФЗ (далее - глава 24). Это связано с тем, что ст.2 Закона N 198-ФЗ в Федеральный закон от 31.07.98 г. N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" внесены изменения, касающиеся исключения платежей в государственные социальные внебюджетные фонды (ЕСН) из состава единого налога на вмененный доход. Согласно ст.10 Закона N 198-ФЗ этот Закон вступил в силу с 1 января 2002 г., за исключением абзаца девятого п.11 ст.1, который вступил в силу с 1 января 2003 г.

Федеральным законом от 29.12.01 г. N 187-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" введена система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог). Этот налог устанавливается НК РФ и вводится в действие соответствующим законом субъекта Российской Федерации. До введения на территории субъекта Российской Федерации единого сельскохозяйственного налога организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями, уплачивают единый социальный налог на общих основаниях.

На уплату единого сельскохозяйственного налога переводятся не все сельскохозяйственные товаропроизводители, а только удовлетворяющие критерию, установленному Законом N 187-ФЗ. Согласно этому критерию организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, являющиеся в соответствии с главой 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" данного Закона сельскохозяйственными товаропроизводителями, переводятся на уплату единого сельскохозяйственного налога при условии, что за предшествующий календарный год доля выручки от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной ими на сельскохозяйственных угодьях (объектах налогообложения в соответствии со ст.346.3 НК РФ), в том числе от реализации продуктов ее переработки, в общей выручке этих организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей от реализации товаров (работ, услуг) составила не менее 70%.

Перевод организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей на уплату единого сельскохозяйственного налога производится независимо от численности работников.

Следует иметь в виду, что организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единого сельскохозяйственного налога, после введения в действие закона субъекта Российской Федерации о едином сельскохозяйственном налоге не будут являться налогоплательщиками ЕСН. При этом они продолжают уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении в общеустановленном порядке.

Объект налогообложения и налоговая база

В главе 24 НК РФ введено понятие лиц, производящих выплаты физическим лицам, вместо ранее используемого термина "работодатель-работник". Очевидно, это связано с приведением в соответствие положений главы 24 и ст.11 части первой НК РФ.

Одним из наиболее существенных изменений, внесенных в главу 24, является исключение из объекта налогообложения выплат в виде материальной помощи и иных безвозмездных выплат в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым, гражданско-правовым либо авторским договором. Из объекта налогообложения ЕСН исключены вознаграждения по лицензионным договорам. Таким образом, выплаты, начисленные и производимые по заключенным в 2001 г. лицензионным договорам, после 1 января 2002 г. не признаются объектом обложения ЕСН.

Нормами абзаца первого ст.236 НК РФ определено, что объектом обложения ЕСН с 2002 г. для лиц, производящих выплаты в пользу физических лиц, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а для организаций и индивидуальных предпринимателей - также выплаты по авторским договорам [10,стр. 33].

В 2001 г. не признавались объектом налогообложения выплаты, производимые за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организаций, или средств, оставшихся в распоряжении индивидуального предпринимателя либо физического лица после уплаты налога на доходы физических лиц.

С 1 января 2002 г. названная норма изложена следующим образом: выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если:

у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде;

у налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей или физических лиц такие выплаты не уменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в текущем отчетном (налоговом) периоде.

В соответствии с п.1 ст.237 НК РФ при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст.238) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в п.п.7 п.1 ст.238). Перечень выплат, поименованных в п.1 ст.237, не является исчерпывающим.

Согласно п.3 ст.236 НК РФ указанные в п.1 этой статьи выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

В случае если организация осуществляет деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, то доход (расходы) от реализации товаров и оказания услуг признается доходом (расходами) организации в соответствии с положениями главы 25 НК РФ (далее - глава 25). Поэтому выплаты, начисленные работникам обслуживающих производств и хозяйств и относимые в соответствии с главой 25, например, на расходы по оплате труда (ст.255 НК РФ), подлежат обложению ЕСН в общеустановленном порядке, так как относятся к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организации.

Пунктом 1 ст.236 НК РФ (в ред. Закона N 198-ФЗ) введена новая норма, согласно которой выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), не признаются объектом налогообложения. К таким договорам относится, например, договор аренды. Статьей 606 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Соответственно вознаграждения по договору аренды имущества не признаются объектом обложения ЕСН. То же относится к выплатам по договору аренды здания, заключенному между организацией и физическим лицом [26,стр. 23].

Особенности договора аренды транспортного средства с экипажем покажем на примере.

Пример. ООО заключило договор аренды с экипажем, согласно которому ООО по истечении каждого месяца производит начисление вознаграждения физическому лицу за услуги по управлению и эксплуатации автомобиля в размере 5000 руб. и платы за аренду автомобиля 3000 руб. Налоговая база и сумма ЕСН определяются по итогам каждого месяца. В налоговую базу по этому налогу (в части суммы налога, подлежащей зачислению в Фонд социального страхования Российской Федерации) не включаются любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг). Следовательно, налоговая база по ЕСН за январь должна определяться от вознаграждения физическому лицу за услуги по управлению и эксплуатации автомобиля в размере 5000 руб.

Предположим, сумма страховых взносов, поступающих в бюджет ПФР на финансирование накопительной и страховой части трудовой пенсии (далее - сумма страховых взносов в ПФР), составит 14%, т.е. 5000 x 14% = 700 руб.

Сумма ЕСН в федеральный бюджет составит 5000 х 28% - 700 = 1400 - 700 = 700 руб. Сумма ЕСН в ФФОМС составит 5000 x 0,2% = 10 руб. Сумма ЕСН в ТФОМС составит 5000 x 3,4% = 170 руб.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.