Рефераты. Технико-экономический анализ деятельности предприятия

В процессе анализа следует установить факторы, влияющие на экономический показатель, и степень влияния динамики каждого из факторов на динамику показателя. Факторы - это либо условия, необходимые для совершения хозяйственных процессов, либо причины, оказывающие влияние на результаты этих процессов. Факторы делятся на первичные и вторичные.

Первичные факторы - это объективные условия совершения хозяйственных процессов. Они, как правило, не имеют количественного выражения в виде определенных экономических показателей.

Вторичные факторы - это результаты действия первичных факторов. Они могут быть количественно выражены в виде определенных экономических показателей.

Анализ влияния факторов на результаты деятельности организации является основой для определения резервов производства. В ТЭАДП под резервами понимают еще не использованные возможности улучшения показателей деятельности предприятия. Обычно резервы измеряются разрывом между достигнутым и возможным уровнем этих показателей, исходя из накопленного производственного потенциала. Под производственным потенциалом понимают максимальный возможный производственный результат при наиболее эффективном использовании средств производства и труда, передовых форм организации производства, при имеющемся уровне техники и технологии.

В ТЭАДП факторы часто рассматриваются как аргументы показателя хозяйственной деятельности. Факторный анализ заключается в оценке влияния изменения отдельных факторов на величину изменения результирующего показателя. Математически задача, как правило, сводится к изучению влияния динамики факторов-аргументов на динамику показателя-функции.

Сами факторы обычно также являются экономическими показателями, имеющими составную структуру.

1.6 Методы анализа хозяйственной деятельности

Метод - это подход к изучению реальной действительности, способ исследования природы и общества. Методы позволяют вскрыть причинно следственные взаимосвязи и взаимозависимости между отдельными показателями; установить конкретные факторы, оказывающие влияние на те или иные показатели; наиболее точно измерить степень влияния каждого фактора; выявить имеющиеся резервы, использование которых повышает уровень эффективности деятельности организаций.

К основным методам ТЭАДП относятся:

а) общенаучные:

·       методы диалектики (анализ, синтез, индукция, дедукция);

·       ­методы статистики (группировка, индексы, ряды динамики, теория корреляции и др.),

б) специальные:

·       сравнение;

·       цепные подстановки;

·       дифференцирование;

·       интегрирование;

·       логарифмический метод.

1.6.1 Метод сравнения

Сравнение - важнейший метод анализа, позволяющий оценивать ход и результаты деятельности организации. Применение метода сравнения является первым этапом всякого аналитического исследования. В процессе анализа фактические результаты деятельности организации в анализируемом периоде сравниваются с аналогичными показателями по различным направлениям.

Основными направлениями сравнения являются:

·       сравнение с запланированными показателями, в результате которого определяют степень выполнения плана по определенным показателям, причины отклонений от плановых заданий;

·       сравнение с показателями предшествующих периодов дает представление о тенденциях изменения показателей , характеризует эти изменения в динамике за ряд периодов;

·       сравнение показателей работы организации с показателями деятельности родственных организаций позволяет определить ее конкурентоспособность.

Необходимым условием правильности выводов, получаемых на основе сравнения показателей, является обеспечение их сопоставимости, т.е. их однородности, однокачественности. Сопоставимость показателей может быть достигнута:

·       применением сопоставимых оценок факторов при сравнении объемных (количественных) показателей. Например, при сравнении объемов выпуска продукции за отдельные годы, их выражают в одних и тех же сопоставимых ценах;

·       исключением влияния количественного фактора при сравнении качественных показателей, т.е. пересчетом сравниваемых качественных показателей на одинаковое количество. Так, определяя выполнение плана по себестоимости товарной продукции, сравнивают фактическую и плановую себестоимость одного и того же фактического объема выпущенной товарной продукции;

·       применением единой методики расчета сравниваемых показателей;

·       приведением сравниваемых показателей к однородному составу. Так, сопоставление себестоимости отдельных видов продукции по годам можно проводить только в том случае, если она рассчитана по одним и тем же элементам и статьям расходов;

·       применением относительных показателей, т.е. показателей динамики (темпов роста, темпов прироста и т.д.).

Для того, чтобы объективно оценить результаты, достигнутые организацией, относительные величины необходимо использовать в сочетании с абсолютными. Числено одинаковые относительные показатели могут иметь разное значение в зависимости от различий в абсолютных показателях, на основе которых получены эти относительные величины. Поэтому в процессе анализа определяют абсолютное значение одного процента прироста, разделив абсолютный прирост показателя на темп прироста. В процессе сравнения определяется:

а) абсолютный прирост показателя

                   DП=П1-П0

где П1,П0 - текущее и базовое значение показателя П;

б) относительный прирост показателя

                   dП=(DП/П0)*100%;

в) индекс показателя:

                   I= П1/П0

г) абсолютное значение одного процента прироста показателя

                   П%= DП/dП.

Например, если объем продукции одной организации в отчетном году составил 11,0 млн.руб., а в предшествующем году 10,5 млн.руб., а в другой организации эти объемы соответственно равны 35,0 млн.руб. и 33,4 млн.руб., то темпы роста объема продукции и в первой, и во второй организациях одинаковы - 104,8% (11,0/10,5*100 и 35,0/33,4*100). Однако абсолютный прирост объема продукции в первой организации составил 0,5 млн.руб. (11,0 - 10,5), а во второй - 1,6 млн.руб. (35,0-33,4), поэтому абсолютное значение одного процента прироста в первой организации равно 104,2 т.р. (500:4,8), а во второй 333,3 т.р. (1600:4,8). Таким образом, значимость (весомость) одного процента прироста продукции у второй организации в 3,2 раза выше, чем у первой. Следовательно, изолировано взятый абсолютный или относительный показатель может очень односторонне отразить изучаемый процесс, в то время как рассмотрение относительных и абсолютных показателей в их единстве устраняет такую односторонность.

1.6.2 Индексный метод.

Индекс - это показатель, характеризующий относительные изменение какого-либо показателя хозяйственной деятельности по сравнению с уровнем, принятым за базу. Он рассчитывается как:

 Технико-экономический анализ деятельности предприятия

где Технико-экономический анализ деятельности предприятия , Технико-экономический анализ деятельности предприятия - текущее и базисное значения показателя П.

В качестве базы обычно выступает:

1.     уровень другой организации;

2.     уровень иного периода (динамический индекс);

3.     нормативный уровень (индекс выполнения плана или норм)

Если показатель П является произведением нескольких факторов: П= x1* x2* ....* xn , то индекс этого показателя будет определятся отношением 

 

           Технико-экономический анализ деятельности предприятия

                  

  где   Технико-экономический анализ деятельности предприятия  ,  Технико-экономический анализ деятельности предприятия  (i= 1, n) - текущее и базисное значения фактора i,

 Технико-экономический анализ деятельности предприятия  - индекс фактора i ( субиндекс):

 Технико-экономический анализ деятельности предприятия

Субиндекс характеризует влияние динамики фактора xi на динамику показателя П.

Пример 1.1. Выручка, полученная организацией от производства  и реализации продукции, может рассчитываться как

ВПР= Ц*М,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.