Рефераты. Теоритические основы и сущность предпринимательской деятельности и малого бизнеса в развитии экномики Республики Беларусь

На юге, на территории от Неаполя до Сицилии, развитию малого бизнеса препятствуют традиционно низкий уровень экономического развития и социальная несбалансированность. Попытки правительства провести индустриализацию юга путем строительства государственных предприятий и привлечения сюда частного капитала не дали желаемого результата. Постоянная миграция молодых и наиболее энергичных людей в другие области страны тормозит деловую активность.

Выше была попытка дать некоторое представление о развитии малого и среднего предпринимательства в национальном аспекте, а теперь попробуем взглянуть на него в отраслевом разрезе.

Во всех промышленно развитых странах очень велика роль сферы услуг, в которой занято около 60% рабочей силы (для сравнения, в России этот показатель не превышает 30%). Считается, что к 2000 г. доля занятых в сфере услуг достигнет и даже превысит 80%. За последнее десятилетие только в секторе бытового обслуживания населения было создано более 50% всех новых рабочих мест.

 

3. Развитие малого бизнеса в Беларуси. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

3.1            СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РБ.

Корни предпринимательства на белорусской земле уходят в 19 век. В этот период возникли первые торговые дома и промышленные объекты предпринимательского типа. Кооперативное движение как одна из форм предпринимательства в России зародилось в начале 19 века и приобрело массовый характер. К началу 1917 года в России в кооперативах участво­вало уже более половины населения страны.

После Октябрьской революции 1917 года можно выделить несколько этапов развития предпринимательства в нашей стране.

1-й этап (октябрь 1917г. - начало 20-х годов) - происходит установление государственной монополии и централизация эко­номики, что означало лишение экономической самостоятельно­сти производителей и устранение конкуренции между ними.

2-й этап (20-е годы) - период новой экономической полити­ки (НЭП), когда наблюдается становление предпринимательства в новых формах акционерных обществ, товариществ, коопера­тивов, смешанных и частных концессий и т.д. В 1925 году в промышленности действовало 1882408 мелких и кустарных ре­месленных предприятий, на долю которых приходилось 19% промышленного производства страны, 25% товарооборота стра­ны и более 50% розничной торговли.

3-й этап (конец 20-х годов - 2-я половина 80-х годов) — име­ют место тенденции перемещения предпринимательской дея­тельности из легального положения в теневую экономику.

4-й этап (конец 80-х годов) - происходит процесс формиро­вания нового экономического мышления на базе социалистиче­ской предприимчивости, возрождаются такие формы хозяйство­вания как подряд, аренда, кооперация и т.д.

5-й этап (90-е годы) - характеризуется переходом к рыноч­ной экономике, основным компонентом которого становится предпринимательство, позволяющее обеспечить полноценное формирование конкурентной среды.


3.2           АНАЛИЗ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


На начальном этапе современного  развития малого бизнеса Республики Беларусь пропагандировалась концепция невмешательства государства. Считалось, что предпринимательство само найдет себе дорогу, все само образуется. Предполагалось, что рынок   - это саморегулирующаяся система и в процессе конкуренции можно получить тот же результат, что и в странах с развитой рыночной экономикой. Не рас­сматривая детально этот период развития предпринимательства, можно отметить, что это отрицательно сказалось на формировании стратегии и тактики его развития в масштабах страны.

В середине 90-х годов в стране предпринима­лись меры, призванные исправить ситуацию и создать благоприятные усло­вия деятельности предпринимателей и прежде всего в основополагающих отраслях экономики. Указом Президента Республики Беларусь от 19 июля 1996г. создано Министерство предпринимательства и инвестиций Респуб­лики Беларусь - государственный орган управления, ответственный за развитие предпринимательства. Формируется стратегия развития предприни­мательского сектора экономики - ускорение экономического роста по приоритетным направлениям, создание новых рабочих мест на основе активизации инвестиционной деятельности и совершенствования организационной, финансовой и правовой базы функционирования предпринимательства. Было проведено совершенствование нормативно-правовой базы, оп­ределены меры по привлечению финансовых средств в этот сектор экономи­ки, создана инфраструктура поддержки предпринимательства, разработана и осуществлена программа подготовки предпринимательских кадров. Од­нако, несмотря на целый ряд достигнутых положительных результатов, в целом ситуация в этом секторе экономики остается сложной и неодно­значной. Малое предпринимательство в Республике Беларусь представляет собой перспективно развивающийся сектор экономики, постепенно увеличивающий свой вклад в обеспечение общего экономического роста.

Удельный вес валового внутреннего продукта, произведенного субъектами малого предпринимательства, в 2007 году составил 8,4% (в 2006 году – 8,8%) от общего объема ВВП. Субъектами малого предпринимательства произведено 7,6% (7,3%) от общего объема производства продукции (работ, услуг промышленного характера); 11,2% (в 2006 -10,2%) от общего объема розничного товарооборота, включая общественное питание; 15,2% (в 2006 году – 23,9%) от общего объема внешнеторгового оборота. Доля малого предпринимательства в общем объеме выручки от реализации товаров, продукции, работ и услуг по народному хозяйству за 2006 год составила 18,1% (в 2006 году – 22,8%). Количество малых предприятий всех форм собственности на конец 2007 года составило 51240 предприятий, по сравнению с 2006 годом их число увеличилось на 13580 предприятий. В общее количество малых предприятий вошли 2223 крестьянских (фермерских) хозяйства, которые до 2006 года не попадали под статистическое обследование как субъекты малого предпринимательства.











Рис.2.1. Динамика изменения количества малых предприятий за 2003-2008 гг.

В общем количестве малых предприятий 91,8% составляют предприятия частной формы собственности.

Численность индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговых органах республики, по состоянию на 01.07.2008 составила 215304 плательщика, что выше уровня соответствующего периода прошлого года на 7,4 процента (или 14857 плательщиков). Динамика изменения численности индивидуальных предпринимателей за 2001-2006 годы представлена на рисунке 2,2









                                  Рис. 2.2. Динамика численности индивидуальных предпринимателей за 2001-2006 годы

Численность работников на малых предприятиях в 2007 году составила 453214 человек.











Рис.2.3.Динамика изменения количества работников малых предприятий за 2001-2006 гг.

Отраслевая структура малого предпринимательства неоднородна. По итогам 2007 года наибольшее количество малых предприятий занято в торговле и общественном питании – 40,5%. В промышленности сосредоточено 21,2%, строительстве – 10,4%, сельском хозяйстве (включая крестьянские (фермерские хозяйства) – 4,3%, транспорте – 8,0% от общего количества малых предприятий. Все остальные отрасли имеют достаточно невысокий процент в общем количестве малых предприятий.

Анализ показателей последних лет свидетельствует о постепенных изменениях в отраслевой структуре предпринимательского сектора в сторону увеличения количества малых предприятий, занятых в промышленности. Если в 2002 году малых промышленных предприятий насчитывалось 6040, то в 2007 году – 10849 предприятий.

Постепенно растет количество малых предприятий в таких сферах, как строительство, транспорт, связь, финансово-кредитная сфера, бытовое обслуживание населения. Недостаточное развитие получают такие отрасли как сельское, жилищно-коммунальное хозяйство, наука и научное обслуживание.

Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) на малых предприятиях в 2007 году составила 44388,2 млрд. рублей – 18,1% от общего объема выручки, полученной по народному хозяйству.

Доля убыточных малых предприятий в 2007 году составила 25,0%

Основным показателем, характеризующим эффективность работы предприятий, является уровень рентабельности. В 2007 году он составил 13,7% против 13,3% в 2006 году. Самый высокий уровень рентабельности отмечался на предприятиях, занимающихся операциями с недвижимым имуществом (44,5%), связи (27,8%), торговли и общественного питания (26,4%), материально-технического снабжения и сбыта (26,3%), строительства (17,5%), самый низкий – на предприятиях здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения (2,1%).

В общем объеме белорусского экспорта товаров доля субъектов малого предпринимательства на протяжении последних лет оставалось стабильной но по итогам 2007 года снизилась до 7,2% хотя в 2006 году составляла 15,3% . В общем объеме импорта их доля значительно выше и составила 22,0%, хотя и этот показатель снизился с 31,6 в 2006 году.

По итогам 2007 года объем экспорта товаров субъектами малого предпринимательства составил 1748,3 млн. долларов США. Это на
Импорт товаров субъектами малого предпринимательства за 2007 год составил 6307,5 млн. долларов США.

Доля экспорта и импорта субъектов малого предпринимательства в общем объеме экспорта-импорта значительно отличается по областям республики. При этом по объему внешнеторговых операций субъектов малого предпринимательства по республике лидирующие позиции занимает город Минск.

Наблюдаются региональные и структурные диспропорции в развитии предпринимательства. Наибольшее количество предприятий сконцентрировано в столице. Наиболее привлекательными отраслями экономики остаются торговля и общественное питание, что связано с чрезмерным административным регулированием инвестиций в производство товаров.


3.3           РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ВЫХОД ИЗ КРИЗИСА.


 В 2009 году Республика Беларусь оказалась в самом начале глубокого финансового и структурного кризиса. Глобальный кризис, рецессия мировой экономики, стремительное сокращение экономического потенциала, глубокий кризис доверия, полная неопределенность, "замораживание" кредитного рынка, банкротство миллионов финансовых структур и предприятий - мир вступил в период опасной институциональной турбулентности. С высокой степенью вероятности можно сказать, что в 2009г. экономика Беларуси также сократит ВВП на 3 - 5%.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.