Индивидуальный предприниматель - это индивид, проявляющий инициативу, имеющий способности и желание производить нужную обществу продукцию (выполнять работы, оказывать услуги).
Юридическими лицами признаются организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несут самостоятельную ответственность по своим обязательствам, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцами и ответчиками в суде. Для юридического лица характерны следующие признаки: организационное единство, которое подтверждается наличием устава и государственной регистрации юридического лица; имущественная обособленность, которая подтверждается наличием самостоятельного баланса; участие в гражданско-правовых отношениях от своего имени, что обусловливает самостоятельную гражданско-правовую ответственность и дает возможность быть истцом и ответчиком в суде.
В организации предпринимательской деятельности особое место принадлежит юридическим лицам, т. е. коллективным субъектам, осуществляющим хозяйственные операции. Несмотря на различие законодательств каждой страны, мировая практика свидетельствует о наличии устоявшихся и проверенных опытом форм деловой активности. Каждая форма предполагает определенную структуру взаимодействия партнеров и размер предприятия.
Гражданским Кодексом Республики Беларусь допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.
1.3 место малого бизнеса в классификации субъектов хозяйств.
Рис. 1.1 Классификация субъектов хозяйствования в Республике Беларусь
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» к субъектам малого предпринимательства — юридическим лицам — относятся предприятия и организации со среднесписочной численностью работников:
- в промышленности и на транспорте — до 100 человек;
- сельском хозяйстве и научно-производственной сфере — до 60 человек;
- строительстве и оптовой торговле — до 50 человек;
- других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговли — до 30 человек;
- других отраслях непроизводственной сферы — до 25 человек
Наиболее важным при классификации предприятий в условиях рыночной экономики является организационно-правовой признак.
Несмотря на большое значение малого бизнеса для экономики, его становление и развитие сопряжено с определенными трудностями и недостатками. Главная проблема в малом бизнесе – это нехватка первоначального капитала и трудности с его привлечением со стороны в процессе деятельности. Значительная часть малых фирм должна ориентироваться в основном на собственные средства. Таким образом, представляется важным в следующем подразделе работы рассмотреть формы и источники финансирования предпринимательской деятельности.
Для занятия предпринимательской деятельностью предприниматели вправе привлекать не более трех физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, в том числе заключаемым с юридическими лицами.
Самой главной поправкой в законодательство, которая очень негативно отразилась на предпринимательстве в РБ. “С 1 января 2008 г. деятельность индивидуальных предпринимателей может осуществляться только с привлечением членов семьи и близких родственников (супруг, родители, дети, внуки, родные братья и сестры, дед, бабка, усыновители и усыновленные)”
2. МЕСТО МАЛОГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТЫХ СТРАН.
2.1 МЕСТО И РОЛЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В США
Малое предпринимательство играет исключительно важную роль в экономической и социальной жизни промышленно развитых стран, где на его долю приходится до 70% валового национального продукта.
В США, к категории малых относят предприятия с числом занятых до 500 чел., подобные фирмы составляют 99% всех американских компаний.
Основная масса приходится на мельчайшие предприятия: в 87% всех фирм работает не более 20 чел., в 80% — менее 10 чел.
В начале 1989 г. общее число американских фирм по данным налоговой инспекции достигало 19 047 тыс. (без сельского хозяйства), из которых 3 978 тыс. представляли собой корпорации, 1 831 тыс. — партнерства и 13 238 тыс. — фирмы, находящиеся в единоличном владении. Из них всего 7 тыс. фирм классифицировались как крупные с числом занятых свыше 10 тыс. чел.
Ныне в США функционирует более 15 млн. малых предприятий, которые производят около 40% валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора.
В отдельных сферах американской экономики малые предприятия доминируют.
Отрасль
Доля в валовом продукте
частного сектора, %
Численность занятых
млн. чел.
Оптовая торговля
86
4.4
Розничная торговля
55
10.1
Сфера услуг
81
12,0
Финансовая деятельность
60
3.2
Строительство
80
4,3
Обрабатывающая
21
8,0
Доля малого бизнеса в валовом продукте частного сектора США и численность занятых
Особо важную роль малый бизнес играет в решении проблем занятости: в 80-е гг. 80% всех новых рабочих мест были созданы мелкими фирмами. Более 100 млн. американцев прямо или косвенно зарабатывают средства к существованию благодаря малому предпринимательству. Государство же получает миллиардные суммы доходов в виде налогов на прибыль мелких фирм.
Следует помнить, что развитие малого бизнеса тесно связано с отраслевой спецификой и экономическими механизмами, действующими в той или иной стране. Поэтому при оперировании цифровыми показателями и сравнении опыта промышленно развитых стран с формированием малых предприятий в России надо учитывать различия в уровнях развития институциональной и производственной инфраструктур, в отраслевой структуре национального хозяйства, т.е. социокультурные особенности. В США к сфере услуг относят не только сервис и торговлю, но также консалтинг, образование, информационное обеспечение, финансовую деятельность. При этом взаимоотношения сфер производства и обслуживания оказываются настолько тесными, что провести четкую грань между ними удается не всегда.
Бурное развитие малого бизнеса в торговле и сфере услуг связано, прежде всего, с низкой начальной капиталоемкостью начинаний. Так, предпринимателю, решившему открыть небольшой магазинчик, будет достаточно стартового капитала в несколько тысяч долларов и не потребуется особой профессиональной подготовки.
Кроме того, создание малых предприятий в сфере услуг нередко связано с частичной диверсификацией крупного бизнеса (выделение таких функций, как охрана, эксплуатация, ремонт, послепродажное обслуживание и др.).
Довольно часто высококвалифицированные работники крупных корпораций, накопив некоторый капитал, открывают собственное дело (ремонтные мастерские, гаражи, предприятия коммунального обслуживания, небольшие гостиницы и т.д.).
В промышленности небольшие фирмы действуют во всех подотраслях и представлены как в традиционных, так и в самых передовых сферах производства. Небольшие компании с одинаковым успехом выплавляют присадки из высоколегированной стали на собственных мини-заводах и выпускают высококачественную научную аппаратуру. Общее машиностроение и генная инженерия, текстильная промышленность и микроэлектроника, кожевенно-обувное производство и робототехника — всюду присутствует и успешно функционирует малый бизнес. Более того, с небольшими динамично развивающимися компаниями во многих странах связывают надежды на ускоренное развитие перспективных видов производства.
Разумеется, малые промышленные предприятия обладают разным техническим потенциалом. Мелкие фирмы, которые внедряются в передовые подотрасли, стремятся оснастить производство самой совершенной техникой. Поэтому отнюдь не редкость, когда небольшая промышленная фирма располагает наисовременнейшими компьютерами, многофункциональным оборудованием, обрабатывающими центрами.
Мелкие предприниматели, выступающие в роли партнеров крупных корпораций, получают сведения (разумеется, под обязательство не разглашать производственные секреты) о планах на ближайшие пять-шесть лет, что помогает подрядчикам и поставщикам активно участвовать в разработке заказанных им узлов, деталей, комплектующих изделий, давать рекомендации с учетом своей производственной компетенции. Вся система субподрядных работ находится в непрерывном движении и обновлении.
Сказанное позволяет сделать вывод об определенной зависимости крупного бизнеса от малого. Например, на долю комплектующих изделий в общей стоимости легковых автомобилей, выпускаемых германскими корпорациями «Фольксваген» и «Даймлер-Бенц» приходится 60%. Аналогичный показатель у американских корпораций «Форд» и «Дженерал моторс» равен 50%, а у ведущих автомобильных компаний Японии «Тойота» и «Ниссан» превышает 70%. В Германии на долю субподрядчиков приходится 45% общего объема производства в транспортном машиностроении, 70-80% — в сталелитейной промышленности, а в целом в обрабатывающей промышленности — более 25%.
Трудно переоценить роль малого предпринимательства в сфере инноваций. Несмотря на ограниченность ресурсов, инновационные фирмы играют большую роль в воплощении многих достижений научно-технического прогресса. В США, например, за последние годы около 50% всех промышленных изобретений сделано малыми фирмами. В малых фирмах были созданы такие значительные новшества, как микропроцессор, персональный компьютер, интерферон. Небольшие компании активно и успешно разрабатывают средства программного обеспечения.
В условиях острой товарной конкуренции, когда решающим фактором становятся темпы обновления ассортимента, малые фирмы проявляют изрядную мобильность и гибкость. Как правило, прерогатива таких компаний — это начальные стадии внедрения новшеств, за крупными же фирмами остаются более капиталоемкая стадия развертывания производства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5