Рефераты. Сущность рынка. Субъекты и объекты рынка. Структура рыночных отношений

Рынок – это конкуренция между самостоятельными предприятиями-товаропроизводителями, которая вынуждает снижать индивидуальные затраты производства ниже общественно необходимых, т.е. рынок – это сфера проявления действия закона стоимости.[3]

Прежде всего, рынок – это система хозяйствования, способ производства[4]. Страна с рыночными отношениями – это общество, где господствуют: экономический закон спроса; экономический закон предложения; действует закон стоимости; имеется возможность высокой оценки способностей предпринимателей.

         Рынок имеет структуру, инфраструктуру, механизм функционирования и обязательные условия функционирования, которые можно представить в виде схемы.

         В общем случае рынок состоит из нескольких крупных сегментов, составляющих его структуру, а именно: рынка потребительских товаров, рынка имущества, в том числе средств производства, рынка рабочей силы, а так же финансов и информационного рынков. Каждому сегменту соответствуют обслуживающие его экономические институты, все вместе составляющие инфраструктуру рынка.


1.2.                    Основные этапы перехода к рынку


         Для определения стратегии и тактики рыночных отношений в Украине и СНГ большое значение имеет определение этапов перехода к рынку.

         Переход экономики нашей страны к рыночным отношениям осуществляется в три этапа:

         Первый этап длительностью 3-4 года (1991-1994гг.). В этот период формировались правовые основы рыночных отношений: разработаны и приняты многие законы. Указы Президента, постановления Кабинета Министров; создавалась система защиты рынка. В течение этого периода времени велся отбор и подготовка отрядов профессионалов рынка – предпринимателей, владельцев собственности; состоялось первоначальное накопление капитала физическими и юридическими  лицами. На этом этапе начала формироваться новая финансовая, банковская, денежная, налоговая и другие системы.

         Второй этап (6-7 лет). В течение данного периода будут, в основном, созданы структуры рынка, в том числе мощная финансовая система. Появляются, параллельно с государственной, многие другие формы собственности на средства производства; принимается Конституция страны; в центральные органы власти избираются и назначаются руководители нового, рыночного типа; происходит ломка монополизма в производстве, возрождается конкуренция; экономика, образно говоря, поворачивается лицом к потребителю, в полную силу начинают использоваться  экономические законы спроса и предложения; формируется система конвертируемой валюты.

         Третий этап – 30 лет. В этот период будет проходить шлифовка рыночного механизма, совершенствование рыночных отношений в экономической, политической, социальной и культурной жизни общества. В ходе проникновений рыночных отношений во все сферы жизни многое будет  меняться, что-то отвергаться, новые элементы – внедрятся.

         Прогнозируя этапы перехода к рынку во времени, мы исходим из благоприятного политического положения в обществе, полагая, что все политические партии, общественные движения в законодательных и исполнительных органах власти будут исходить из единства подходов и понимания необходимости строить новое цивилизованное общество.


1.3.                    Функционирование рынка в Украине



          Каковы бы ни были разновидности рынков, их функционирование предполагает наличие определенных условий.

         Прежде всего, это свобода выбора экономическими субъектами ресурсов, видов и способов хозяйственной деятельности, потребительских благ и услуг. Что и сколько производить и покупать, где взять ресурсы, кому продать и у кого купить – все это каждый субъект решает сам и несет личную ответственность за свои решения. Наилучшим образом экономическая свобода обеспечивается правом частной собственности, хотя возможны и более сложные формы присвоения, связанные с распределением функций собственника между рядом субъектов (кооперация, акционерные общества).  Важно лишь, во-первых, чтобы последние сохраняли возможность принятия независимых и ответственных решений. Во-вторых, связь экономических субъектов через конкуренцию, означающую соперничество производителей и потребителей за наиболее выгодные условия реализации своих интересов. Такой тип связи предполагает рассредоточение экономической власти между участниками обмена таким образом, чтобы ни один из них не имел возможности существенно повлиять на рыночную ситуацию, изменив ее в свою пользу. Это достигается присутствием на рынке достаточно большого числа независимо действующих продавцов и покупателей, а также возможностью свободного и ничем не ограниченного входа на рынок и выхода из него, что обеспечивает гибкость и быстроту реакции на изменение экономической ситуации.

         Конкуренция представляет собой довольно действенный механизм общественной координации и взаимного приспособления интересов. Каждый участник экономического действия стремится к тому, чтобы получить наибольшую для себя выгоду или пользу. Причем понятие «выгода» отнюдь не означает обязательного стремления к получению большей суммы денег или большего количества материальных благ. Есть люди, которые испытывают удовольствие от благотворительности, другие предпочтут возможности хорошо заработать занятие менее прибыльной, но более интересной для них деятельностью. Все зависит от того, как люди сами понимают свои интересы, но в любом случае они стремятся к максимуму того, что они считают для себя выгодой или пользой. Поэтому они стремятся совершать те действия, которые должны привести их к наибольшему чистому выигрышу. Но при этом они сталкиваются с подобными же стремлениями к действиям других людей. Столкновения эти не приводят к взаимному истреблению, хотя конфликты, разумеется, не исключены. Напротив, люди очень быстро убеждаются, что для достижения своих целей гораздо выгоднее учесть интересы друг друга и согласовать свои действия, причем происходит это не по заранее согласованному решению и не по чьему-либо предписанию, а автоматически в ходе самого процесса.

         Так же как, двигаясь по автотрассе, водители не договариваясь друг с другом занимают сравнительно равномерно все ряды, перестраиваются из одного ряда в другой, въезжают на дорогу и покидая ее обеспечивая при этом реализацию своих целей – попасть вовремя в нужное место, так и в экономике разрозненные действия отдельных лиц согласовываются друг с другом в процессе конкуренции, в результате чего каждый получает возможность удовлетворить свои потребности в рамках доступных ему средств.

         Третьим обязательным условием нормального функционирования рынка является свободное равновесное ценообразование. Свободно формирующиеся под влиянием спроса и предложения цены, являются сигналами информационной системы, ориентируясь на которые участники экономического процесса (владельцы ресурсов, предприниматели, потребители) решают что производить и каким образом распределять плоды производственных усилий. Цены в экономике выполнят ту же роль,  какую для участников дорожного движения играют дорожные знаки, светофоры, разметка, т.е. они информируют о том, как наилучшим образом поступить в данной ситуации для достижения своей цели.

         Эту роль, однако, цены могут выполнять эффективно только в том случае, если они складываются независимо от каких либо регулирующих воздействий (например, цены устанавливаются государством или искусственно поддерживаются) и являются равновесными, т.е. такими, по которым продавец согласен продать товар, а покупатель его купить.

         Система цен выступает одновременно и как механизм регистрации предпочтений многочисленных продавцов и покупателей, и как механизм реализации принятых ими решений.

         Например, если цена устанавливалась выше равновесного уровня, то покупатели изъявили желание покупать большое количество данного товара, в то время как продавцы его смогли предложить его меньше, чем хотелось бы покупателям. Но одновременно эта цена отразит и весьма вероятное решение участников обмена: покупатели, скорее всего, сократят спрос, а продавцы увеличат предложение.




































2.    Субъекты и объекты рынка

2.1.                    Домохозяйства, предприятия и государство


Как известно, субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства, фирмы (предприятия, бизнес), государство (правительство).

Субъекты рынка – это физические и юридические лица, вступающие в экономические отношения товарообмена и услуг в одних случаях как потребители, в других случаях как производители.[5]

Домашнее хозяйство – это экономическая единица в составе одного или нескольких человек. Она обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала. Она самостоятельно принимает решения на потребительском рынке. Она является собственником какого-либо фактора производства (земля, капитал, рабочая сила). Стремится максимально удовлетворить свои потребности. Домохозяйством, кроме семей, могут называться и организации, которые занимаются производством (церковь, профсоюз, партия).

 Домашние хозяйства (в составе одного или нескольких лиц), с одной стороны, являются покупателями товаров и услуг, с другой – имеют в своем распоряжении факторы производства (труд, землю, которую они могут продать или сдать в аренду). Они могут владеть акциями, благодаря чему они становятся и владельцами средств производства (капитала). Кроме того, домохозяйства выступают как покупатели на рынке товаров и услуг, предоставляемых фирмами и государственными предприятиями. В то же время сами являются продавцами на рынке ресурсов. Полученные от реализации факторов производства (прежде всего, рабочей силы) доходы используются для удовлетворения личных потребностей.

Домохозяйство – один из важнейших рыночных институтов. Роль домашних хозяйств в развитии рыночных отношений относительно велика и определяется следующими моментами:

Во-первых, домохозяйства обеспечивают необходимый уровень потребительского спроса, без которого невозможно функционирование рыночного механизма.

Во-вторых, сбережения домохозяйств являются источником накоплений и инвестиций, что очень важно в условиях развивающейся экономики.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.