Рефераты. Сущность рынка. Субъекты и объекты рынка. Структура рыночных отношений

Сущность рынка. Субъекты и объекты рынка. Структура рыночных отношений

Министерство аграрной политики Украины

Луганский национальный аграрный университет





 

Кафедра экономической 

теории и маркетинга

Курсовая работа

 

По микроэкономике на тему:

«Сущность рынка. Субъекты и объекты рынка. Структура рыночных отношений »



Выполнила: студентка 2 курса

                                                                                              Группы 322

 Тесля Виктория Васильевна


Проверил: Бучнев М.М.




 





Луганск 2008


Содержание:

Введение

1.     Сущность рынка:……………………………………………………………....4

1.1.                    Возникновение понятия «рынок»;……………………………………..…4

1.2.                    Основные этапы перехода к рынку;…………………………………..….5

1.3.                    Функционирование рынка в Украине………………………………..…..6

2.     Субъекты и объекты рынка:………………………………………………..…9

2.1.                     Домохозяйства, предприятия и государство;………………………..….9

2.2.                    Объекты рынка;…………………………………………………………..11

2.3.                    Рыночная связь между продавцом и покупателем……………………..13

3.     Структура рынка и рыночных отношений:………………………….……..14

3.1.                    Виды рынков по соотношению ситуации покупателей и продавцов;..14

3.2.                    Виды рынков по экономическому признаку;……………….……….....17

3.3.                    По видам конкурентоспособности…………………………………...…22

Заключение



































                                       Введение.


          Определенные общественные  условия – разделение труда, экономическое обособление производителей – вызывают необходимость производить продукты в качестве товаров, т.е. с целью обменять их на другие продукты или услуги. Эта необходимость реализуется с помощью механизма, сводящего вместе желающих обменятся, т.е. продавцов и покупателей, и называемого рынком. 

         История перехода к рынку (переходный период) Украины и стран СНГ – сложная, неоднозначно определенная; сам процесс перехода к рынку – противоречивый, крайне напряженный и нецивилизованный.

         Рынки (рыночные отношения) создавались во многих странах мира на протяжении длительного периода времени, к этому они заранее готовились (создавали материальную базу); для перехода к рынку выбирался определенный период времени -  не кризисный, в ходе подготовки к новой системе хозяйствования руководство страны получало поддержку политических сил и большинства населения. Рынок (рыночные отношения) – это совокупность общественных производственных отношений, система форм взаимосвязанных механизмов хозяйствования, связанных со сферой, условиями и местом производства и реализацией товара.[1]

         Рынки могут принимать самые различные формы. Ближайшая касса, промтоварный магазин – все это обычные рынки. Товарная и фондовые биржи, аукционы, ярмарки – это уже более высокоорганизованные рынки.

         Рынки, следовательно, могут быть местным, национальными, международными. На одних продавцы и покупатели устанавливают личный контакт между собой, на других действуют посредники, через которых совершаются сделки.

         В данной курсовой работе мы рассмотрим такое понятие как «рынок», а так же рассмотрим и проанализируем составляющие рынка – субъекты и объекты. Изучим содержание рыночных отношений и структуру рынка.

         Цель темы – раскрыть экономическую сущность рынка, его наиболее важные составные элементы, выяснить функции тех институтов, учреждений, с помощью которых осуществляются операции купли-продажи различных объектов рынка.











1.    Сущность рынка

1.1.                    Возникновение понятия «рынок»


         В процессе становления и развития товарно-денежных отношений формируется такой важнейший их элемент, как рынок. Поэтому причины возникновения товарно-денежных отношений в известной мере объясняют возникновение товарного обращения и рынка. В то же время рынок как самостоятельный элемент представляет собой сложное образование, имеющее свою собственную структуру, специфические условия функционирования и развития. Со времени возникновения рынка различные направления и школы экономической мысли неоднозначно трактовали его сущность.

         Рынок как один из элементов товарного производства в процессе своей эволюции в течение более чем двух столетий претерпел существенные количественно-качественные изменения, что не могло, не отразится на понимании и толковании его сущности.

         В трудах А.Смита и Д.Рикардо понятие «рынок» не получило четкого политэкономического определения, поскольку классики политической экономии относили его к внешним, поверхностным явлениям рыночной экономики, поэтому использовали преимущественно для характеристики рыночного спроса.

         Первую попытку дать научное определение рынку сделал французский экономист А.О.Курно. По его мнению, этот термин означает «любой район, где взаимоотношения покупателей и продавцов настолько свободны, что цены          на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться». Английский экономист А.Маршалл утверждал, что «чем совершеннее рынок, тем сильнее тенденция к тому, чтобы во всех его пунктах в одно и то же время за одну и ту же вещь платить одинаковую цену». В учебнике «Экономикс» рынок рассматривается как «институт или механизм, который сводит покупателей (представителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг». Американский экономист П.Хейне утверждал, что «рынок – это набор взаимосвязей, или процесс конкурентных торгов». Приведенные определения объединяет то, что все они исходят из западной традиции в понимании предмета экономической науки, т.е. не обращаются к изучению производственных или экономических отношений. Кроме того, в первых двух определениях акцентируется внимание на тенденции рынка к выравниванию цен, выявляется, таким образом, его существенная функция. При этом важно не ограничивать рынок лишь сферой товарного обмена, поскольку рынок предусматривает и денежное обращение, в том числе обращение ценных бумаг.

         В современной политической экономии в соответствии с предметом данной науки при определении сущности рынка на первый план выдвигается система экономических отношений. Делается также попытка связать рынок с определенными функциями, например, формированием спроса и предложения, цен на товары.

         Для раскрытия сущности рынка необходимо выяснить его основные субъекты, между которыми возникают и развиваются рыночные отношения. В одних определениях в качестве субъектов называется совокупность покупателей, в других – производители и потребители, продавцы и покупатели, в-третьих – домашние хозяйства, предприниматели и правительство, в-четвертых – субъекты хозяйствования. Если следовать принципу историзма, субъектами рынка целесообразно называть, во-первых, домашние хозяйства, включая отдельных индивидуумов, во-вторых, различные типы фирм (предприятий) и организаций, прежде всего крупные корпорации, в третьих, государство, в том числе наднациональные органы.

         Суммируя изложенное, сущность современного рынка можно определить как совокупность экономических отношений между домашними хозяйствами, различными типами фирм и организаций, прежде всего крупными компаниями, и государством, включая наднациональные органы, по поводу купли-продажи товаров и услуг в сфере обращения, а так же механизм реализации таких отношений в соответствии с законами товарного производства и денежного обращения.

         Как свидетельствует история, не существовало высокоэффективной нерыночной экономики, хотя не каждая рыночная экономика является высокоэффективной.

         «Рыночное хозяйство» - это то же, что и «рынок», «рыночная экономика», «рыночная  организация экономики». Это экономическая система, хозяйственная деятельность которй основана на конкуренции. Рынок формируется в ходе становления товарного производства и является неотъемлемым и важнейшим элементом. Таким образом, причины существования рынка кроются в товарном производстве.

         Рынок прежде всего выступает как обмен товаров, организованный по законам товарно-денежных отношений, и одновременно как важный элемент хозяйственного механизма.

         Рыночная экономика дает ответы на такие вопросы:

а) что и в каком объеме производить?

б) как производить (технология, ресурсы)?

в) каковы затраты производства?

г) для кого предназначена продукция?

д) каков жизненный цикл произведенного товара?

Существует множество определений рынка.

         Рынок - это способ взаимодействия экономических субъектов, основанный на ценовой системе и конкуренции. Это особый механизм координации экономических действий[2].

         Рынок – это сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями товаров. Каждый производитель и потребитель товара имеет свои интересы, которые могут либо совпадать, либо не совпадать. Если они совпадают, то происходит акт купли-продажи. Таким образом, рынок представляет собой совокупность потребителей, которые имеют интерес к продукции товаропроизводителя и возможность (средства), чтобы ее купить.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.