Рефераты. Социальное страхование в системе социальной защиты населения РБ

Результатом частичной финансо­вой и функциональной самостоятель­ности Фонда социальной зашиты на­селения является его бездефицит­ность. Превышение доходов над рас­ходами было особенно ощутимым в 90-е годы: в 1997 г. -6,5%; в 1998 г -8,7%; в 1999г-30,5%. Благодаря  ав­тономности ФСЗН в те годы достигнут более высокий уровень сбора средств по сравнению с бюджетной системой. Однако к 2004 г доходы фонда превы­сили его расходы всего на 3,5%. Это обусловлено тем, что  с 1 апреля 2004 г. средства Фонда социальной защиты населения проходят через органы каз­начейства Министерства финансов, как официально обозначено, с целью оптимизации работы фонда. В связи с этим вырисовалась новая сложнейшая схема финансирования социальных выплат [3, с.22-23].

Аккумуляция взносов на пенсион­ное и социальное страхование в каз­начействе Министерства финансов нарушает один из основных принци­пов пенсионного и социального стра­хования — автономности средств. Средства республиканского бюджета и бюджета пенсионного и социального страхования имеют разную природу и направленность. Средства фонда представляют собой пенсионно-страховой капитал, который формируется в основном за счет целевых страховых взносов и должен быть направлен на формирование страховых резервов, капитализацию и использован строго по целевому назначению.

Консолидация средств пенсионно­го и социального страхования в бюд­жете позволяет использовать их на об­щегосударственные нужды в интере­сах республиканского бюджета. Эта практика неизбежно отражается на уровне пенсий и пособий. Проблемы, накопившиеся в системе, будут усугуб­ляться, поскольку построение эффек­тивной и рациональной системы пен­сионного страхования в условиях кон­солидации бюджета ФСЗН практичес­ки невозможно. Должна быть создана разветв­ленная система пенсионного стра­хования, основанная на распреде­лительно-накопительных принципах и автономии государственного стра­хования досрочных пенсий. Финан­совые ресурсы пенсионной системы следует расходовать обособленно на оказание солидарной страховой помощи и на выплату накопленных страховых пенсий. Система соци­ального страхования должна пре­дусматривать автономию отдель­ных видов страхования с установле­нием дифференцированных тари­фов, основанных на оценках воз­можных рисков и анализе многолет­них фактических данных.

Следует начать постепенный пе­реход к равному участию нанимателя и работника в финансировании систе­мы пенсионного и социального стра­хования, с этой целью предлагается снизить до 50% долю работодателей в финансировании совокупных расходов на пенсии и пособия, сократив их долю в финансировании пенсий до 30%; увеличить долю работников в финан­сировании государственной системы пенсий и пособий до 50%; обеспечить за счет соответствующих источников финансирование пенсионного и соци­ального страхования граждан в перио­ды вынужденного нахождения в «не­страховых» периодах.

Также нужно обеспечить раздельный учет зачис­ления средств пенсионного и социаль­ного страхования на счета фонда и ин­дивидуальные лицевые счета застра­хованны в связи с их различным целе­вым назначением, что увеличит возможности фонда для эффективного управления пенсионно-страховым ка­питалом.

Необходимо ослабить стимулы к занижению истинных размеров зара­ботной платы, установив реальную ве­личину минимальной заработной пла­ты в республике и размер минималь­ного потребительского бюджета, а также увязать размер страховых взно­сов для «самозанятого» населения с показателем средней заработной платы в республике; принять жесткие меры для обязательной регистрации граждан в системе персонифициро­ванного учета с целью выявления дол­говременных неплательщиков страхо­вых взносов либо стабильных платель­щиков минимальных платежей в фик­сированном размере.

Опираясь на научный подход к вопросам теории и практики страхования, а также регулиро­вания страхования в экономи­ческой политике государства, можно выделить два этапа, в соответствии с которыми долж­на строиться государственная политика на страховом рынке в целях наиболее полной реали­зации функций страхования как экономической категории с уче­том уровня социально-эконо­мического развития общества [23, с. 356].

На первом этапе при выра­ботке политики государства в данной сфере необходимо уде­лять внимание мероприятиям, которые на макроуровне позво­лят реализовать компенсацион­ную функцию страхования в це­лях создания более благопри­ятных условий для функциони­рования важнейших сфер дея­тельности общества. В первую очередь речь идет о стимулиро­вании спроса на страхование и о создании благоприятной и стабильной социально-эконо­мической среды, обеспечиваю­щей высокий уровень защиты потребителей. Проблемы стра­хования на микроуровне на этом этапе должны решаться путем создания комплексной нормативно-правовой базы, ре­гулирующей деятельность про­фессиональных участников страхового рынка. Не менее важным для нормализации ра­боты на микроуровне является создание сильного надзорного органа, адекватного условиям работы отрасли и способного мобильно реагировать на изме­няющуюся ситуацию.

На втором этапе при усло­вии достаточного распростра­нения страхования, а также в случае создания ситуации от­носительно устойчивого эконо­мического развития значимую роль должна сыграть инвести­ционная функция страхования. При значительном объеме опе­раций по страхованию иному, чем страхование жизни, вре­менно свободные средства страховых компаний могут стать инвестиционным ресурсом; имеющим значение в мак­роэкономическом масштабе,

Социальные издержки переходного периода, влияние негативных демогра­фических факторов и различные экономические проблемы стали причиной глубинной деформации финансовых основ пенсионного и социального страхования в нашей стране. Отмечается рост расходов Фонда социальной защиты населения на многочисленные выплаты, не обеспеченные поступлением стра­ховых платежей. Отсутствие механизма дифференциации страховых взносов в рамках определенного вида пенсионного и социального страхования усили­вает негативное действие нецелевого расходования средств.

В связи с этим особое значение приобретают вопросы поиска оптимальной рыночной модели финансового обеспечения системы пенсионного и социального страхования, которая учитывала бы международные принципы и нормы, гаранти­ровала качественно новый уровень пенсионирования и активацию страховых при­знаков системы. Основанная на актуарных расчетах, модель должна адекватно оценивать текущее и долгосрочное прогнозирование финансового состояния систе­мы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи [1, с. 45]:

•   определить основные этапы проведения актуарных расчетов и прогнози­рования финансового состояния системы;

•  уточнить систему прогнозных показателей, применяемых при расчете суммы страховых взносов;

•   основываясь на принципе паритетного участия социальных партнеров, разработать механизм перераспределения страховых тарифов между застрахо­ванным лицом и нанимателем;

•   разработать методику расчета дотаций на санаторно-курортное лечение с учетом страхового стажа реципиентов и их реального вклада в систему со­циальных трансфертов.

На первом этапе актуарного моделирования необходимо определить исход­ные параметры будущего прогноза — основные макроэкономические и демо­графические характеристики, а также ограничения и требования к уровню жизни, который система должна обеспечивать участникам.

На следующем этапе устанавливаются основные показатели расходной части бюджета фонда, т.е. необходимого объема финансовых ресурсов для обеспечения выплаты пенсий в соответствии с действующим законодательством. При этом рас­четы осуществляются отдельно по каждой категории получателей пенсий, а также в разрезе выплат, определяются резервы сокращения расходов ФСЗН.

Уровень, ресурсной обеспеченности фонда рассчитывают на третьем этапе, как и тариф страховых взносов, необходимый для финансирования назначенных пенсий и пособий в полном объеме. Последний этап предполагает корректировку и регули­рование страхового тарифа, расчет страховых платежей для финансирования выплат по "нестраховым" периодам, использование резервов увеличения доходов и сокращение расходов для достижения финансовой сбалансированности фонда [1, с. 46].

В связи с необходимостью пенсионного и социального страхования граждан, вынужденно находящихся в "нестраховых" периодах, а также занятостью отдель­ной когорты застрахованных в силовых ведомствах, имеющей особенности при расчете страховых взносов, наличием большого числа самозанятых плательщиков страховых взносов, несущих двойную страховую нагрузку (нанимателя и застра­хованного) система укрупненных прогнозных показателей, применяемых при мак­роэкономических расчетах для оценки финансового состояния Фонда социальной защиты населения на долгосрочную перспективу, нуждается в доработке.

При актуарных расчетах объема поступлений в ФСЗН Алешкевич И. Н. предлагает ис­пользовать коэффициент бонификации , учитывающий уровень необла­гаемых выплат, который позволит оценить масштабы льготирования выплат в пользу застрахованных и отражающий реальное соотношение всех доходов застрахованных и доходов, подлежащих обложению. Также необходимо учи­тывать и коэффициент собираемости страховых взносов , поскольку несмотря на достаточно высокий уровень собираемости взносов, он ниже 1 (данный показатель принимает среднее значение 0,986 с 1997 по 2004 гг.) и су­щественно влияет на отклонение прогнозных показателей. Таким образом, фор­мула общего объема поступлений страховых взносов в ФСЗН будет иметь четыре составляющих: страховые взносы работающих  самозанятого населения (SV2), граждан в «нестраховых» периодах  и страховые взносы, занятых в силовых ведомствах  и примет следующий вид [2, с. 65]:

;                                             (2)                         

                                   (3)

                             (4)

                                            (5)

где  NR — численность работающих в году t;

Zm — среднемесячная заработная плата;

Кь — коэффициент бонификации (уровень необлагаемых выплат);

Т — тариф страховых взносов, установленный по законодательству;

Ks — коэффи­циент собираемости страховых взносов;

NSN — численность самозанятого на­селения;

MZP — минимальная заработная плата;

ВРМ — бюджет прожиточ­ного минимума; NNP — численность населения в нестраховых периодах;

NSV — численность занятых в силовых ведомствах;

Zmsv — среднемесячные доходы в силовых ведомствах.


Применение дополнительных коэффициентов позволит реально оценить масштабы льготирования выплат в пользу застрахованных, более точно опре­делить коэффициент замещения пенсий, спрогнозировать численность буду­щих получателей социальных пенсий и предусмотреть в случае необходимости дополнительные источники финансирования страховых выплат.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.