Система обязательного медицинского страхования в Германии (ОМС) введена в 1883 г. Основными ее задачами являются:
• ранняя диагностика заболеваний;
• медицинское обслуживание, включая денежные пособия по болезни;
• оказание услуг по реабилитации, цель которой – сохранение и поддержание здоровья;
• помощь по охране материнства и другие виды помощи;
• семейное страхование. Эта система функционирует независимо от государственного бюджета через самостоятельные страховые учреждения и организации, которые финансируются за счет страховых взносов. Размер взносов - 14% заработка застрахованного и уплачиваются они равными долями нанимателем и застрахованным. Медицинские услуги оказываются в соответствии с состоянием здоровья застрахованного вне зависимости от суммы взносов. В системе ОМС Германии разработан подробный каталог оказываемых медицинских услуг [5, с. 38].
В Германии существует также система частного медицинского страхования (ЧМС) для граждан, которые в силу своей деятельности или высоких доходов не подлежат обязательному медицинскому страхованию. Кроме того, ЧМС предлагает застрахованным в ОМС дополнительные услуги, которые не входят в ее каталог.
Закон о социальном страховании от несчастных случаев введен в Германии в 1884 г. и был первым законом такого рода в мире. Это страхование решает следующие задачи:
• профилактика несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
• реабилитационные услуги после трудового увечья и при профзаболевании;
• выплата пенсий пострадавшим и пенсий при потере кормильца, а также других пособий.
Данный вид страхования осуществляется товариществами профессионального страхования, которые специализируются по отраслям производства. В их ведении находятся: несчастные случаи на производстве; травмы, полученные по пути на работу (с работы); профессиональные заболевания.
Действующей системой надбавок и скидок непосредственно вознаграждается стремление предприятия к обеспечению безопасности труда и защиты здоровья работающих. Максимальный страховой тариф – 6%.
Страхование по безработице в Германии действует с 1927 г. и включает [13]:
• консультирование по выбору профессии;
• содействие в трудоустройстве;
• помощь в получении профессионального обучения, повышении квалификации по профессии и адаптации к новым условиям работы;
• предоставление услуг, по профессиональной реабилитации;
• проведение мероприятий по сохранению рабочих мест;
• изучение рынка труда и рынка профессий;
• выплату пособий по безработице, пособий по временному трудоустройству, помощи по безработице, а также денежной компенсации в случае банкротства предприятия.
Финансирование социального страхования по безработице осуществляется за счет страховых взносов нанимателей и наемных работников, уплачиваемых равными долями из общеустановленного размера – 6,5% от заработка.
Страхование по уходу – самый молодой вид социального страхования в Германии - введено в 1995 г. Основными задачами его являются: услуги по уходу на дому; уход за стационарными больными; обеспечение вспомогательными средствами по уходу и оказание технической помощи; организация курсов по обучению уходу за больными. Финансирование осуществляется за счет страховых взносов, уплачиваемых самим застрахованным. Размер страхового тарифа – 1,7% заработка.
Таким образом, максимальный суммарный тариф по всем видам социального страхования, уплачиваемый нанимателем, не превышает 26%.
Сравнивая системы социального страхования Беларуси и других стран, в частности Германии, можно найти в них некоторое сходство. Однако при более внимательном рассмотрении видно, что наша система сильно отличается от зарубежных, причем, увы, не в лучшую сторону. Более того, наметившиеся в последнее время пути ее развития, к большому сожалению, являются уходом от страховых принципов и возвратом к изжившей себя советской системе. Вопросы несовершенства отечественной системы, необходимость и пути ее реформирования требуют отдельного рассмотрения.
Отличительной чертой системы социальной защиты населения в США является децентрализация. Это проявляется в наличии и реализации разных социальных программ на разных уровнях: федеральном, штата, местном. Преимущества данной системы состоят в том, что она позволяет полностью и оперативно реализовывать социальные потребности людей практически в каждом регионе страны [13].
В США с 1935 г. Законом о социальном страховании были установлены два вида страхования — пенсии по старости и пособия по безработице, меры помощи некоторым категориям бедняков (в первую очередь инвалидам и сиротам), а со временем — пенсии при утрате кормильца, пособия по нетрудоспособности (не связанной с производственными травмами), медицинское страхование лиц в возрасте 65 лет и старше. Действие указанного закона распространяется также на рабочих и служащих частного сектора. Для железнодорожников, федеральных гражданских служащих, ветеранов войны и военнослужащих установлена особая система социального страхования. Вместе с тем государственным страхованием не охвачены сельскохозяйственные рабочие, работники мелких предприятий, поденщики и некоторые другие категории трудящихся [22, с. 237].
Кроме общей федеральной программы, на уровне штатов существуют программы страхования на случай производственного травматизма или профессиональных заболеваний. Компенсация (за увечья на производстве, гибель и т.д.) достигает до 2/3 заработной платы, и в основном она (компенсация) выплачивается частными страховыми компаниями.
Что касается вспомоществования бедным, то оно получило распространение в стране с 60-х годов нашего века и нацелено на обеспечение гарантированного дохода, поддержку семей с детьми, престарелых, инвалидов, многодетных или неполных семей (где глава семьи женщина или безработный), нуждающихся в продовольственной, жилищной и медицинской помощи.
Гарантированный государством доход в США соответствует «черте бедности». Он систематически корректируется с учетом уровня инфляции и может быть увеличен за счет бюджетных средств штатов. Продовольственная помощь осуществляется главным образом путем предоставления нуждающимся продуктовых талонов. Их получают лица или семьи, доход которых не превышает 125% от дохода «черты бедности». Талоны предоставляются им бесплатно или по сниженным ценам. Другие формы продовольственной помощи — школьные завтраки, помощь матерям с детьми до 1 года и т.д.
Жилищные субсидии в США предоставляются семьям с низкими доходами, и их размер составляет в среднем 2000 долларов в год на семью.
Система государственного страхования в стране дополняется частными системами страхования, имеющими две формы — коллективную по месту работы и индивидуальную.
Частным пенсионным обеспечением, имеющим важное значение для большей части трудящихся страны ('/3 из всех обеспеченных пенсиями), охвачено около 40 млн. рабочих и служащих. Пенсионные фонды складываются из взносов предпринимателей (свыше 90%), профсоюзов, неорганизованных рабочих и служащих. Отличие частной пенсии от государственной состоит в том, что она выплачивается рабочим и служащим после 10 лет непрерывного стажа в одной фирме, а государственная — независимо от места работы.
В США довольно широко распространены также дополнительные выплаты (оплата отпусков и больничных листов, дополнительных пособий по безработице, субсидии на продолжение образования и юридические услуги).
В США можно отметить как общие с другими странами, так и особенные приемы и формы социальной работы с различными категориями населения.
4. ТЕНДЕНЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Увеличение абсолютной численности пенсионеров, их удельного веса в общей численности населения и другие факторы стали причиной кризисных явлений в системе пенсионного и социального страхования. Последствиями негативных процессов явились глубинная деформация финансовых основ пенсионного и социального страхования, рост расходов Фонда социальной защиты населения на многочисленные выплаты, не обеспеченные адекватным поступлением страховых платежей.
В связи с этим особое значение приобретает поиск оптимальной модели финансового обеспечения системы пенсий и пособий, которая учитывала бы международные принципы и нормы, гарантировала качественно новый уровень пенсионирования и активацию страховых признаков системы.
Целью такой работы является построение модели финансового обеспечения системы пенсионного и социального страхования, адекватной современным рыночным условиям, которая должна обеспечивать [1, с.42]:
· сочетание солидарности обязательств и индивидуального накопления в пенсионной системе с существенным преобладанием последнего;
· равенство страхового тарифа для всех плательщиков взносов;
· возвратность пенсионных и других страховых платежей по замкнутой траектории;
· индивидуальный учет не только уплаченных взносов, но и полученных страховых выплат;
· целевое использование страховых взносов на выплату пенсий;
· эквивалентность страховых платежей и выплат в распределительной составляющей системы;
· консервацию (сбережение) страховых взносов на индивидуальных счетах застрахованных;
· увеличение страховых выплат в накопительном звене за счет полученных инвестиционных доходов;
· прямую зависимость размера пенсии от трудового (страхового) вклада застрахованных лиц;
· адекватность величины пенсии современным условиям — сохранение ее покупательной способности в течение всего периода получения путем индексации пенсионного капитала.
Нуждается в изменении система управления пенсионным обеспечением в стране. Первоочередным в этой части представляется объединение в одной организационной структуре всех функций по сбору и аккумуляции средств, назначению и перерасчету пенсий, а также их выплате. Это — мировая практика, к этому пришли в России, это необходимо делать и в Беларуси.
В условиях рыночной экономики банкротство, реорганизация предприятий стали носить массовый характер. При этом зачастую не сохраняются архивы, которые могли бы подтвердить трудовой стаж и размер заработной платы для назначения государственной пенсии. Размер пенсии не отражает индивидуального вклада каждого работающего в систему социального страхования в течение всей трудовой деятельности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7