Рефераты. Социальное страхование в системе социальной защиты населения РБ

Система обязательного меди­цинского страхования в Герма­нии (ОМС) введена в 1883 г. Ос­новными ее задачами являются:

•   ранняя диагностика  забо­леваний;

•  медицинское    обслужива­ние, включая денежные пособия по болезни;

• оказание услуг по реабили­тации, цель которой – сохранение и поддержание здоровья;

•   помощь   по   охране  мате­ринства и другие виды помощи;

• семейное страхование. Эта  система функционирует независимо от государственно­го бюджета через самостоятель­ные страховые учреждения и ор­ганизации, которые финансиру­ются за счет страховых взносов. Размер взносов - 14% заработка застрахованного и уплачиваются они равными долями нанимате­лем и застрахованным. Медицин­ские услуги оказываются в соот­ветствии с состоянием здоровья застрахованного вне зависимос­ти от суммы взносов. В системе ОМС Германии разработан под­робный каталог оказываемых ме­дицинских услуг [5, с. 38].

В Германии существует так­же система частного медицин­ского страхования (ЧМС) для граждан, которые в силу своей деятельности или высоких до­ходов не подлежат обязательно­му медицинскому страхованию. Кроме того, ЧМС предлагает за­страхованным в ОМС дополни­тельные услуги, которые не вхо­дят в ее каталог.

Закон о социальном стра­ховании от несчастных случа­ев введен в Германии в 1884 г. и был первым законом такого рода в мире. Это страхование решает следующие задачи:

•  профилактика   несчастных случаев и профессиональных за­болеваний;

•  реабилитационные  услу­ги после трудового увечья и при профзаболевании;

• выплата пенсий пострадав­шим и пенсий при потере кор­мильца, а также других пособий.

Данный вид страхования осу­ществляется товариществами профессионального страхова­ния, которые специализируются по отраслям производства. В их ведении находятся: несчастные случаи на производстве; травмы, полученные по  пути на работу (с работы); профессиональные забо­левания.

Действующей системой над­бавок и скидок непосредствен­но вознаграждается стремление предприятия к обеспечению бе­зопасности труда и защиты здо­ровья работающих. Максималь­ный страховой тариф –  6%.

Страхование по безработице в Германии действует с 1927 г. и включает [13]:

•    консультирование по выбо­ру профессии;

•    содействие в трудоустройс­тве;

•    помощь в получении про­фессионального   обучения,   по­вышении квалификации по про­фессии  и   адаптации   к   новым условиям работы;

•    предоставление услуг, по профессиональной реабилитации;

 •   проведение мероприятий по сохранению рабочих мест;

•    изучение рынка труда и рынка профессий;

• выплату пособий по безра­ботице, пособий по временному трудоустройству, помощи по без­работице, а также денежной ком­пенсации в случае банкротства предприятия.

Финансирование социального страхования по безработице осу­ществляется за счет страховых взносов нанимателей и наемных работников, уплачиваемых рав­ными долями из общеустановлен­ного размера – 6,5% от заработка.

Страхование по уходу – са­мый молодой вид социального страхования в Германии - введе­но в 1995 г. Основными задача­ми его являются: услуги по уходу на дому; уход за стационарными больными; обеспечение вспомо­гательными средствами по ухо­ду и оказание технической помо­щи; организация курсов по обу­чению уходу за больными. Фи­нансирование осуществляется за счет страховых взносов, уплачи­ваемых самим застрахованным. Размер страхового тарифа – 1,7% заработка.

Таким образом, максималь­ный суммарный тариф по всем видам социального страхования, уплачиваемый нанимателем, не превышает 26%.

Сравнивая системы социаль­ного страхования Беларуси и дру­гих стран, в частности Германии, можно найти в них некоторое сходство. Однако при более вни­мательном рассмотрении видно, что наша система сильно отлича­ется от зарубежных, причем, увы, не в лучшую сторону. Более того, наметившиеся в последнее вре­мя пути ее развития, к большому сожалению, являются уходом от страховых принципов и возвра­том к изжившей себя советской системе. Вопросы несовершенс­тва отечественной системы, не­обходимость и пути ее реформи­рования требуют отдельного рас­смотрения.

Отличительной чертой системы социальной защиты населения в США является децентрализация. Это проявляется в наличии и реализации разных социальных программ на разных уровнях: фе­деральном, штата, местном. Преимущества данной системы состо­ят в том, что она позволяет полностью и оперативно реализовывать социальные потребности людей практически в каждом регионе страны [13].

В США с 1935 г. Законом о социальном страховании были уста­новлены два вида страхования — пенсии по старости и пособия по безработице, меры помощи некоторым категориям бедняков (в пер­вую очередь инвалидам и сиротам), а со временем — пенсии при утрате кормильца, пособия по нетрудоспособности (не связанной с производственными травмами), медицинское страхование лиц в возрасте 65 лет и старше. Действие указанного закона распростра­няется также на рабочих и служащих частного сектора. Для желез­нодорожников, федеральных гражданских служащих, ветеранов войны и военнослужащих установлена особая система социального страхования. Вместе с тем государственным страхованием не охва­чены сельскохозяйственные рабочие, работники мелких предприя­тий, поденщики и некоторые другие категории трудящихся [22, с. 237].

Кроме общей федеральной программы, на уровне штатов суще­ствуют программы страхования на случай производственного трав­матизма или профессиональных заболеваний. Компенсация (за уве­чья на производстве, гибель и т.д.) достигает до 2/3 заработной платы, и в основном она (компенсация) выплачивается частными страхо­выми компаниями.

Что касается вспомоществования бедным, то оно получило рас­пространение в стране с 60-х годов нашего века и нацелено на обес­печение гарантированного дохода, поддержку семей с детьми, пре­старелых, инвалидов, многодетных или неполных семей (где глава семьи женщина или безработный), нуждающихся в продовольствен­ной, жилищной и медицинской помощи.

Гарантированный государством доход в США соответствует «чер­те бедности». Он систематически корректируется с учетом уровня инфляции и может быть увеличен за счет бюджетных средств штатов. Продовольственная помощь осуществляется главным образом путем предоставления нуждающимся продуктовых талонов. Их по­лучают лица или семьи, доход которых не превышает 125% от дохо­да «черты бедности». Талоны предоставляются им бесплатно или по сниженным ценам. Другие формы продовольственной помощи — школьные завтраки, помощь матерям с детьми до 1 года и т.д.

Жилищные субсидии в США предоставляются семьям с низки­ми доходами, и их размер составляет в среднем 2000 долларов в год на семью.

Система государственного страхования в стране дополняется частными системами страхования, имеющими две формы — коллек­тивную по месту работы и индивидуальную.

Частным пенсионным обеспечением, имеющим важное значение для большей части трудящихся страны ('/3 из всех обеспеченных пен­сиями), охвачено около 40 млн. рабочих и служащих. Пенсионные фонды складываются из взносов предпринимателей (свыше 90%), профсоюзов, неорганизованных рабочих и служащих. Отличие част­ной пенсии от государственной состоит в том, что она выплачивает­ся рабочим и служащим после 10 лет непрерывного стажа в одной фирме, а государственная — независимо от места работы.

В США довольно широко распространены также дополнитель­ные выплаты (оплата отпусков и больничных листов, дополнитель­ных пособий по безработице, субсидии на продолжение образова­ния и юридические услуги).

В США можно отметить как общие с другими странами, так и особенные приемы и формы социальной работы с различными ка­тегориями населения.










4. ТЕНДЕНЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Увеличение абсолютной численности пен­сионеров, их удельного веса в общей числен­ности населения и другие факторы стали при­чиной кризисных явлений в системе пенси­онного и социального страхования. Послед­ствиями негативных процессов явились глу­бинная деформация финансовых основ пен­сионного и социального страхования, рост расходов Фонда социальной защиты населе­ния на многочисленные выплаты, не обес­печенные адекватным поступлением страхо­вых платежей.

В связи с этим особое значение приобре­тает поиск оптимальной модели финансово­го обеспечения системы пенсий и пособий, которая учитывала бы международные прин­ципы и нормы, гарантировала качественно новый уровень пенсионирования и актива­цию страховых признаков системы.

Целью такой работы является построение модели финансового обеспечения системы пенсионного и социального страхования, адекватной современным рыночным услови­ям, которая должна обеспечивать [1, с.42]:

·        сочетание солидарности обязательств и индивидуального накопления в пенсионной системе с существенным преобладанием пос­леднего; 

·        равенство страхового тарифа для всех плательщиков взносов;

·        возвратность пенсионных и других стра­ховых платежей по замкнутой траектории;

·        индивидуальный учет не только уплачен­ных взносов, но и полученных страховых выплат;

·         целевое использование страховых взно­сов на выплату пенсий;

·          эквивалентность страховых платежей и выплат в распределительной составляющей системы;

·        консервацию (сбережение) страховых взносов на индивидуальных счетах застрахо­ванных;

·        увеличение страховых выплат в накопи­тельном звене за счет полученных инвести­ционных доходов;

·        прямую зависимость размера пенсии от тру­дового (страхового) вклада застрахованных лиц;

·        адекватность величины пенсии совре­менным условиям — сохранение ее покупа­тельной способности в течение всего перио­да получения путем индексации пенсионно­го капитала.

Нуждается в изменении система управления пенсионным обеспечением в стране. Первоочередным в этой части представляется объединение в одной организационной структуре всех функций по сбору и аккумуляции средств, назначению и перерасчету пенсий, а также их выплате. Это — мировая практика, к этому пришли в России, это необходимо делать и в Беларуси.

В условиях рыночной экономики банкротство, реорганизация предприятий стали носить массовый характер. При этом зачастую не сохраняются архивы, которые могли бы подтвердить трудовой стаж и размер заработной платы для назначения государственной пенсии. Размер пенсии не отражает индивидуального вклада каждого работающего в систему социального страхования в течение всей трудовой деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.