• увеличение объема работы жертвы или установление нереальных сроков ее исполнения.
Ментальными последствиями запугивания могут стать депрессия, беспокойство, неспособность сосредоточиться, потеря уверенности в своих силах и мотивации, а также чувство злости и враждебности по отношению к коллегам и компании-работодателю. Физические последствия запугивания аналогичны последствиям страха и крайнего стресса: бессонница, усталость, головные боли, кожные высыпания, язвенная болезнь и т. д. В организациях, где широко распространено запугивание, часты случаи прогулов. При этом снижается общая эффективность деятельности такой организации. Возможными решениями данной проблемы могут стать:
• изменение организационной культуры предприятия;
• назначение одного из работников компании доверенным лицом, с которым жертвы запугивания могут сугубо конфиденциально обсудить свои проблемы и жалобы; назначенный сотрудник должен иметь прямой доступ к исполнительному директору или управляющему компании;
• внедрение официальных процедур подачи и рассмотрения жалоб, специально предназначенных для борьбы с запугиванием;
• скорейшей перевод жертв запугивания на другую работу в компании;
• собеседование с теми, кто допускает запугивание, с последующим применением к ним мер дисциплинарного воздействия, если их поведение не меняется к лучшему.
РАБОЧАЯ СРЕДА
Освещение
Исследования позволили определить минимальный уровень освещения, необходимый для выполнения многих производственных заданий. Подробную консультацию могут предоставить инженеры по освещению, но общие правила целесообразно привести.
(а) Освещение места выполнения задания должно быть сфокусировано на самом предмете задания, если освещение направлено на рабочее пространство, окружающее предмет задания, у работника может развиться усталость и потеря внимания.
(б) Слишком контрастная освещенность предмета задания и окружающего рабочего пространства вызывает усталость глаз и может 'привести к несчастному случаю, поскольку для работника бывает трудно приспособиться к контрастному освещению при переходе из сильно освещенного в затемненное рабочее пространство.
(в) Блики могут создать дискомфорт или привести к снижению остроты зрения работника. Их следует свести к минимуму, обеспечив, чтобы потоки света не были направлены непосредственно в глаза работника; нужно также убедиться, что рабочие поверхности не отражают свет.
(г) Следует создать некоторое разнообразие визуальной обстановки, например, выкрасить стены в разные цвета или обеспечить вид на удаленные предметы, например вид из окна вдаль.
(д) Даже если производственные цеха и офисы кажутся хорошо освещенными дневным светом через окна и стеклянные крыши, следует дополнить это освещение искусственным электрическим светом, поскольку некоторые места могут оказаться в тени. Тогда искусственное освещение станет хорошим дополнением дневного света.
(е) Грязные стекла, стены или плафоны искусственного освещения значительно снижают освещенность рабочего помещения. Нужно следить, чтобы они поддерживались в чистоте.[36]
Шум
Существует четыре негативных последствия избыточного шума на производстве.
а) Глухота — продолжительное пребывание в помещении с громким шумом вызывает у большинства людей глухоту, которая начинается с потери способности слышать высокие звуки. Глухота может наступать так медленно, что работник может и не заметить начала процесса. Заботящийся о коллективе работодатель непременно периодически будет организовывать медосмотры с целью проверки слуха для работников, находящихся в шумных цехах.
б) Производительность труда — исследования показали, что простая механическая работа, не связанная с умственными усилиями, в условиях шума не становится менее производительной. Однако работа, требующая точности, сосредоточения внимания и быстрой реакции, в условиях шума может стать менее производительной. Например, в условиях шума менее производительными становятся расчеты и наблюдения, увеличивается число попыток и учащаются ошибки. Вероятно также, хотя это и не доказано однозначно, шум повышает число несчастных случаев.
в) Раздражение — практика показывает, что со временем работники могут привыкнуть практически к любому уровню шума, но они станут жаловаться на шум в случаях, если он:
• носит случайный характер (особенно если он высокого тона)
• очевидно не нужен, лишний;
• неожиданный;
• необъяснимый.
Раздражение, вызванное шумом, можно снизить, если давать соответствующие предупреждения перед тем, как он возникает, или объяснить его происхождение.
(г) Нарушение коммуникаций — устные распоряжение могут быть плохо услышаны тем, к кому они обращены, или неправильно подняты из-за сильного шума.[37]
Отопление и вентиляция
Здесь особую важность имеют три фактора: температура, влажности ток воздуха. Все эти факторы могут оказывать влияние на эффективность работы и комфортность рабочих условий.
а) Температура — на фабриках оптимальная температура для выполнения легкой работы составляет 10°С (65°Р), тогда как большинство людей чувствуют себя комфортно при температуре от 15 до 20°С (60—70°Р). Тяжелую работу лучше всего выполнять при температуре в диапазоне от 12 до 15°С (55—60°Р). В офисах комфортная температура составляет от 19 до 23°С (от 67 до 73°Р).
(б) Влажность — приобретает особую важность только тогда, когда условия работы характеризуются избыточной влажностью или чрезвычайной сухостью. В первом случае работники жалуются на духоту, во втором — на сухость в носоглотке.
(в) Ток воздуха — общепринятым считается мнение, что для комфортности пребывания в помещении ток воздуха в нем должен иметь скорость 10 м/мин. Если температура в помещении выше или ниже идеальной, ток воздуха должен быть быстрее или медленнее, чем 10 м/мин. Для улучшения тока воздуха можно использовать вентиляторы или системы кондиционирования воздуха.[38]
Синдром нездорового помещения
Неблагоприятное состояние перечисленных факторов, влияющих на комфортные условия труда, могут сочетаться, в результате создается то, что известно под названием «синдром нездорового помещения» (синдром — это набор различных симптомов заболевания). Этот термин часто применим к недавно построенным определенного типа офисным зданиям, оборудованным системой кондиционирования воздуха, встроенной отопительной системой, звукоизоляцией стен, стандартным дизайном и оформлением помещений, которые имеют тенденцию вызывать у работающих там людей головные боли, напряжение зрения, сонную депрессию (сонливость и апатию) и прочие мелкие недомогания.[39]
УСЛОВИЯ РАБОТЫ
Время работы
Работники, занятые физическим трудом, как правило, работают более длительное время, чем работники нефизического труда, отчасти из-за традиционно более раннего начала рабочего дня, а отчасти потому, что они выполняют большой объем сверхурочной работы. Статистика, публикуемая министерством занятости, показывает, что в среднем мужчины — работники физического труда работают на семь часов в неделю больше, чем мужчины — работники нефизического труда, а женщины, занятые физическим трудом, — на три часа в неделю больше, чем женщины, чей труд не связан с непосредственными физическими усилиями.
Сверхурочная работа
Компания предлагает своим работникам сверхурочную работу по следующим причинам:
(а) чтобы обеспечить уровень выпуска продукции, компенсируя нехватку рабочей силы;
(б) для временного или сезонного увеличения объема производства без соответствующего увеличения численности штата;
(в) чтобы производить ремонт и обслуживание предприятия и производственного оборудования в часы, когда оно не эксплуатируется.
Таким образом при правильной организации дела сверхурочная работа может существенно увеличить эффективность деятельности компании. В то же время исследования показывают, что в основном сверхурочная работа объясняется не названными причинами, а стремлением увеличить доходы работников. Вследствие этого сверхурочная работа становится неэффективной практикой, поскольку ремонт и обслуживание оборудования необходимо проводить в нерабочие часы и без ущерба для объема производства.
Некоторые компании сократили до минимума или вообще отказались от сверхурочной работы путем достижения договоренности с работниками об увеличении базовой ставки оплаты труда, так что совокупный доход работников этих компаний в настоящее время фактически равен тому, который они получали со сверхурочными. Работник, находящийся на окладе, как правило, не получает оплаты за сверхурочную работу, а если все же получает, то по обычной ставке оплаты или очень низкий уровень премиальных выплат.
Посменная работа
За последние 30 лет общепринятой стала практика непрерывного использования дорогостоящего оборудования для покрытия затрат на его приобретение. Следствием этого является неуклонное возрастание использования посменной работы, т.е. такая организация труда, при которой одна смена работников сменяет на производстве другую, что позволяет обеспечивать непрерывность производственного процесса.
Посменная работа является или двухсменной, когда в течение дня две смены сменяют одна другую без ночной работы, или трехсменной, когда три смены работников обеспечивают непрерывную круглосуточную работу предприятия.
Трехсменная работа может создать следующие проблемы.
(а) Мастерам (линейным менеджерам, контролерам) требуется дополнительная подготовка в области менеджмента, поскольку в нерабочие часы высшее руководство компании отсутствует.
(б) Заступающая смена часто обвиняет предыдущую смену в плохой работе, в беспорядке на рабочих местах.
(в) Возникает необходимость обеспечения работы столовых, пунктов первой медицинской помощи и охраны в вечерние и ночные часы.
(г) Из-за непрерывной эксплуатации могут возникать более частые поломки оборудования.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13