Рефераты. Система управления социально значимыми расходами местного бюджета

Анализом выявлено, что основными причинами снижения доходов от аренды имущества являются, во-первых, увеличение льгот и перераспределение аренды в пользу льготируемых арендаторов. Во-вторых, в результате роста банкротства предприятий - арендаторов. С целью увеличения доходов от сдачи в аренду муниципального имущества администрацией города Волжского были проведены аукционы, но, вследствие неэффективной работы службы экономической безопасности, зачастую, право аренды на аукционных торгах получали несостоятельные арендаторы, а процедура расторжения договоров аренды по решению суда довольно длительна, что приводило к потере арендных платежей.

Следующим источником пополнения доходов бюджета могут быть доходы от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений, доля которых в формировании доходной части бюджета г. Волжского составляет незначительную величину, хотя и превышает общероссийский уровень почти в два раза (табл.1.2.6.).

Таблица 1.2.6.

Доходы бюджетных учреждений от предпринимательской деятельности в 2001-2003 гг. в % к общей сумме доходов35.


2001

2002

2003

Доходы от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений муниципальных образований в целом по РФ

1,8%

2,2%

3,9%

Доходы от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений по г. Волжскому

2,2%

2,62%

6,49%

34   Данные Минфина РФ и городского положения «О бюджете г. Волжского на 2002 год»

35    Составлено автором на основе данных Минфина РФ и Управления Финансов по г. Волжскому

34


Исходя из данных табл. 1.2.6. можно заметить небольшую положительную динамику роста доходов от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений как в целом по России, так и по г. Волжскому, однако процент этих доходов незначителен в структуре доходов местных бюджетов, и они не играют существенную роль в формирования доходной части бюджета.

Возможным дополнительным доходным источником местных бюджетов может являться арендная плата за пользование земельными участками, однако, по данным Министерства Финансов РФ, этот показатель также не существенней и колеблется в пределах от 1,1% до 7% в крупных городах в общем объеме доходов.

Существенным источником формирования доходной части бюджета муниципального образования является муниципальный кредит, который получил широкое применение в зарубежной и российской практике.

На уровне г. Волжского существует программа внутренних заимствований. К сожалению, несмотря на рост данного вида источника доходов (от 5,8% в 2001г. до 15,1% в 2003г.), город использует муниципальный кредит для покрытия своих кассовых разрывов и для покрытия дефицита бюджета, а не для бюджетного развития.





15,О5%


20,00% 1

у"


12,50% __



15,00%


$,80%




10,00% 5,00%


<Я^Иоооооцоооооосоояяворр#4

кйяЯккккСяажккяю

ИПППГЕ                                      ДоойовдеаддмйяжяДЩДД'


0,00% *™™=»™™~

2001

2002

2003

Рис.1.2.5. Объем муниципальных заимствований г. Волжского по отношению к общей сумме доходов за 2001-2003гг.

Если рассматривать муниципальный кредит как источник дополнительных денежных средств, то при сбалансированности бюджета эти средства можно направлять на инвестиции:

35


-   в высокодоходные государственные и корпоративные ценные бумаги;

-   в развитие рыночной инфраструктуры территории муниципалитета;

-   в расширение и улучшение социально-бытовых услуг;

-   в повышение благосостояния населения муниципалитета путем выделения
дополнительных социальных выплат, надбавок к зарплате, снижением платы за
коммунальные услуги и так далее.

На основе анализа динамики доходов местных бюджетов можно сделать ряд выводов:

1.  Налоговые реформы посткризисного периода привели к снижению
уровня    фискальной    автономии    муниципалитетов,    в    результате    этого
значительно сократились источники финансовых ресурсов для формирования
доходной части бюджета и возможности развития местного самоуправления.

2.    Для   повышения   устойчивости   и   расширения   самостоятельности
местных бюджетов следует увеличить в их доходах долю собственных   и
устойчивых регулирующих налогов  при  одновременном  сокращении  доли
трансфертов,    которые    не    оказывают    стимулирующего    воздействия    на
производство    и    порождают    иждивенчество.    В    перспективе    развития
бюджетного  и  налогового  законодательства  необходимо   сделать   наиболее
чёткое и обоснованное разделение налоговых поступлений в бюджеты разных
уровней  и расширение финансирования  целевых программ, учитывающих
необходимость развития муниципальных образований.

3.  Согласно Конституции органы местного самоуправления не являются
органами государственной власти, в связи с чем из средств, поступающих от
налогообложения,   государство   призвано   формировать   только   те   доходы
муниципального    бюджета,    которые    необходимы    для    финансирования
государственных    полномочий,    переданных    «сверху»    органам    местного
самоуправления.    Полномочия    органов    местного    самоуправления,    сверх
переданных государством, должны обеспечиваться самостоятельно местными
органами власти за счет неналоговых источников финансирования. Основные

36


из них - это доходы от использования, продажи, сдачи в аренду и приватизации муниципальной собственности, а также штрафы, пени, лицензионные сборы.

4. По мере развития рыночной экономики необходимо формировать муниципальный сектор в торговле, жилищном строительстве, бытовом обслуживании, создавать сеть муниципальных банков, трастовых и инвестиционных компаний, страховых и пенсионных фондов, создавать смешанные муниципально - частные предприятия, доходы которых могли бы стать важным и надёжным источником доходов местных бюджетов.

5. За годы реформирования бюджетных отношений в России произошли существенные изменения. В то же время все еще остаются нерешенными такие проблемы, как:

-  преодоление дефицитности большинства бюджетов;

-  повышение доли местных налогов в доходах местных бюджетов;

-  разработка стабильных бюджетных нормативов;

-  выработка     научно-обоснованных     методов     учёта    территориальных
особенностей     отдельных     муниципальных     образований     и     принципов
предоставления финансовой помощи из бюджетов верхних уровней;

- выравнивание уровней муниципальной бюджетной обеспеченности городов, районов, сельской администрации.

Решение перечисленных выше проблем способствовало бы развитию реального местного самоуправления, улучшению условий жизни людей, укреплению демократии и институтов гражданского общества.

Важной составляющей бюджетного процесса муниципального образования является исполнение его расходных полномочий, что придает бюджету законченный вид. Для представления более полной картины бюджетного процесса муниципального образования необходимо осуществить анализ процессов, происходивших в области расходных полномочий. Данные об укрупненной структуре расходов местных бюджетов в 1996-2003 гг. представлены на рисунке 1.2.7.

37


Можно сделать вывод о сравнительной устойчивости структуры функциональных расходов муниципалитетов. Финансовый кризис 1998 г. незначительно повлиял на структуру расходов муниципалитетов. Тем не менее, выделим ряд важных тенденций.




120т


1996  1997  1998  1999  2000  2001  2002  2003


ЖКХ

В Отрасли социально-культурной сферы

Ш Отрасли экономики ИУправление

Прочие расходы


Рис. 1.2.6. Укрупненная структура расходов местных бюджетов в Российской Федерации в 1996-2003 гг. (в %)36

Во-первых, монотонный рост расходов на образование и здравоохранение. За шесть лет в структуре расходов местных бюджетов их доля увеличилась почти в два раза.

Во-вторых, в первые годы посткризисного периода (1999-2000гг.) доля расходов местных бюджетов на ЖКХ стабилизировалась. Снижение доли затрат на ЖКХ в структуре расходов муниципалитетов в последние два года связано с тем, что с 2001 г. капитальные вложения по отрасли показываются как расходы по направлению "Промышленность и строительство".

Доля расходов местных бюджетов по этому направлению в 2001 г. существенно возросла (рис. 1.2.6.). Согласно данным Минфина об исполнении местных бюджетов в 2003 г., доля затрат на ЖКХ в структуре расходов местных бюджетов значительно снизилась, однако пока трудно однозначно утверждать, что наблюдается начало новой тенденции. В немалой степени этот процесс обусловлен принятием и реализацией правительственной программы по переходу на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.